А.Р.Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Москва. 1998. С. 11-33
Житие и жизнь святого благоверного великого князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского нового чудотворца, написанное и составленное в начале XIV века по рассказом сподвижников и современников князя.
Иже в Троице прославляемого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа предвечное царство. Нет в нем не начальных дней, ни конца жизни. Всеми живущими на земле хвалится и воспевается за воплощение его от Девы. Проповедью Его божественных учеников и апостолов воссияла на земле Православная вера. Истинная - для многих мудрых и не истинная для порабощенных соблазнами. Тем же кто уповает на превременную и суетную славу нашей жизни, обманом считают промыслительные таинства. Проповедование спасительного вочеловечения Христа и царства Его стало соблазном для иудеев и безумием (неверием) для эллинов. Из–за этого безумия, то есть неверия многие страны были окутаны тьмой и осквернены в беззаконных делах. Об одной из этой стране подлежит повествовать. На западе была Литва языческая, изменяющая славу Божию в человеке. О ней мы вспомним в этой повести.
Во дни благочистивого великого князя Александра Ярославича Невского Литвой правил великий князь Мендогв. Был он славою и богатством велик. Не пренебрегал желаниями плотскими, хвалясь быстро уходящими мирскими доблестями. Душою же нищ, поклоняясь соблазну богомерзских идолов. Литовский вождь пребывал в соблазне и прельщении. Подрастали два сына. Старший - Вышелег, а юному дано было имя Довмонт, о нём многие летописи повествуют. Эти княжичи по отечественному преданию были язычниками. Впоследствии благочестивыми лучами, как светило воссияли.
Сперва, старший брат Божественного озарения сподобился принять. Понял нечестие идольских соблазнов окружающей жизни, увлекающей в пропасть славой и пищей. Простился он с суетную, увлекающею в пропасть славой, оставил свое отечество в Синайскую гору удалился, и к неложной вере присоеденился - уверовал во Христа…..
В крещении назван Давидом. Возрастал и преуспевал в непорочной вере, прилежно изучая Божественное писание. Потом пошёл на святую гору и принял монашеский образ. Удалился в пустыню. Постом, бодрствованием и молитвой очистил свою душу от всех посторонних привязанностей. Бесстрастным светом просвятил ее.
Рассказывают о нем, что он оставил свою келью вернулся и свое отечество, умоляя отца обратиться к спасительной Христовой вере, обличая идолов и оставить их соблазны. Открыто говоря о вечном и нетленном пребывании в будущей жизни, если крещением через Христа обратится к Богу. Умоляя отца (МИНДОВГА) оставить соблазны и крещением отдаться Христу.
От него же юный его брат Довмонт воспринял то сладкое учение и уверовал во Христа. Коснулась его сердца утешительная благодать. И с этого времени он искал повода как освободится от прельщения. Тот же божественный муж долго молил отца своего много молил отца своего отступить от идолов, но отец не услышал его. Обругал, укорил, едва не замучил его, но Бог не допустил этого. Божий муж, не услышанный отцом, возвратился на Святую гор, где возможно в смертном теле принять жизнь ангельскую..
После его ухода миновало некоторое время поднялся в Литве великий мятеж. Восстали князи Литовские, убивая друг друга. Свои родственники убили великого князя Мендовга. Вскоре весть об убийстве его пришла во многие страны, дошла даже до Святой горы. Давид - сын убиенного князя Мендовга монах Давид, сын убиенного князя Миндовга, поведал свои мысли игумену, и благословение принял у него. Снял иноческие ризы, но правила иноческого не оставил. Принял воинский чин, собрал войско своего отца и бояр пошел ратью на языческую Литву, горячо помолившись Христу. Божию помощью одолел убийц своего отца, убил многих литовских князей. Говорится о нём в писании, не хотел сотворить убийство – не иноческое это дело, но Бог допустил, чтобы отомстить за кровь христианскую. Страшную победу одержав, вернулся на Святую гору. Где монахом принял конец жизни. Тогда же из языческой Литвы в Псков прибежало 300 с женами и детьми и крестились во имя пресвятой троицы.
О Доманте. Благородный же князь Домант, увидев мятеж и убийство отца, печалью и слезами сокрушился сильно, как тростник, ветром колеблемый, размышляя:
-В отечестве ли остаться или в другую страну переселиться.
Вразумляемый помыслом Господа, возненавидев идолов, переселяется в христианскую страну, через крещение отдаться Христу…он оставил отечество своё и со всем своим домом с боярами и слугами, в богохранимый город Псков приходит со всем своим родом в лето 6774(1265 ) г. Псковичами с честью принят.
Время некоторое, пребывая в городе и уставы православия изучив, проникся желанием Божественной любви. Захотел просвятиться Божественным крещением.
Изучив уставы православия, к Богу потянулся-источнику безсмертному, как лань к водам. Горькая тьма язычества отступила перед сладостным светом истины. Изменив прежде нечестие на благочестие Просвятившись божественным крещением во имя Пресвятой Троицы, отца и сына и святого духа. В крещении назван Тимофеем «Благочестивым». Родившись водою и духом, радостью невыразимой наполнился. Сыном света сподобился стать. Сбросил греховный покров, на путь добродетели стал. Благочестием многих превзошел.
И радовались псковичи видевшие просвещение и благонравие пришельца. Старейшины города собирают совет о нем. С подобающей честью на стол княжеский приглашают, обещая ему во всем повиноваться. Так благородный князь Домант власть княжескую принял. Почитаемый жителями, правил по евангелию: «Придите ко мне все труждающие и обримененые и вас успокою, научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем, и получите покой душам вашим». Подражая Спасителю, ни возгордился, ни вознесся мимотекущей славы этого века. Зная естество человеческое: если кто будет всему миру владыко, но не сравнится ни с кем из меньших, если в душе у него покой и он не грешит. Во всём делал угодное Богу, благочестием сиял, как светило тьму духовную удалив и от лукавства очистив, добродетелями украсился и сделался храмом Святой Троицы. К созерцанию Троицы всю силу ума своего направил, любовию теплой и сердцем чистым со страхом и трепетом молился. Временных, вниз влекущих дел удалялся, предстоя пред Господом со страхом и трепетом. Если осквернялся днем беседою о мирских делах, ночью исправлял дневные недостатки. Молитвами и слезами призывал Бога, один с Вездесущим беседовал, прося у него прощения. Такой человек приближается к Богу вплотную, беседует с ним. Всеблагий наш владыка помогает, слышит истинно чисто молящехся ему по пророчеству: «Очи Господни на праведных, и уши в молитву их». Такое начало здание добродетели положил новокрещенный. И мир Божий был с ним, просвящая и вразумляя, направляя на путь истины, отгоняя лукавые помыслы. Душу защищая крестным знамением, отганяя злые соблазны, украшаясь добродетелями ради будущего царства небесного и светом живоночальной Троицы преобразиться во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Благочестивый князь Домант: правду творил, сиротам и вдовицам кормитель и заступник был, нищих одевал, печальным утешитель, обидемым помощник и заступник. Священство любя и почитая, помогая монастырям и украшая церкви. Власть княжескую благоугодно правил, был справедлив на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими. Дела же его были удивительны. Души враждующих приводил в тишину и мир Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал. О таком написано в писании: «Князь в стране благ и кроток по образу Божию есть».
Часто вспоминая убиенного отца своего, печалился, что отец не принял божественное крещение, ушел в землю темную навечно. Молил Бога со слезами спасти погибающую душу отца. Яростью разжигается на убийц отца. Горячо молится Вышнему, прося его помощи, победы над врагами прося. Собирает 300 избранных воинов и укрепленный Божией помощью движется от славного города Пскова в свое отечество на безбожных супостатов с малой дружиной.
Властитель литовский князь Гердень ушел в поход. Внезапно появилась дружина князя Доманта люто расправилась с врагами. Некоторые спасались бегством, немилосердными мечами рассекаемые, иные в крепостях закрылись, трепетом объятые. Искусные в войне вооружились, друг друга воодушевляли, отчаянно кричали, но успеха не добились. Оружие Христиан кровью своей обагрили, падали, истекая кровью. Все дома грозный воитель повелел разрушеть и сжегать, княгиня нечестивого князя Герденя его детей, все сокровище и богатство взято в полон.
Так с помощью пресвятой Троицы одолел своих врагов, ушел невредим. Со множеством плененных, как победитель возвращался в Псков. У р.Двины,на противоположном берегу, пройдя пять верст, остановились в шатрах в бору. Сто восемьдесят воинов с полоном, отпустил князь Домант в г.Псков. Девяносто воинов остались с собой. Из них два стража оставил у переправы через реку, чтоб известили о погоне. Они были разумны и бдительны.
Князь Гердень, услышав о пленении княгини, детей и своей земли, сильно опечалился. И вскоре придя на расхищенное место, плачь и горе увидев, лютой яростью воспламенился, собрал 800 воинов, братьев, родичами и сев на сильных коней, вслед за князем Домантом помчались, обещая его убить и разорить город Псков. Не ведали они, что сам Господь благочестивых от напасти сохраняет, а неправедных предает погибели. Вскоре воины князя Герденя подошли к реке, и начали ее переходить.
Стражи, поставленные у реки, увидев множество приближающее войско, побежали и известили князю о ополчении язычников. Князь сказал:
-Бог да спасет вас, братья, что устерегли погоню, отпускаю вас, ибо исполнили порученную работу..
Они ответили:
-Не оставим тебя, благородный наш князь, останемся с тобою до конца. Постоим за дом Пресвятой Троице.
Он, услышав это, поблагодарил воинов, преклонив колени со слезами, от души молился всемогущему Богу Творцу и Создателю всего, благому и милосердному Владыке Христу:
-О милостливый, пресвятой, живоначальныая Пресвятая Троица. Превечный Боже наш, сотвори с нами по великой твоей милости, помоги нам грешным в этот час. Пособствуй, покажи милосердие, не предай нас в расхищение врагам, да не скажут нечестивые, где ваш Бог. Ты наше прибежище и единственная надежда, ты один нам помощник, ты Бог милости, тебя славит вся тварь, прославленного во веки.
Так помолившись, божественное ощутив утешение в сердце своем, исполнился отваги, обратился к дружине своей:
-Отцы и братья, предстоит нам жизнь или смерть, не убоимся врага, постоим за дом Пресвятой Троицы и за православную христианскую веру, да не попадем в плен к язычникам.
Славный и победоносный князь помощью Святой Троицы и молитвами святых угодников с войском в едином сердце помчались на врагов, призвав в помощь христова воина страстотерпца Леонтия Трепольского, битва была в день его памяти. С воинским криком, малой дружиной, откинув страх, с малой дружиной напали на противников, рассекая их мечами храбро и мужественено..
Войско противника. зверообразным рвением вооружившись, как звери рыкающие, наскочило тучею пуская стрелы. Не зря говорят, бранная победа и падение царское без воли Божий никогда не бывает, оружия и стрелы мимо летели.
Христианское же войско, с воплем кричащее, крепко билось, уповая на помощь Божью, беспрестанно молясь, крепко билось с врагами. Блаженный князь Тимофей взывал к войску, укрепляя и поощеряя, уповать на Бога, и крепко биться с врагом. Наставляя свое войско, сам делу ратному знаток был и дружина с любовью подчинялась ему, укрепленная помощью Божью столкнулись с противником. Была сеча злая и прежестокая, падали тела противников как дрова, кровь лилась рекой. Шум страшный стоял, как гром, от вопля и кричания обоих войск и от трескоты их оружия.
Увидел Гердень страшное избиение храбрых своих воинов, многие из них утоплены были, устремился в бегство с остатком войск. Семдесят воинов вынесла река на остров, многие течением унесены вдаль.
Славный и победоносный князь Тимофей одержал победу с помощью Пресвятой Троицы и молитвами святых угодников. Одолев горделивую Литву, убив до шестисот воинов. Окончив битву с дружинную своею возблагодарил Бога, который, гордых своею силою низложил.
С великой радостью пришли в г. Псков. Горожане встречали их с великой честью, как в древности встречали Давида, победившего Голиафа.
В то же время пришел князь Ярославль Ярославич в великий Новгород с большим войском, собираясь идти на г. Псков и на блаженного князя Тимофея. Новгородцы, вразумляемые Богом, уговорили его не идти на Псков и отослал князь свое войско обратно.
Благоверный князь Тимофей поставил церковь во имя св. мученика Тимофея, своего небесного покровителя, и великолепно ее украсил. До сего дня она сияет всем во славу Божию.
Вскоре новгородцы с псковичами пошли на Литву и победили, тогда же и Горденя-князя убили и возвратились со всем войском своим.
Времени минуло немного, князья русские Святослав Ярославович и Дмитрий, сын великого князя Александра Невского, и еще четыре князя собрались в великом Новгороде, с ними же и благородный князь Тимофей с воинством своим. Положено благочестивым князям друг другу помогать в воинской брани. Собрались большим войском, и пошли в немецкие земли к городу Ракобору. Дошли до немецких земель 23 января. С помощью Божью и боевым криком напали на войско противника, круша их острием меча. Вся земля была покрыта трупами. Три дня пребывали князи на трупах и возвратились в великий Новгород.
Благородный князь Домант с войском своим прошел горы непроходимые (языческие), называемые Вируян, и всех живущих там повоевал, богатство и сокровище их отнял. Разжигаемый божественною ревностью, жилища демонские разрушил, пленил землю до моря. И возвратился в г. Псков с множеством пленных.
Зима прошла, лето наступило, пришло немецкое войско в доспехах на богохранимый г. Псков в неделю Всех Святых и было разгромлено дружиной князя Тимофея, оставшиеся в живых бежали одержимые ужасом.
И слава о храбрости Довмонта прогремела по всем землям. Минуло два лета после пленения Поморья. Собрали латыняни остатки сил и собравшись тайно подошли и взяли несколько псковских сел. Благородный князь Тимофей услышав об этом, не стерпел обиды, собрал свое войско и горожан - всего шестьдесят мужей и пошел с ними на пяти кораблях, и стал на р. Мираповне.
Было это в день памяти страстотерпца Христова Георгия Каппадокийского, ему же благочестивый князь со слезами помолился, прося его помощи. С боевым криком бросились на противников, круша их мечами, рассекая головы, иным нанося неисцелимые раны. Остаток противников, страхом объятый, устремился бежать гонимый гневом Божьим, как немощные птицы, летящие по пустыням и деревьям, устремляются в горы, в пещеры каменные, нигде не находя пристанища. Убегая, падали в траву, надеясь спастись. Благочестивый же князь наш повелел своему войску запалить траву. Противники ощутили пламень огня, забегали, ища себе спасения, посечены были мечами, а иные в воде утопли. Сам же благородный князь наш и воинство его, великое благодарение вознесли всесильному Богу и его угоднику страстотерпцу Георгию. И возвратились в Псков с победою великою
И вскоре победоносный князь Тимофей поставил церковь во имя страстотерпца христова Георгия, которая доныне стоит его молитвами.
В те дни слышал магистр Рижский о мужестве и храбрости благочестивого князя Тимофея решился на войну. Собрал большое войско, и на многих кораблях и по суше на конях с вооруженными всадниками и таранами подошли к городу. И с великой яростью хвалились дом пресвятой Троицы и раба ее, благочестивого князя Тимофея взять в плен. Не ведали окаянные, что приключится с ними.
Услышал князь Тимофей о близости во множестве силы ополчения, без помищи Божией. Войдя в церквь Пресвятой Троице, князь положил свой меч перед алтарем. Пал на церковный помост, молился со слезами:
-Господи боже сил, мы люди твои и овцы пажити твоея, имя твое призываем, призри Владыко, на кроткие люди твоя и гордых высокия мысли низложи, да не опустеет ограда овец Твоих.
Так окончилась молитва князя, Исидор, игумен Мирожского монастыря, и весь иерейский чин, взяли его меч его и препоясали его мечом. И помолившись с ним, осенивши его Живоносным Крестом, и священною водою окропивши, отпустили, укрепленного Божию помощью.
Блаженный же князь распустил накануне свое войско, и не дождавшись великого полка новгородских воинов, но собрав остатки верной дружины, вышел на врагов, вооруженный силою Животворящего Креста и молитвою, призвав на помощь святого страстотерпца Христова Феодора Стратилата, это было в день памяти его страданий.
И малою дружиной напали на врагов. Сам Вседержитель, в Троице славимый, царь царствующий и господь господствующих, владыко Христос, явил святую помощь Свою, помогая верному своему слуге, благочестивому князю нашему, и падали пришельцы от острия его меча. И самого магистра князь ранил в лицо. Оставшиеся же немцы, страхом великим объяты, спешно погрузили на корабли убитых и раненных, убежали восвояси. Благочестивый же князь Тимофей с воинством своим, одержав победу, возвратился в Псков с радостью великою хваля и благодаря Бога за все, что сотворил с ними. И создал церковь во имя святого мученика Христова Федора Стратилата, по его молитве разбили иноплеменные полки, и град Псков от разорения спас.
Вскоре язычники-латиняне начали насильничать по селам, нападая и творя зло, как звери разбойничали, оскорбляя овец Божиих. Приходят, пострадавшие, в город Псков и с плачем князю все рассказывают. Христолюбивый же князь Тимофей, не стерпя обиды, быстро поднялся против обидчиков. С яростью великою повел свое войско на врагов. Пришел в их землю, села их сжег, иных смерти предали. Землю их завоевал. С многими пленными, возвратились в город Псков.
И жили без войн, в молитве и посте пребывая, творя добродетели, хлеб свой князь раздавал алчущим, много милости творил, благое творя. Проходя мысленный путь добродетелей к небу.
Много времени минуло. Попущением Божиим, за грехи наши, собирают немцы большое войско и стремительно к городу подходят, как звери рыкающие. Ограды монастырей сжигают и многих немилосердно убивают. Тогда же был убит преподобный Иосаф из монастыря Святой горы (в Распространённой редакции жития XVII века написано - игумен Снетогорского монастыря), и Василий, игумен Мирожского монастыря, и Иосиф пресвитер.
Тесным и скорбным путем живя на земле, приняв мученическую кончину и бесконечное получили блаженство. Также множество убито было женщин и детей. Благочестивый князь Тимофей с плачем и рыданием молится Богу, победы прося, которую и получил.
Утром немцы подступили к городу, желая разорить его до конца. Но всеблагий Бог наш, поразивший нас гневом своим, не предал до конца в расхищение врагам нашим. Собралось ополчение малой дружиной с мужем Иваном Дорогомиловым и с другими псковичами, искусными воинами. Вышел как лев на стадо овец, и помощью Святой Троицы укрепленные, избили полки немцев, рукою крепкою на вечный позор. Самого военачальника их в голову ранили, иные в воде утопли, многие в плен взяты были. Прочие, побросав оружие, устремились в бег от страха и храбрости благочестивого князя Тимофея-Доманта. Была эта славная победа в лето 6807 года от рождества Христова 4 марта. И радостью все исполнились, многослезное благодарение, вознося Господу. И был этот день, днем скорби и днем веселия. Скорби попустил Бог за бесчисленные грехи наши. Веселия же-спасены от враг наших. Сего ради уповаем на тебе, Боже, в век, из рода в род возвестим хвалу твою. Ты Господи избавил нас от враг наших. Хвалим тебя, благодарим, поклоняемся, поем и превозносим безграничное твое милосердие. Пресвятой царь всех видимых и невидимых, даруй силу и державу верным рабам твоим, благочестивым князем нашим. Издавна города великий Новгород и Псков, от нашествия безбожных иноплеменников, спасены были великим князем Александром Ярославичем и сыном его князем Дмитрием и зятем его, здесь вспоминаемым, блаженным князем Домантом, много раз спасаемы были города наши великий Новгород и Псков от нашествия иноплемеников. О таких писание говорит:
-Аще князи праведны бывают в земле, то многие согрешения отдаются земле той.
Так и было во дни Исайя пророка: не одного ли ради Иезекия сохранен был Иерусалим от пленения Сенахиримова, царя Ассирийского. Так и здесь сохранил Господь город Псков от разорения врагов молитвами раба своего, блаженного князя Гавриила чудотворца, и заступлением благочестивого князя Тимофея-Доманта, он всегда в молитвах своих призывал на помощь святого князя Гавриила при нападении безбожных латинян. О таких говорит пророк Исайя:
-От лица Господня дал тебя в завет родом и в совет языкам, и быть тебе Святу даже до конца земли.
Так говорит Господь:
-Во время благоприятное услышал тебя и в день спасения помог тебе Бог великий и вечный, который смирив извергнет живущих в богатстве. Города великие разрушивший до земли, и возвысит кротких и смиренных и путь благочестивых направит. И утвердит путь праведеных, Господен суд.
Так и благочестивый князь Тимофей пошел путем праведным временную эту жизнь, ему и помог Господь. Много побед одержано над врагами, не все записаны. Эта же написана, да не забвенна будет делами Божими преславными. Последняя победа, да не забудется.
Во всяком благочестии и простоте проходит князь временное это житие до смертного своего часа. И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключенных посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. Страшен был для врагов, как говорят летописи. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил, до старости дожил. Помогал делающим благое. Состарившись возрастом, только более усердным стал и укрепился духом. Старостью не побежденный, этот великий подвижник, верою благочестивейший, и неусыпаемое наше хранилище, моря житейского светильник, желанное имя, благочестия тезоименитый князь.
Телесные недуги появились, изнемогать начал. И почувствовал отхождение свое ко Господу, тела умерщвление, дух же к желаемому Христу потянулся. Призывает старейшин города и домочадцев своих и беседу поучительную повел с ними, уча в чистоте православия пребывать, единомыслие и любовь друг к другу иметь, добрыми делами украшаться, с окружающими мир иметь. Напутствовал перед кончиной князь. Владычнего тела и крови причастился и в жизнь вечную отошел, предав Господу Святую свою душу в лето 6807-го года 20мая 1299 г.(2 июня 1299 н/с). Собрался весь священный чин: игумены и священники, и черницы-монахи, и …(Собрались множество игуменов, и священников, монахов-напис. В Распространённой редакции). И великое множество народа города Пскова, мужи и жены, старые и юные; плачем и рыданием все сокрушаются, в гроб честное тело положили, свято с псалмами надгробными его провожали, отдавая последнее целование. Слез источники проливали, кормчего и заступника лишились, с отцом прощались, сироты и вдовицы кормителя и помощника, печальники утешителя провожали, плача и рыдая. Совершив всенародное слезное отпевание, положили честное его тело в храме Живоначальной Троице с гимнами, с пением и напевами духовными. Боевое же его оружие положили на гробе его (меч же его повесили над гробом, Распр. редакция) на похвалу и утверждение города Пскова.
Какие же по кончине такой чудеса бывают? Ангелы поведут душу на представление, князи клеветы и тьмы удерживают на мытарствах. Врата открываются райские за чистое покаяние и добродетели его, в желаемое блаженство вводят, в покой праведных, в свет праведных невечерний желаемый непрерывно, и Всесвятой Троице озарение примет, как и подобает праведнику и царскому украшению.
Так, блаженным течением времени, даровал Господь, от мощей его чудес принятие, извещая прославление его на многие лета.
Было это в лето 6846-го(1538), в день Пятидесятницы, когда совершается празденство Пресвятой Троицы (в день празднования Живоначальной Пресвятой Троицы, Распростр редакция) в ее же божественном храме было множество людей, молящихся во время Божественного пения. Среди молящихся у раки блаженного князя Тимофея, стояла слепая женщина, ничего невидявшая. Стояла близ раки блаженного князя Тимофея, оплакивая свою слепоту, с плачем прося помощи святого. И сквозь слезы, все в церкви увидела, поняв исцеление свое, неизреченную радостью исполнилась и дар исцеления исповедала. Поцеловав раку святого и благодарными слезами окропив, возвратилась в свой дом, прославляя Святую Троицу и ее угодника, блаженного князя Доманта.
Слышали о прозревшей жены от раки святого немощные. Один руку сухую имел, другой был слеп очами. Укрепившись упованием, к гробу святого приходят, и исцелением Святого сподобливаются.. Благодарят всесильного Бога, и с большою любовью целуют раку святого, уходя с великою радостью. Исходит от честных мощей блаженного вместо мира благовонная теплота некая и видна бывает, как зимой в оконцах храма, в скважинах гроба, измерзает, в белый иней чудно превращается. И это бывает каждое лето. Подает и доныне благодать исцелений с верою приходящим осенением Святого Духа от честныого гроба князя Доманта.
И по сей день говорят, благоверный великий князь Гавриил-Всеволод, чудотворец, и всеблаженный князь Тимофей-Домант Бога молят о спасении Пскова от нашествия иноплеменников удерживают.
О Всеблаженные пречестные почитаемые, украшенные многими добродетелями, о двоица Богоизбранная, святые, дивные и Боголюбивые князья Гавриил и Тимофей. В свете невечернем ныне вместе живущие, и нетленными венцами вышнего Царствия празднично украшенные. С избранными радостно ликующие, - заботьтесь оттуда, свыше, о нас, помните о нас, благое творя. Не поминайте зла, ежели прогневаем. Не оскорбляйтесь нашими грехами, ежели согрешим, и сего ради далече от него отстоять будем. Но как чадолюбивый Отец от грехов покаянием омоемся и чистые к Нему приблизимся и постоянные благие даяния нам от него испросите подать. От дурных мыслей и всякого нечестия молитвами своими спасайте. Ведаем, многими беззаконными нашими делами Вас оскорбляем, пребывая в унынии. Но не оставляйте и не забывайте нас, как чужих, ибо мы вашей части достояние. И от Бога истины не таим, ради нас совершенных многих трудов ваших. Славим на благо и проповедуем благие дела ваши: в православную веру истинное крещение, церквей воздвижение, питание нищих, сиротам помощь, победа над врагами, и после преставления чудеса дивные, заступничество перед Богом молитвами и в сражениях помощь, отеческое благоутробие и явную милость всех благодеяний Ваших. От Вас и в нас бывших, не забыты мы будем Вами. Просим от Вас помощи, и благодати и заступления, просим молитву и ходотайство, и, припадая молимся непрестанно молитву творить человеколюбивому Богу и Пречистой его Матери о стаде Вашем, которое от души возлюбили и ради которого до смерти подвизались. Да избавимся от тьмы греховных страстей, и от воздействия лукавых бесов, и от мужей злых и лести. И в этой жизни быстропереходящей и сооблазнительной, будьте с нами, и наставляйте нас оба беречь душу и тело, особо нынче. Молите Христа о нас, да в мире и тишине с покаянием жизнь наше проживем, и после кончине своей милость утешение обретем. И в день Страшного Суда и воздаяния да ответит нам добром и даст нам благо, ибо мы Его творение и кроме Него, иного Бога не знаем. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение. Хвала и величие, вместе со безначальным Его Отцом и Всесвятым Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. АМИНЬ.
Житие и жизнь святого благоверного великого князя Довмонта, названного в святом крещении Тимофеем, псковского нового чудотворца, написанное и составленное в начале XIV века по рассказом сподвижников и современников князя.
Иже в Троице прославляемого Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа предвечное царство. Нет в нем не начальных дней, ни конца жизни. Всеми живущими на земле хвалится и воспевается за воплощение его от Девы. Проповедью Его божественных учеников и апостолов воссияла на земле Православная вера. Истинная - для многих мудрых и не истинная для порабощенных соблазнами. Тем же кто уповает на превременную и суетную славу нашей жизни, обманом считают промыслительные таинства. Проповедование спасительного вочеловечения Христа и царства Его стало соблазном для иудеев и безумием (неверием) для эллинов. Из–за этого безумия, то есть неверия многие страны были окутаны тьмой и осквернены в беззаконных делах. Об одной из этой стране подлежит повествовать. На западе была Литва языческая, изменяющая славу Божию в человеке. О ней мы вспомним в этой повести.
Во дни благочистивого великого князя Александра Ярославича Невского Литвой правил великий князь Мендогв. Был он славою и богатством велик. Не пренебрегал желаниями плотскими, хвалясь быстро уходящими мирскими доблестями. Душою же нищ, поклоняясь соблазну богомерзских идолов. Литовский вождь пребывал в соблазне и прельщении. Подрастали два сына. Старший - Вышелег, а юному дано было имя Довмонт, о нём многие летописи повествуют. Эти княжичи по отечественному преданию были язычниками. Впоследствии благочестивыми лучами, как светило воссияли.
Сперва, старший брат Божественного озарения сподобился принять. Понял нечестие идольских соблазнов окружающей жизни, увлекающей в пропасть славой и пищей. Простился он с суетную, увлекающею в пропасть славой, оставил свое отечество в Синайскую гору удалился, и к неложной вере присоеденился - уверовал во Христа…..
В крещении назван Давидом. Возрастал и преуспевал в непорочной вере, прилежно изучая Божественное писание. Потом пошёл на святую гору и принял монашеский образ. Удалился в пустыню. Постом, бодрствованием и молитвой очистил свою душу от всех посторонних привязанностей. Бесстрастным светом просвятил ее.
Рассказывают о нем, что он оставил свою келью вернулся и свое отечество, умоляя отца обратиться к спасительной Христовой вере, обличая идолов и оставить их соблазны. Открыто говоря о вечном и нетленном пребывании в будущей жизни, если крещением через Христа обратится к Богу. Умоляя отца (МИНДОВГА) оставить соблазны и крещением отдаться Христу.
От него же юный его брат Довмонт воспринял то сладкое учение и уверовал во Христа. Коснулась его сердца утешительная благодать. И с этого времени он искал повода как освободится от прельщения. Тот же божественный муж долго молил отца своего много молил отца своего отступить от идолов, но отец не услышал его. Обругал, укорил, едва не замучил его, но Бог не допустил этого. Божий муж, не услышанный отцом, возвратился на Святую гор, где возможно в смертном теле принять жизнь ангельскую..
После его ухода миновало некоторое время поднялся в Литве великий мятеж. Восстали князи Литовские, убивая друг друга. Свои родственники убили великого князя Мендовга. Вскоре весть об убийстве его пришла во многие страны, дошла даже до Святой горы. Давид - сын убиенного князя Мендовга монах Давид, сын убиенного князя Миндовга, поведал свои мысли игумену, и благословение принял у него. Снял иноческие ризы, но правила иноческого не оставил. Принял воинский чин, собрал войско своего отца и бояр пошел ратью на языческую Литву, горячо помолившись Христу. Божию помощью одолел убийц своего отца, убил многих литовских князей. Говорится о нём в писании, не хотел сотворить убийство – не иноческое это дело, но Бог допустил, чтобы отомстить за кровь христианскую. Страшную победу одержав, вернулся на Святую гору. Где монахом принял конец жизни. Тогда же из языческой Литвы в Псков прибежало 300 с женами и детьми и крестились во имя пресвятой троицы.
О Доманте. Благородный же князь Домант, увидев мятеж и убийство отца, печалью и слезами сокрушился сильно, как тростник, ветром колеблемый, размышляя:
-В отечестве ли остаться или в другую страну переселиться.
Вразумляемый помыслом Господа, возненавидев идолов, переселяется в христианскую страну, через крещение отдаться Христу…он оставил отечество своё и со всем своим домом с боярами и слугами, в богохранимый город Псков приходит со всем своим родом в лето 6774(1265 ) г. Псковичами с честью принят.
Время некоторое, пребывая в городе и уставы православия изучив, проникся желанием Божественной любви. Захотел просвятиться Божественным крещением.
Изучив уставы православия, к Богу потянулся-источнику безсмертному, как лань к водам. Горькая тьма язычества отступила перед сладостным светом истины. Изменив прежде нечестие на благочестие Просвятившись божественным крещением во имя Пресвятой Троицы, отца и сына и святого духа. В крещении назван Тимофеем «Благочестивым». Родившись водою и духом, радостью невыразимой наполнился. Сыном света сподобился стать. Сбросил греховный покров, на путь добродетели стал. Благочестием многих превзошел.
И радовались псковичи видевшие просвещение и благонравие пришельца. Старейшины города собирают совет о нем. С подобающей честью на стол княжеский приглашают, обещая ему во всем повиноваться. Так благородный князь Домант власть княжескую принял. Почитаемый жителями, правил по евангелию: «Придите ко мне все труждающие и обримененые и вас успокою, научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем, и получите покой душам вашим». Подражая Спасителю, ни возгордился, ни вознесся мимотекущей славы этого века. Зная естество человеческое: если кто будет всему миру владыко, но не сравнится ни с кем из меньших, если в душе у него покой и он не грешит. Во всём делал угодное Богу, благочестием сиял, как светило тьму духовную удалив и от лукавства очистив, добродетелями украсился и сделался храмом Святой Троицы. К созерцанию Троицы всю силу ума своего направил, любовию теплой и сердцем чистым со страхом и трепетом молился. Временных, вниз влекущих дел удалялся, предстоя пред Господом со страхом и трепетом. Если осквернялся днем беседою о мирских делах, ночью исправлял дневные недостатки. Молитвами и слезами призывал Бога, один с Вездесущим беседовал, прося у него прощения. Такой человек приближается к Богу вплотную, беседует с ним. Всеблагий наш владыка помогает, слышит истинно чисто молящехся ему по пророчеству: «Очи Господни на праведных, и уши в молитву их». Такое начало здание добродетели положил новокрещенный. И мир Божий был с ним, просвящая и вразумляя, направляя на путь истины, отгоняя лукавые помыслы. Душу защищая крестным знамением, отганяя злые соблазны, украшаясь добродетелями ради будущего царства небесного и светом живоночальной Троицы преобразиться во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Благочестивый князь Домант: правду творил, сиротам и вдовицам кормитель и заступник был, нищих одевал, печальным утешитель, обидемым помощник и заступник. Священство любя и почитая, помогая монастырям и украшая церкви. Власть княжескую благоугодно правил, был справедлив на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими. Дела же его были удивительны. Души враждующих приводил в тишину и мир Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал. О таком написано в писании: «Князь в стране благ и кроток по образу Божию есть».
Часто вспоминая убиенного отца своего, печалился, что отец не принял божественное крещение, ушел в землю темную навечно. Молил Бога со слезами спасти погибающую душу отца. Яростью разжигается на убийц отца. Горячо молится Вышнему, прося его помощи, победы над врагами прося. Собирает 300 избранных воинов и укрепленный Божией помощью движется от славного города Пскова в свое отечество на безбожных супостатов с малой дружиной.
Властитель литовский князь Гердень ушел в поход. Внезапно появилась дружина князя Доманта люто расправилась с врагами. Некоторые спасались бегством, немилосердными мечами рассекаемые, иные в крепостях закрылись, трепетом объятые. Искусные в войне вооружились, друг друга воодушевляли, отчаянно кричали, но успеха не добились. Оружие Христиан кровью своей обагрили, падали, истекая кровью. Все дома грозный воитель повелел разрушеть и сжегать, княгиня нечестивого князя Герденя его детей, все сокровище и богатство взято в полон.
Так с помощью пресвятой Троицы одолел своих врагов, ушел невредим. Со множеством плененных, как победитель возвращался в Псков. У р.Двины,на противоположном берегу, пройдя пять верст, остановились в шатрах в бору. Сто восемьдесят воинов с полоном, отпустил князь Домант в г.Псков. Девяносто воинов остались с собой. Из них два стража оставил у переправы через реку, чтоб известили о погоне. Они были разумны и бдительны.
Князь Гердень, услышав о пленении княгини, детей и своей земли, сильно опечалился. И вскоре придя на расхищенное место, плачь и горе увидев, лютой яростью воспламенился, собрал 800 воинов, братьев, родичами и сев на сильных коней, вслед за князем Домантом помчались, обещая его убить и разорить город Псков. Не ведали они, что сам Господь благочестивых от напасти сохраняет, а неправедных предает погибели. Вскоре воины князя Герденя подошли к реке, и начали ее переходить.
Стражи, поставленные у реки, увидев множество приближающее войско, побежали и известили князю о ополчении язычников. Князь сказал:
-Бог да спасет вас, братья, что устерегли погоню, отпускаю вас, ибо исполнили порученную работу..
Они ответили:
-Не оставим тебя, благородный наш князь, останемся с тобою до конца. Постоим за дом Пресвятой Троице.
Он, услышав это, поблагодарил воинов, преклонив колени со слезами, от души молился всемогущему Богу Творцу и Создателю всего, благому и милосердному Владыке Христу:
-О милостливый, пресвятой, живоначальныая Пресвятая Троица. Превечный Боже наш, сотвори с нами по великой твоей милости, помоги нам грешным в этот час. Пособствуй, покажи милосердие, не предай нас в расхищение врагам, да не скажут нечестивые, где ваш Бог. Ты наше прибежище и единственная надежда, ты один нам помощник, ты Бог милости, тебя славит вся тварь, прославленного во веки.
Так помолившись, божественное ощутив утешение в сердце своем, исполнился отваги, обратился к дружине своей:
-Отцы и братья, предстоит нам жизнь или смерть, не убоимся врага, постоим за дом Пресвятой Троицы и за православную христианскую веру, да не попадем в плен к язычникам.
Славный и победоносный князь помощью Святой Троицы и молитвами святых угодников с войском в едином сердце помчались на врагов, призвав в помощь христова воина страстотерпца Леонтия Трепольского, битва была в день его памяти. С воинским криком, малой дружиной, откинув страх, с малой дружиной напали на противников, рассекая их мечами храбро и мужественено..
Войско противника. зверообразным рвением вооружившись, как звери рыкающие, наскочило тучею пуская стрелы. Не зря говорят, бранная победа и падение царское без воли Божий никогда не бывает, оружия и стрелы мимо летели.
Христианское же войско, с воплем кричащее, крепко билось, уповая на помощь Божью, беспрестанно молясь, крепко билось с врагами. Блаженный князь Тимофей взывал к войску, укрепляя и поощеряя, уповать на Бога, и крепко биться с врагом. Наставляя свое войско, сам делу ратному знаток был и дружина с любовью подчинялась ему, укрепленная помощью Божью столкнулись с противником. Была сеча злая и прежестокая, падали тела противников как дрова, кровь лилась рекой. Шум страшный стоял, как гром, от вопля и кричания обоих войск и от трескоты их оружия.
Увидел Гердень страшное избиение храбрых своих воинов, многие из них утоплены были, устремился в бегство с остатком войск. Семдесят воинов вынесла река на остров, многие течением унесены вдаль.
Славный и победоносный князь Тимофей одержал победу с помощью Пресвятой Троицы и молитвами святых угодников. Одолев горделивую Литву, убив до шестисот воинов. Окончив битву с дружинную своею возблагодарил Бога, который, гордых своею силою низложил.
С великой радостью пришли в г. Псков. Горожане встречали их с великой честью, как в древности встречали Давида, победившего Голиафа.
В то же время пришел князь Ярославль Ярославич в великий Новгород с большим войском, собираясь идти на г. Псков и на блаженного князя Тимофея. Новгородцы, вразумляемые Богом, уговорили его не идти на Псков и отослал князь свое войско обратно.
Благоверный князь Тимофей поставил церковь во имя св. мученика Тимофея, своего небесного покровителя, и великолепно ее украсил. До сего дня она сияет всем во славу Божию.
Вскоре новгородцы с псковичами пошли на Литву и победили, тогда же и Горденя-князя убили и возвратились со всем войском своим.
Времени минуло немного, князья русские Святослав Ярославович и Дмитрий, сын великого князя Александра Невского, и еще четыре князя собрались в великом Новгороде, с ними же и благородный князь Тимофей с воинством своим. Положено благочестивым князям друг другу помогать в воинской брани. Собрались большим войском, и пошли в немецкие земли к городу Ракобору. Дошли до немецких земель 23 января. С помощью Божью и боевым криком напали на войско противника, круша их острием меча. Вся земля была покрыта трупами. Три дня пребывали князи на трупах и возвратились в великий Новгород.
Благородный князь Домант с войском своим прошел горы непроходимые (языческие), называемые Вируян, и всех живущих там повоевал, богатство и сокровище их отнял. Разжигаемый божественною ревностью, жилища демонские разрушил, пленил землю до моря. И возвратился в г. Псков с множеством пленных.
Зима прошла, лето наступило, пришло немецкое войско в доспехах на богохранимый г. Псков в неделю Всех Святых и было разгромлено дружиной князя Тимофея, оставшиеся в живых бежали одержимые ужасом.
И слава о храбрости Довмонта прогремела по всем землям. Минуло два лета после пленения Поморья. Собрали латыняни остатки сил и собравшись тайно подошли и взяли несколько псковских сел. Благородный князь Тимофей услышав об этом, не стерпел обиды, собрал свое войско и горожан - всего шестьдесят мужей и пошел с ними на пяти кораблях, и стал на р. Мираповне.
Было это в день памяти страстотерпца Христова Георгия Каппадокийского, ему же благочестивый князь со слезами помолился, прося его помощи. С боевым криком бросились на противников, круша их мечами, рассекая головы, иным нанося неисцелимые раны. Остаток противников, страхом объятый, устремился бежать гонимый гневом Божьим, как немощные птицы, летящие по пустыням и деревьям, устремляются в горы, в пещеры каменные, нигде не находя пристанища. Убегая, падали в траву, надеясь спастись. Благочестивый же князь наш повелел своему войску запалить траву. Противники ощутили пламень огня, забегали, ища себе спасения, посечены были мечами, а иные в воде утопли. Сам же благородный князь наш и воинство его, великое благодарение вознесли всесильному Богу и его угоднику страстотерпцу Георгию. И возвратились в Псков с победою великою
И вскоре победоносный князь Тимофей поставил церковь во имя страстотерпца христова Георгия, которая доныне стоит его молитвами.
В те дни слышал магистр Рижский о мужестве и храбрости благочестивого князя Тимофея решился на войну. Собрал большое войско, и на многих кораблях и по суше на конях с вооруженными всадниками и таранами подошли к городу. И с великой яростью хвалились дом пресвятой Троицы и раба ее, благочестивого князя Тимофея взять в плен. Не ведали окаянные, что приключится с ними.
Услышал князь Тимофей о близости во множестве силы ополчения, без помищи Божией. Войдя в церквь Пресвятой Троице, князь положил свой меч перед алтарем. Пал на церковный помост, молился со слезами:
-Господи боже сил, мы люди твои и овцы пажити твоея, имя твое призываем, призри Владыко, на кроткие люди твоя и гордых высокия мысли низложи, да не опустеет ограда овец Твоих.
Так окончилась молитва князя, Исидор, игумен Мирожского монастыря, и весь иерейский чин, взяли его меч его и препоясали его мечом. И помолившись с ним, осенивши его Живоносным Крестом, и священною водою окропивши, отпустили, укрепленного Божию помощью.
Блаженный же князь распустил накануне свое войско, и не дождавшись великого полка новгородских воинов, но собрав остатки верной дружины, вышел на врагов, вооруженный силою Животворящего Креста и молитвою, призвав на помощь святого страстотерпца Христова Феодора Стратилата, это было в день памяти его страданий.
И малою дружиной напали на врагов. Сам Вседержитель, в Троице славимый, царь царствующий и господь господствующих, владыко Христос, явил святую помощь Свою, помогая верному своему слуге, благочестивому князю нашему, и падали пришельцы от острия его меча. И самого магистра князь ранил в лицо. Оставшиеся же немцы, страхом великим объяты, спешно погрузили на корабли убитых и раненных, убежали восвояси. Благочестивый же князь Тимофей с воинством своим, одержав победу, возвратился в Псков с радостью великою хваля и благодаря Бога за все, что сотворил с ними. И создал церковь во имя святого мученика Христова Федора Стратилата, по его молитве разбили иноплеменные полки, и град Псков от разорения спас.
Вскоре язычники-латиняне начали насильничать по селам, нападая и творя зло, как звери разбойничали, оскорбляя овец Божиих. Приходят, пострадавшие, в город Псков и с плачем князю все рассказывают. Христолюбивый же князь Тимофей, не стерпя обиды, быстро поднялся против обидчиков. С яростью великою повел свое войско на врагов. Пришел в их землю, села их сжег, иных смерти предали. Землю их завоевал. С многими пленными, возвратились в город Псков.
И жили без войн, в молитве и посте пребывая, творя добродетели, хлеб свой князь раздавал алчущим, много милости творил, благое творя. Проходя мысленный путь добродетелей к небу.
Много времени минуло. Попущением Божиим, за грехи наши, собирают немцы большое войско и стремительно к городу подходят, как звери рыкающие. Ограды монастырей сжигают и многих немилосердно убивают. Тогда же был убит преподобный Иосаф из монастыря Святой горы (в Распространённой редакции жития XVII века написано - игумен Снетогорского монастыря), и Василий, игумен Мирожского монастыря, и Иосиф пресвитер.
Тесным и скорбным путем живя на земле, приняв мученическую кончину и бесконечное получили блаженство. Также множество убито было женщин и детей. Благочестивый князь Тимофей с плачем и рыданием молится Богу, победы прося, которую и получил.
Утром немцы подступили к городу, желая разорить его до конца. Но всеблагий Бог наш, поразивший нас гневом своим, не предал до конца в расхищение врагам нашим. Собралось ополчение малой дружиной с мужем Иваном Дорогомиловым и с другими псковичами, искусными воинами. Вышел как лев на стадо овец, и помощью Святой Троицы укрепленные, избили полки немцев, рукою крепкою на вечный позор. Самого военачальника их в голову ранили, иные в воде утопли, многие в плен взяты были. Прочие, побросав оружие, устремились в бег от страха и храбрости благочестивого князя Тимофея-Доманта. Была эта славная победа в лето 6807 года от рождества Христова 4 марта. И радостью все исполнились, многослезное благодарение, вознося Господу. И был этот день, днем скорби и днем веселия. Скорби попустил Бог за бесчисленные грехи наши. Веселия же-спасены от враг наших. Сего ради уповаем на тебе, Боже, в век, из рода в род возвестим хвалу твою. Ты Господи избавил нас от враг наших. Хвалим тебя, благодарим, поклоняемся, поем и превозносим безграничное твое милосердие. Пресвятой царь всех видимых и невидимых, даруй силу и державу верным рабам твоим, благочестивым князем нашим. Издавна города великий Новгород и Псков, от нашествия безбожных иноплеменников, спасены были великим князем Александром Ярославичем и сыном его князем Дмитрием и зятем его, здесь вспоминаемым, блаженным князем Домантом, много раз спасаемы были города наши великий Новгород и Псков от нашествия иноплемеников. О таких писание говорит:
-Аще князи праведны бывают в земле, то многие согрешения отдаются земле той.
Так и было во дни Исайя пророка: не одного ли ради Иезекия сохранен был Иерусалим от пленения Сенахиримова, царя Ассирийского. Так и здесь сохранил Господь город Псков от разорения врагов молитвами раба своего, блаженного князя Гавриила чудотворца, и заступлением благочестивого князя Тимофея-Доманта, он всегда в молитвах своих призывал на помощь святого князя Гавриила при нападении безбожных латинян. О таких говорит пророк Исайя:
-От лица Господня дал тебя в завет родом и в совет языкам, и быть тебе Святу даже до конца земли.
Так говорит Господь:
-Во время благоприятное услышал тебя и в день спасения помог тебе Бог великий и вечный, который смирив извергнет живущих в богатстве. Города великие разрушивший до земли, и возвысит кротких и смиренных и путь благочестивых направит. И утвердит путь праведеных, Господен суд.
Так и благочестивый князь Тимофей пошел путем праведным временную эту жизнь, ему и помог Господь. Много побед одержано над врагами, не все записаны. Эта же написана, да не забвенна будет делами Божими преславными. Последняя победа, да не забудется.
Во всяком благочестии и простоте проходит князь временное это житие до смертного своего часа. И всеми почитаем и любим был не ради звания великого, но благонравия ради. Никогда никого не укорил, не навредил, не оклеветал, не завидовал, не гневался, любил церкви Божии, службы посещал. Многие церкви создал и украсил, помогал нищим, странникам, заключенных посещал, печальных утешал, пленных на свободу отпускал, монахам, сиротам и вдовицам – кормитель. Страшен был для врагов, как говорят летописи. И во всяком благочестии и чистоте в православной вере прожил, до старости дожил. Помогал делающим благое. Состарившись возрастом, только более усердным стал и укрепился духом. Старостью не побежденный, этот великий подвижник, верою благочестивейший, и неусыпаемое наше хранилище, моря житейского светильник, желанное имя, благочестия тезоименитый князь.
Телесные недуги появились, изнемогать начал. И почувствовал отхождение свое ко Господу, тела умерщвление, дух же к желаемому Христу потянулся. Призывает старейшин города и домочадцев своих и беседу поучительную повел с ними, уча в чистоте православия пребывать, единомыслие и любовь друг к другу иметь, добрыми делами украшаться, с окружающими мир иметь. Напутствовал перед кончиной князь. Владычнего тела и крови причастился и в жизнь вечную отошел, предав Господу Святую свою душу в лето 6807-го года 20мая 1299 г.(2 июня 1299 н/с). Собрался весь священный чин: игумены и священники, и черницы-монахи, и …(Собрались множество игуменов, и священников, монахов-напис. В Распространённой редакции). И великое множество народа города Пскова, мужи и жены, старые и юные; плачем и рыданием все сокрушаются, в гроб честное тело положили, свято с псалмами надгробными его провожали, отдавая последнее целование. Слез источники проливали, кормчего и заступника лишились, с отцом прощались, сироты и вдовицы кормителя и помощника, печальники утешителя провожали, плача и рыдая. Совершив всенародное слезное отпевание, положили честное его тело в храме Живоначальной Троице с гимнами, с пением и напевами духовными. Боевое же его оружие положили на гробе его (меч же его повесили над гробом, Распр. редакция) на похвалу и утверждение города Пскова.
Какие же по кончине такой чудеса бывают? Ангелы поведут душу на представление, князи клеветы и тьмы удерживают на мытарствах. Врата открываются райские за чистое покаяние и добродетели его, в желаемое блаженство вводят, в покой праведных, в свет праведных невечерний желаемый непрерывно, и Всесвятой Троице озарение примет, как и подобает праведнику и царскому украшению.
Так, блаженным течением времени, даровал Господь, от мощей его чудес принятие, извещая прославление его на многие лета.
Было это в лето 6846-го(1538), в день Пятидесятницы, когда совершается празденство Пресвятой Троицы (в день празднования Живоначальной Пресвятой Троицы, Распростр редакция) в ее же божественном храме было множество людей, молящихся во время Божественного пения. Среди молящихся у раки блаженного князя Тимофея, стояла слепая женщина, ничего невидявшая. Стояла близ раки блаженного князя Тимофея, оплакивая свою слепоту, с плачем прося помощи святого. И сквозь слезы, все в церкви увидела, поняв исцеление свое, неизреченную радостью исполнилась и дар исцеления исповедала. Поцеловав раку святого и благодарными слезами окропив, возвратилась в свой дом, прославляя Святую Троицу и ее угодника, блаженного князя Доманта.
Слышали о прозревшей жены от раки святого немощные. Один руку сухую имел, другой был слеп очами. Укрепившись упованием, к гробу святого приходят, и исцелением Святого сподобливаются.. Благодарят всесильного Бога, и с большою любовью целуют раку святого, уходя с великою радостью. Исходит от честных мощей блаженного вместо мира благовонная теплота некая и видна бывает, как зимой в оконцах храма, в скважинах гроба, измерзает, в белый иней чудно превращается. И это бывает каждое лето. Подает и доныне благодать исцелений с верою приходящим осенением Святого Духа от честныого гроба князя Доманта.
И по сей день говорят, благоверный великий князь Гавриил-Всеволод, чудотворец, и всеблаженный князь Тимофей-Домант Бога молят о спасении Пскова от нашествия иноплеменников удерживают.
О Всеблаженные пречестные почитаемые, украшенные многими добродетелями, о двоица Богоизбранная, святые, дивные и Боголюбивые князья Гавриил и Тимофей. В свете невечернем ныне вместе живущие, и нетленными венцами вышнего Царствия празднично украшенные. С избранными радостно ликующие, - заботьтесь оттуда, свыше, о нас, помните о нас, благое творя. Не поминайте зла, ежели прогневаем. Не оскорбляйтесь нашими грехами, ежели согрешим, и сего ради далече от него отстоять будем. Но как чадолюбивый Отец от грехов покаянием омоемся и чистые к Нему приблизимся и постоянные благие даяния нам от него испросите подать. От дурных мыслей и всякого нечестия молитвами своими спасайте. Ведаем, многими беззаконными нашими делами Вас оскорбляем, пребывая в унынии. Но не оставляйте и не забывайте нас, как чужих, ибо мы вашей части достояние. И от Бога истины не таим, ради нас совершенных многих трудов ваших. Славим на благо и проповедуем благие дела ваши: в православную веру истинное крещение, церквей воздвижение, питание нищих, сиротам помощь, победа над врагами, и после преставления чудеса дивные, заступничество перед Богом молитвами и в сражениях помощь, отеческое благоутробие и явную милость всех благодеяний Ваших. От Вас и в нас бывших, не забыты мы будем Вами. Просим от Вас помощи, и благодати и заступления, просим молитву и ходотайство, и, припадая молимся непрестанно молитву творить человеколюбивому Богу и Пречистой его Матери о стаде Вашем, которое от души возлюбили и ради которого до смерти подвизались. Да избавимся от тьмы греховных страстей, и от воздействия лукавых бесов, и от мужей злых и лести. И в этой жизни быстропереходящей и сооблазнительной, будьте с нами, и наставляйте нас оба беречь душу и тело, особо нынче. Молите Христа о нас, да в мире и тишине с покаянием жизнь наше проживем, и после кончине своей милость утешение обретем. И в день Страшного Суда и воздаяния да ответит нам добром и даст нам благо, ибо мы Его творение и кроме Него, иного Бога не знаем. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение. Хвала и величие, вместе со безначальным Его Отцом и Всесвятым Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. АМИНЬ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий