Права на авторство защищены Законом.
При использовании материала обязательна подпись:
Евгения Георгиевна Домонтович.
При
цитировании давайте ссылку http://domont.blogspot.com/
Глава
из книги «Памяти предкам – благу потомкам». Рукописная книга не издавалась.
История — свидетель прошлого, свет истины, живая
память, учитель жизни, вестник старины. Цицерон Марк Туллий
Герб Украины Постановлением Верховной Рады Украины «о Государственном гербе Украины» от 19 февраля 1992 года утвержден «трезубец»[1] - согласно Конституции Украины, элементом Большого герба должен быть и казак с мушкетом, символ Войска Запорожского.
2012 г – 400 лет со дня мученической кончины
Патриарха Московски и всея Руси Ермогена
(из дворянского
рода донских казаков).
2012 г
– 700 лет со дня построения ц. Рождества Богородицы в псковском ДОМАНТовском
мужском монастыре. Уцелевшая доныне. Ц.Р.Б. была построена по завещанию князя
св.Доманта на его сбережения.
2012 г
– 303 года со дня смерти св.Дмитрия Ростовского (в миру Савич Даниил, кличка Туптало) из дворянского рода донских
казаков.. В 1683 г, иеромонах
Димитрий настоятель Батуринского
Крупицкого монастыря проводил в последний путь прямого потомка св. князя
ДОМОНТА - Ивана Михайловича ДОМОНТовича.
Но, отвергнувши скрытые постыдные дела, не
прибегая к хитрости и не искажая слово Божия, а открывая истину, представляем
себя совести всякого человека пред Богом.
(2-послание
к коринфянам св. ап.Павла. гл.4, ст.2
Нет ничего слаще, чем свет правды. Цицерон Марк Туллий
ПСКОВСКИЕ
епархиальные ведомости. 1899 г. №10,11,12 (часть неофициальная):
1899 г.
в г. Пскове празднование в память 600 – летия блаженной кончины св. князя Довмонта-Тимофея и столетие
А.С.Пушкина.
Перед
нами…..брошюра…генерала Е.В.Богдановича, бывшего старосты Исаакиевского собора
С/П, под заглавием «Святый благоверный князь Домонт Псковский» в память
600-летия со дня кончины.
Накануне
праздника, 19 мая, в Кремле, в Троицком кафедральном соборе, в пределе святаго
князя Всеволода-Гавриила, совершено было всенощное бдение преосвещенным
Антонином, епископом Псковским и Порховским с соборным духовенством. Посреди
храма, на особом возвышении, под балдахином из золотой парчи, стояла покрытая
парчевым покровом дубовая гробница с мощами святаго князя. На верхней доске
гробнице изображен угодник Божий во весь рост. После первой кафизмы прочитано
было житиё князя. При помазании освященным елеем Преосвященный раздавал всем
присутствующим брошюру тайного советника Е.В.Богдановича: «Святый благоверный
князь Домонт Псковский». Малый предел не мог вместить всех собравшихся
богомольцев. С самого утра 20 мая псковичи спешили в Кремль. В 6 час утра была
раняя литургия в Благовещанском соборе, в 9 час началась поздняя литургия,
которую совершил Преосвященнейший Антонин, в сослужении почетного городского
духовенства. В присутствии местной администрации, приехавшего тайного советника
Е.В.Богдановича и множества народа. После божественной литургии крестный ход из
Благовещенского собора в Троицкий, при участии всего Псковского духовенства и
при трезвоне во всех городских церквах. Здесь отслужили молебн св. князю
Довмонту-Тимофею, после чего крестный ход вернулся в Благовещенский собор.
Погода не благоприятствовала торжеству, был дождь и сильный ветер. При входе в
Кремлёвские ворота, каждому бесплатно вручалась брошюра Е.В.Богдановича,
илюстрированная изображениями: 1.герба Псковской губернии, 2. святаго князя
Довмонта, 3. Псковского Кафедерального Троицкого собора, 4. герба потомков
святаго князя, причисленных в настоящее
время к российскому дворянству и насящих фамилию «ДОМОНТОВИЧЕЙ», 5.
генерального судьи Ивана ДОМОНТОВИЧА, жившегов XVII веке и отличавшегося особенною набожностью и
благочестием, 6. иконостаса в сооруженном судьею храме святителя Николая в
Крупецком монастыре (близ города Батурина), где он и похоронен.
В
Санкт-Петербурге в Николаевской академии генерального штаба, профессор
полковник А.З.Мышлаевский провел чтение
о русском военном деятеле князе Довмонте. Он рассказал о славном князе-витязе,
много потрудившагося на защиту Пскова и русской земли от вторжения немцев, датчан, шведов и бывшим прямым
продолжателем дела святаго Александра Невского. Професор указал, что
деятельность князя Довмонта на ратном поле была полна высокими образцами
военного искусства. Изумительная тем, что творилась она не под влиянием научных
познаний, а в силу внутреннего чутья, всегда присущему лишь даровитому воину.
Во
время присоединения Украины, из Литвы на служение России был призван православный потомок князя Довмонта Михаил
Домонтов.
Из
потомков Святого Благоверного князя Довмонта наиболее известен Иван Михайлович
Домонтович, живший в XVII веке, в царствование
Алексея Михайловича.
В XVII веке казацкий старшина Богдан Хмельницкий обратился к
московскому правительству с просьбой принять Малороссию под царскую руку. После
долгих переговоров земский собор 1653 года высказался за присоединение. В
Пераславле были прочитаны условия и народ был приведён к присяге. Это вызвало
войну с Польшой. Малороссия осталась за Россией.
Иван
Домонтович был в числе депутатов к царю Алексею Михайловичу в 1659 и 1666
годах. Они просили царя о подтверждение и ограждении прав Запорожского войска.
Здесь мы видим подпись и Петра Домонтовича. В то смутное время, когда шла
ожесточенная борьба за присоединение Украины к Православной Москве, Иван
Домонтович получил от царя Алексея Михайловича в награду за верную службу
несколько поместий и в том числе село Кудровку, Черниговской губернии. Иван Домонтович занимал должность
Генерального Судьи Украины (1668 –1681 гг.).
Главой
войска в Малороссии был гетман. При гетмане состояла генеральная войсковая
канцелярия. Её состав: генеральный обозный, судья, писарь, есаул, хорунжий и
бунчучный.
Суд
делился на сельский, сотенный, полковой и генеральный с участием старинных
знатных фамилий, в который входил Иван Домонтович.
Много
им было сделано в деле духовного и гражданского объеденения Малороссии с Великой
Русью. Образованность, набожность и благочестие выделяли его среди
современников.
В 10
км. от Батурина (гетманская столица в XVII веке) был
знаменитый Крупицкий Никольский мужской монастырь. В нём некоторое время
проживал, Иван Михайлович Домонтович. Им выстроен величественный каменный храм,
в древнем Византийском стиле, Св. Николая. Умер Иван Михайлович Домонтович в
глубокой старости и погребён, в построеном им храме тогдашним настоятелем,
впоследствии Святителем Дмитрием Ростовским, который собственноручно записал в
синодике: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего Иоанна Домонтовича, той
своим коштом замуровал сию церковь и зди в ней положен на левой стороне под
филаром» (столпом). Над местом погребения его на столпе храма был написан
портрет Ивана. На портрете судья Домонтович – старец с умными глазами, с лицом
приятным и добрым, здесь же дворянский герб его рода, обращенный книзу меч,
напоминающий меч его знаменитого предка святого благоверного князя Довмонта
–Тимофея псковского.
Но
впоследствии ввиду запрета держать портреты в храме, закрыт иконою.
Настоятельский
каменный корпус в Крупицком Батуринском монастыре также был украшен в 1834 году
портретами архипастырей и портретом ктитора обители Домонтовича Ивана Михайловича, генерального судьи Украины, потомка
святого благоверного князя Довмонта –Тимофея псковского.
«Иван
ДОМОНТ - Сотник Слабинский, Черниговского полка(1659); отвозил в Москву Юрия и
Илью Выговских по поручению Черниговского полковника Аникия Силича (1659);
атаман городовой Черниговский(1668); генеральный судья(1669-1683); ездил посланцем от гетмана Самойловича в
Москву(1677). Получил от Богдана Хмельницкого с.Смолин и Максим(Слабинской
сотни); 10 августа 1659 г. получил универсал Ивана Выговского на Смолин и
Максим; Иван ДОМОНТович с 19 октября 1668 и 7 июля 1670 получил универсалы на
те-же сёла от Демьяна Многогрешного; получил от гетмана Ивана Самойловича
«с.Кудровку (Сосницкой сотни) со всеми принадлежностями, мельницы Кудровская:
один вешняк на р.Прудце с мучным колом, другой, выше того, вешняк же Василия
тестя Шумейкова на той-же речке Прудце с передним одним камнем, да на р.Убеде
мельницу Васьки тестя Шумейкова, один же камень купленный Шумейков, да заднею
мельницу с двумя камнями Васьки мельника»; 31 августа 1672 г. получил Царскую
грамоту на с. Кудровку с мельницами; построил соборный храм в Николаевском
Крупицком Батуринском монастыре; † 1683 …»[2]
НЕ ЗНАЯ ПРОШЛОГО НЕВОЗМОЖНО ПОНЯТЬ
НАСТОЯЩЕГО
Как
потомка Ивана Михайловича ДОМОНТовича в исследовании меня волнует одно –
правда.
Добродетели
наших предков:
Богобоязливость,
почтение и твердость к вере и закону. Хранение слова и присяги. Честность,
искренность, благородная простота в общении. Любовь, почтение и повиновение
родителям, старикам, Отечеству, Государю.
Из тьмы веков все выразительнее проступают
величественный наш предок ДОМОНТ Иван Михайлович с открытым ясным взглядом,
правдивый, сильный, честный, непоколебимый, бесстрашно защищавший казаков и их
достояние, основой которой была честь правда и вера. Духовные сокровища,
собранное нашими предками не подвластно времени и власти зла, пытающих
низвергнуть всё, что было свято у наших предков.
И вглядываясь в образ своего далёкого предка,
сердцем ощущаю его близость по духу.
Время отступает, и невольно осознаю и себя
носителем Христианской Правды.
Большую роль в
создании казачества сыграла вера. Паны в замках и имениях за редким исключением
были католиками, простой народ – православным и упорно держался этой веры. Православные бояре и дворяне также
притеснялись польскими магнатами.
ВРЕМЯ ЖИЗНИ ИВАНА ДОМОНТА
ХVII ВЕК
Земная жизнь Ивана ДОМОНТА, (1612−1683), прошла при Кошевых
атаманах: Сирко
Иван Дмитриевич, (1610−1680),
Сулима,
Иван Михайлович, (1615−1635, казнен), Дорошенко, Пётр Дорофеевич, (1627−1698), Барабаш, Яков Фёдорович, (xxxx−1658, казнен), Хмельницкий, Богдан Михайлович. (1595−1657, предположительно
отравлен) Брюховецкий, Иван Мартынович, (xxxx−1669, растерзан толпой)
В XVII
веке язык надднепрянских жителей украины называли руським или казацким; Анализ
писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о их грамотности, они писали
не только грамотно, но и стилистически правильно.
У
казаков были свои школы, школы разделялись на сечевые, монастырские и
церковно-приходские. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре.
Школы церковно-приходские существовали при всех приходских храмах на территории
Войска Запорожского.
Иван Михайла Домонт
получил блестящее образование. Учителя «увещевали учеников к ежедневному
исследованию собственной совести», внушали им «отвращение к пороку и любовь к
добродетели». Его наставники воспитывали, черпая из самых чистых источников
пищу для души. История, философия, языки, литература, науки – все достигало до
нас, пройдя предварительно через горнило очищения.
Наставники внушили, что все люди равны перед Богом и
должны быть равны перед законом, который представляет собой Его образ; что
государственная власть создана для народов, а не народы для нее;
что всякий гражданин, каково бы ни было его общественное положение, должен
жертвовать собою Отечеству, должен отдавать ему, в случае необходимости, свое
состояние и жизнь; что измена Отечеству и тирания – преступление против Бога и
общества. «Образованость, набожность и
благочестие выделяли и возвышали Ивана Михайловича ДОМОНТовича среди
современников. Он отличался непоколебимою преданностью православию». [3] Старшины высоко ценились у казаков: «они святое письмо
читают и темных людей добру научают».
Время жизни Ивана ДОМОНТА ХVII век –
время наибольшего расцвета и развития казачьих сил.
В этот век казачество выросло,
окрепло, вырабатывает свой строй, завоевывает себе положение крупной
государственной силы и совершает ряд изумительных подвигов.
Иван
ДОМОНТович в продолжении пятнадцати лет
возглавлял Казацкий Генеральный суд Войска
Запорожского, осознавая, что Бога
обмануть нельзя, и суд Божий строго накажет всех призывающих всуе имя Божие… войсковой
судья решал дела, сообразуясь со здравым рассудком и древними обыкновениями, а
в трудных случаях совещался с кошевым и прочими начальниками . Суд казацкий был
доступным для всех, перед судом равны все — начальствующий и простой
казак.
Тяжкими
уголовными преступлениями считались: лжесвидетельство, клятвопреступление, убийство
казаком казака, «содомский грех», опорочивание женщины, дерзость в отношении
начальства, дезертирство, грабеж (православного) населения. Наказаниями было:
приковывание цепями к деревянному столбу на площади или к пушке, сажание на
деревянную кобылу, битье кнутом или киями.
Казаки в документах
называли себя рыцарями Войска Запорожского, Христолюбивым войском, Храбрыми
рыцарями. Походы казаков приносили им славу в Европе. Войско отличалось суровой
дисциплиной. Власть гетмана и старшины во время похода была неограниченной.
Самым страшным преступлением считалась измена. На Запорожье действовала
постоянная школа рыцарского, военного искусства, в которой учились отважные
юноши со всей Украины и даже из других стран. Послы Австрии, Трансильвании,
Польши, Московии и других стран, побывавши на Запорожской Сечи, признавали
казацкое войско лучшей европейской армией.
Все казаки любили
свободу и рабству предпочитали смерть – поэтому их так боялись. «Сегодня пан, а
завтра пропал» – говорили воины. Благодаря невероятной храбрости казаков, их
бесшабашной удали, создалась слава казачья, которая заставляла врага дрожать
уже при одном только имени казака. Казаки исповедуют греческую веру, которую
называют русскою; свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, которые у
них продолжаются в течение восьми или девяти месяцев года и состоят в
воздержании от употребления мяса. Они крепкого телосложения, легко переносят
холод и зной, голод и жажду; неутомимы на войне, мужественны, смелы и часто
столь дерзки, что не дорожат своею жизнью. Больше всего они обнаруживают
ловкости и стойкости в сражении смышлены и проницательны, остроумны и щедры, не стремятся сделаться богачами, но
больше всего дорожат своею свободою, без которой они не могли бы жить, занимали
первое место в Истории Малороссийской, они мужеством приобрели себе
независимость и сделались страшными даже для Повелителей своих
О НАЧАЛЂ КОЗАКОВЪ
Кто-же такие казаки?
Вольтер в «Истории Карла XII» писал:
Казаки по форме и
сути были разновидностью европейского рыцарства.
Свое происхождение
они ведут от княжеской эпохи и являются наследниками дружинно-рыцарских
традиций Киевской Руси. Воевода Евстафий-Остап Дашкович на рубеже XVI века
организовал казацкое военного устройства с внутреннем строем древних государств
Спарты и Рима. Дашкевич устроил казацкий
суд из старших казаков(старинных княжеских фамилий)
Наверно не случайно
церковные иерархи в своем Манифесте 1621 года Запорожское войско называют
наследниками древнекняжеского рыцарства. Булла папы Григория IX говорит о
казаках под 1227 г. [4]
1510
год. Раздоры псковичей между собою и с своим князем
Иваном Михайловичем и взаимные жалобы великому князю, бывшему тогда в
Новегороде. За сие великий князь Василий Иванович, прибыв сам во Псков, лишил
их всех древних прав и вольностей..[5]
Казачество и возродило свою державу на старинных вечевых
условиях.
«В трёх
Псковских
летописях прозвище от слова «козак» впервые читаем под 1406 г. упоминается посадник Юрий Козачкович: в 1 и 3 летописях «Гюрги посадник псковский
сын Филипов Козачкович», во 2 «Юрий посадник Козачкович». С 40—х годов
XV в. казачество становится регулярно упоминаемым в источниках (у
Самарканди, в Никоновской и Ермолинской летописях и других
источниках)». [6]
Среди казаков по-настоящему ценились благородство, дружба, верность и
храбрость. В казацких рядах были: священники, аристократы, иностранцы,
крестьяне, ремесленники и дворяне (дворяне
немногочисленны).
В
донесениях в Посольский приказ - бывших на Дону, атаманов всегда называли
старшинами.
О началЂ козаковъ. Гусынская летопись
(л.164 об.) сообщает
В лЂто 7024. 1516… В сие лЂто начашася
на УкрайнЂ козаки, о них же откуду и како начало свое прияша нЂчто речемъ «Аще
и от начала своего сей нашъ народ руский бранми всегда употребляшеся… якоже в
семъ лЂтописци естъ видЂти, донелЂ же през Батиа, татарского царя, иже землю
нашу Рускую пусту сотвори, а народ нашъ умали и смири…»
Казаки,
как и псковичи, были правдивы словно дети, свято оберегая общую правду….у них
писалось:
-Ежели какой казак
станет говорить неправду то такого казака надо убить… за блуд и воровство
жестоко наказывали, как и за лож..
Клич к казакам:
Рыцари-молодцы,
славные казаки! Пришел час, постоять грудью за православную веру. Бог вам
поможет! И чего вам бояться? Отцы наши били их наголову, а вы – сыны тех же
могучих предков ваших! Покажите свою удаль, добудьте славы и рыцарства вечного.
Кто за Бога, за того Бог.
В 1572
году польский король Сигизмунд II Август принял на государственную службу 300
казаков. До принятия казаков на службу польскому королю и появления
разновидности казачества — реестровых
казаков, днепровское казачество, объединилось в военную организацию Войско
Запорожское и именовалось «запорожским» по району проживания.
Так
было организовано новое воинское соединение «Войско Его Королевской Милости
Запорожское». Десять казачьих территориальных полков, сформированных в 1576 г.
при короле Стефане Батории, носили названия городов Умани, Ладыжена, Богуслава,
Корсуни, Черкасов, Канева, Чигирина, Переяслава, Полтавы и Миргорода.
На
протяжении своего существования казаки Войска Запорожского находилась в
зависимости от Речи Посполитой, Московского государства (затем Российской
империи), Османской империи, а в 1648−1659 гг. входила в состав земель,
которые контролировала казацкая армия Б. Хмельницкого
C
cередины XVI века гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Внизу знамени подпись «ДОМОНова
сотня». Печать с таким изображением была пожалована
польским королём Стефаном Баторием гетману в 1576 году. На знамёнах казак
обычно изображался на жёлтом фоне, одежда казака – красного цвета. Казак с
мушкетом изображался как на главных полковых знаменах - хоругвях, так и на
прапорах, сотенных хоругвях и значках. В походе казаки шли
колонной по трое в ряду, впереди знамя-хоругвь.
«1578 год нашествие
на Псков шведского короля Иоанна и польского Стефана Батория… августа 1 …в
подмогу псковичам пришёл отряд казаков под начальством Атамана Николая
Черкасского…Над пехотою начальствовал Косецкий, над казаками Николай
Черкасский……ноября 14 приступ на Псков…Фома Соланд с несколькими маркитантами и
Польскими Казаками…Псков выдержал пятимесячную осаду…»[7]
В XVI
веке происходило единения всех, кто вносил вклад в казацкое
дело, независимо от национальности и сословной принадлежности.
В новых условиях, в начале XVII столетия и
происходили те самые процессы. Так ещё в 1585 г. князь Григорий Домонт переписал своей жене Аполинарии Феодоровне
Тиши-Биковский недвижимость в Мошнах и Домонтови, двор в Киеве, двор в
Черкассах и землю от Черкас до Канева…[8]
До места, где впадает в Днепр река Рось с правой стороны
(2 мили).
Домонтов — городок и замок на левой стороне Днепра в расстоянии одной мили от
берега, принадлежащей князю Домонту (Это был кн. Григорий Домонт представитель
литовского рода, издавна поселившегося в Киевской земле. По словам люстраций
1616 и 1631 гг. Домонтовым владела вдова кн. Григория, княгиня Полония Тышанка
Домонтовая (Арх. юго-зап. Рос. ч. VII, т. I, стр. 315 и 367))
Домонтов (Домонтов — местечко Золотонош. у.,
Полтав. губ., расположенное близ Днепра. Время основания его неизвестно. В XVI
в. Домонтов принадлежал Василию Домонту, который прикупил себе с. Мошны, (в
киев. губ.) отчего Домонтов получает прозвание мошнянского. Сын Василия
Домонта, Григорий, продал это м-ко, в 1591 г., Михаилу Ласко (Lascowi), а от
него оно опять переходит из рук в руки, пока не досталось в половине XVIII в.
Евстафию Потоцкому.) Гильомом Левассер-де-Боплан. 1660 год
В разное время владельцами Мошен и
окрестных сёл были князья Домонты-Мошенские (до 1589 г.), Вишневецкие (до 1741 г. с перерывом в 1648 -
1667 гг.), Радзивиллы (до 1762
г.), граф Игнат Моравский (до 1776 г.), князь
К.Любомирский (до 1787 г.),
светлейший князь Г.А.Потемкин (до 1791 г.), графиня А.В.Энгельгардт-Браницкая (до
1826 г.),
светлейшие князья Воронцовы (до 1884
г.), графиня Е.А.Балашова (до 1917 г.). К истории села Тубольцев на Черкасщине Н.Г.Шепель
ПАМЯТЬ О ПРОШЕДШИХ СОБЫТИЯХ
Каждый род
имеет свое лицо, род продолжает жить и через века.… дух
захватывает от поступи в веках, повадки, общего духа, основных линий поведения
– множества отдельных людей, рода ДОМОНТов.
Герб [9]
князей Домонтов «Власнего
- Wlasnego» Княжеский герб
«Wlasnego» изображён на портрете Ивана Михайловича Домонта, основателя
дворянского рода Российских Домонтовичей.
Домонты
- князья герба «Власнего». Профессор Пиекосинский так описывал его – «стрела,
между двумя полумесяцами, обращенные спиной друг к другу». Князь Василий Домонт
владел имениями Лебедин и Мошны, в повете Черкасском, имел сына Василия
владеющим имением Мошны в 1552 году, после него Авдотья, жена Михаила Ласки,
судьи Гроднинского – Винницкого. Князь Григорий, сын Василия, был женат
на Полинарии Тышанки Быковской 1585 г. [10]
Домонт —имя
литовское, от которого названо имение Домонтов в повете Радомльском. Родоначальник
княжеской фамилии Домонт Рьятов, от двух жен имевший сына Василия Домонта (уп.
1552—1555 гг.) и двух дочерей. У Василия был сын Григорий (уп. 1591 г.),
называвший себя Домонт-Мошеньский (от имения Мошны или Мошень) и дочь
Авдотья (уп. 1591—1608 гг.). Жена Григория—Аполлония Тышкевич (уп. 1604 — 1640
гг.). [11]
Дневник Эриха Ляссоты из
Стеблева: До места, где впадает в Днепр
река Рось с правой стороны (2
мили). Домонтов — городок и замок на левой стороне
Днепра в расстоянии одной мили от берега, принадлежащей князю Домонту (Это был кн. Григорий Домонт представитель литовского рода, издавна поселившегося в Киевской земле. По словам люстраций 1616 и 1631 гг. Домонтовым владела вдова кн. Григория, княгиня Полония Тышанка Домонтовая (Арх. юго-зап. Рос. ч. VII, т. I, стр. 315, 367))
МЕСТЕЧКО ДОМОНТОВО через века из
четырёх источниках:
1.Домонтово на противоположном (левом) берегу
Днепра, ….Домонтов (Домонтов) — местечко Золотонош. у., Полтав. губ.,
расположенное близ Днепра. Время основания его неизвестно. В XVI в. Домонтов
принадлежал Василию Домонту, который прикупил себе с. Мошны, (в киев. губ.)
отчего Домонтов получает прозвание мошнянского. Сын Василия Домонта, Григорий,
продал это м-ко, в 1591 г., Михаилу Ласко (Lascowi), а от него оно опять
переходит из рук в руки, пока не досталось в половине XVIII в. Евстафию
Потоцкому.);[12]
2. (Домонтов) - местечко Полтавской
губернии, Золотоношского уезда, при реке Днепр, в
12 вер. от уездного города. Незначительная пристань. Дворов 488, жителей 2198,
1 православная
церковь, мельниц 3 водяных, 17 ветряных, 1 лавка, 2 ярмарки в году.
В Книге Большого Чертежа Д. назван "на Днепре град Долматов". Домонтов был сотенным местечком
Переяславского полка.
3. ДОМАНТОВЕ – село,
центр сельской Ради, расположено в 11 км от районного центра и 14 км от
железнодорожной станции Золотоноша. Население – 3024 человека…колхоз им.Ленина,
с угодьями…..рыбацкая артель «Днепровец»….средняя школа…468 учеников….22
домантовца …награждены орденами и медалями…
Домантове впервые
упоминуется 1535 году. Местные казаки и селяне принимали участие в освободительной войне 1648-1654 гг.; в
восстании Переславского полка 1666 году……….В селе памятник Ленину.
На территории села и
рядом 2 древних поселения. 3 поселения и курганный могильник…..славянские
поселения – черняховськой культуры VII - VIII
ст.[13]
4. Домантово — село в Золотоношском районе Черкасской
области. Домантово (укр.
Домантове) — село
в Золотоношском
районе Черкасской
области Украины.
Население
по переписи 2001 года составляло 2245 человек.
Занимает площадь 4,874 км [14]
*** ***
На территории бывшего Чернобыльского района еще
до заполнения водохранилища Киевской ГЭС было село Домонтов. Не знаю,что скажут
специалисты, а я думаю, что лет 600 назад там был Довмонтов городок.[15]
….из Смоленского в Духовищный…к
западу в 7 верстах Сыроколенской Липки около которых ….село ДОМАНТОВО рассыпаны древние земляные городки[16]
……узл.ст. ДОМАНОВИЧИ……захват
моста через Днепр[17]
…..село ДОМОНТОВИЧИ
Копыльского района Минской области.[18]
«Домантово — деревня в Вашкинском районе Вологодской области.
Входит в состав Киснемского сельского поселения, с точки зрения административно-территориального
деления — в Киснемский сельсовет.
Расстояние по автодороге до районного
центра Липина Бора
— 52 км, до центра муниципального образования села Троицкое — 28 км. Ближайшие населённые пункты — Берег,
Наумово, Паршино. По переписи 2002 года население — 1 человек
Домантово — деревня в Лихославльском районе Тверской области».[19]
… Домонтово местечко, между
Царицынкой и Киевом[20]
ЗАРОЖДЕНИЕ КАЗАЦКО-СТАРШИНСКИХ
РОДОВ.
Предки Григория Домонта — известная
казацкая старшинская семья.
СЕМЕН-ДОМОНТ
ІВАНОВИЧ ГЛИНСЬКИЙ († після 1448)
ДМИТРО СЕМЕНОВИЧ ДОМОНТ
......................................................................
МИХАЙЛО ВАСИЛЬОВИЧ ДОМОНТ († до 1537)
ВАСИЛЬ ВАСИЛЬОВИЧ ДОМОНТ-ЧЕРКАШЕНИН († після 1552)
Григорий Лобода
(прозвище) ?Домонт 1593—1594 Руководитель
народного восстания на Украине в конце XVI век[22]
Уходя в
казаки князь Григорий ДОМОНТ, отрекся от семьи по слову Иисуса Христа «нет
никого, кто оставил бы братьев….жену, или земли ради Меня…, а в веке грядущим
не получил бы во сто крат более и детей и земель…в веке грядущим жизни вечной.»
(От Марка, 10, 29-30).
Князь
Григорий его предки и потомки стали опорой Восточной Церкви на территории
Польско-Литовского государства в среде старшинского казачества. Живя под властью Речи Посполитой, демократичнейшего
из всех Европейских государств, и пользуясь её благами, казаки ненавидели ляхов
за неуважение к Православной веры, навязывание унии.
Казаки
имели глубокое уважение к своим старшинам, основанное на истинных заслугах.
Добрая
слава о Казаках быстро стала распространяться по всему миру.
Пока наши предки стояли за веру, честь и правду, гнушаясь лжи, они
всегда одерживали победы. Праведным, Господь дарует силу,
а отступников от истины Он превращает в
ничтожество. Вера у казаков стояла на первом месте. Осваивать новое место
казаки начинали с возведения церкви, чаще всего это была ц.Покрова Божией
Матери. Письменных законов казаки не имели, да и они им были не нужны.
ДОНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Донская икона Божией
Матери
Среди российских казаков Донские
казаки были наиболее многочисленны. Донское казачество охватывало Ростовскую,
часть Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкию.
12 мая 1570 года считается датой
основания Донского казачества.
Можно предположить, что потомок псковского св.ДОМОНТА - ГРИГОРІЙ ВАСИЛЬОВИЧ ДОМОНТ († бл.1598) был основателем Донского казачества.
ДОМОНТЫ проживающие в Мошнах именовались Мошенскими, а проживающие в Черкасске именовались ДОМОНТЫ Черкасскими.
Административным центром вначале был Раздора, а потом Черкасск (до 1806)
Можно предположить, что потомок псковского св.ДОМОНТА - ГРИГОРІЙ ВАСИЛЬОВИЧ ДОМОНТ († бл.1598) был основателем Донского казачества.
ДОМОНТЫ проживающие в Мошнах именовались Мошенскими, а проживающие в Черкасске именовались ДОМОНТЫ Черкасскими.
Административным центром вначале был Раздора, а потом Черкасск (до 1806)
Однако
официальная дата основания донского казачества считается 3 января 1570 года. 3 января 1870 года прошли торжества по случаю
300-летнего существования Донского казачьего войска. Поводом для празднования
послужила грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам, благодарный Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном
со всеми его притоками. До конца XVII века Донское
казачье войско было независимым.
Грамота Ивана Грозного хранилась в подлиннике в соборе в Черкасске и в многочисленных списках в церквях по казачьим
городкам. Грамоту ежегодно торжественно
зачитывали перед казаками на праздник
Покрова Богородицы. [24]
(В 1708 году Петр I
обманом уничтожил жалованную грамоту Ивана Грозного донскому казачеству)
ЧЕРКАССЫ
На территории украинских
земель Великого Княжества Литовского переселялось большое количество литвинов -
белорусов, об этом свидетельствуют названия населенных пунктов.
ЧЕРКАСЫ уездный город киевской губ.,
расположенный на правом берегу Днепра, ниже впадения в последний р. Ольшанки.
Время основания г. Черкас неизвестно. Несомненно, это очень древнее поселение.
Вероятно, Черкасы существовали уже в так называемую великокняжескую эпоху и
получили свое название от тех полукочевых народцев, которые оседали в
южно-русских степях; слово черкасы в летописях обозначало тюркских кочевников —
торков, печенегов, черных клобуков и проч. По преданию, литовский князь
Гедимин, овладев Киевом, захватил и его передовой форпост в степях, на Днепре,
— Черкасы. По словам документа XVI ст., Гедимин, повоевавши Кафу, Перекоп и
Пятигорских черкас, привел часть последних, с их княгиней, и посадил их на
Днепре, в Черкасах. С конца XIV ст. г. Черкасы начинают играть видную роль в
торговом отношении с Востоком; так, купцы из Кафы и других мест Крыма
перевозили свои товары водой, на Черкасы. В городе, на горе, существовал замок,
очень удобный для защиты от врагов. В XV и XVI вв., это уже один из важнейших
городов Южной Руси. В 1402 году, в описании замков, принадлежащих князю
Свидригайлу, упоминаются и Черкасы. В 1483 году хан крымский, Менгли-Гирей,
вторгся в Украину, разорил Киев и подступил с войском к Черкасам, но был
отражен от последнего храбрым Матвеем Кмитой, собравшим в черкасский замок
достаточно войска. Раздраженный Менгли-Гирей ушел домой и отсюда советовал
московскому царю, Ивану III, захватить вместе с Киевом и Черкасы. Составляя
столь видный стратегически пункт, Черкасы поручаются энергичным людям,
наместникам или старостам, которые заботились о защите этого города и тянувших
к нему мест. Из числа черкасских старост начала XVI стол. известен Евстафий
Дашкевич, умевший своевременно отражать татар и даже вести наступательные войны
против них. Энергичная и целесообразная защита южно-русских пределов,
предпринятая Дашкевичем, была оценена польским правительством, которое
позволило Дашкевичу организовать постоянную стражу из казаков, обязанную
оберегать на воде и на суше караваны турецких и татарских купцов, проходившие
мимо города, и проводить их до Киева. Во времена Дашкевича Черкасский замок был
сильно укреплен. В первой четверти XVI ст. на Черкасы напал крымский хан,
Сайдет-Гирей, и в течение почти месяца осаждал город, громил его пушками, но не
мог взять и заключил мир. В половине XVI ст. в Черкасах утвердился Димитрий
Вишневецкий и подговаривал московского царя овладеть этим местом, но царь не
согласился. После Димитрия Вишневецкого Черкаскими старостами были Михаил,
Александр и Константин Вишневецкие, родственники Димитрия. Они старались
защитить этот город от врагов. В 1590 г. Косинский, во время казацкого
восстания подступил к Черкасам, чтобы захватить там Вишневецкого, но потерпел
неудачу. В 1637 году, во время восстания Павлюка, г. Черкасы был сожжен, но
вскоре снова возобновлен. В 1647 г. здесь зимовало польское войско под
начальством гетмана Потоцкого. Из Черкас же было послано против казаков войско,
разбитое Хмельницким при Жовтых – Водах. Б. Хмельницкий, овладев Украиной,
перенес столицу в Чигнрин, Черкасы не вполне утратили оное значение, т. к.
владели значительными поместьями в Левобережье.
По преданию, близ г. Черкас возникла и
Запорожская Сечь, бывшая будто бы сначала здесь, а потом, по мере движения
населения в эти места, переходившая все ниже и ниже по Днепру, пока не достигла
порогов, поселение за которыми и дало название Запорожской Сечи.
От черкаского замка не осталось теперь
и следа; жители указывают только то место, где он находился. … Я видел этот город в период его
расцвета, когда он служил центром для всех казаков; их начальник имел здесь
свою резиденцию; но мы сожгли его в 1637 году, 18 декабря, два дня спустя после
одержанной над казаками победы; в то время как мы вели с ними войну, они
содержали здесь также казацкий полк; в этом месте существует паром для
переправы через реку.»[25] (В статье нет упоминания о Домонтах и это вполне закономерно, т.к. эта фамилия была в запрете-зам.автора Е.Г.Д.)
************
Прибегали в казаки, уходя от власти родительской конфликт детей и
родителей, о чем говорят и пишут столько же, сколько существует человечество.
В состав казаков влились
многочисленные народы. В казаки принимали всех, условие было одно,
исповедование Греческой – православной веры. Население верхнего Дона пополнялось литвинами, белорусскими,
великорусскими пришельцами, а на низу поселялись малороссийские племена.
Встречаются казаки с литовскими фамилиями с русским окончанием. Польских
выходцев на Дону селилось множество, и лишь с 1785 года запрещено было их
принимать.
У верховых слышится в разговоре: што,
чаво. У низовых бул вместо был.
Войско
делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и
хорунжими.
Когда запорожцы были
довольны своими начальниками, то восклицали: вы, добрые паны, и можете еще
дальше над нами пановать; после чего расходились все по домам. В противном
случае недовольные заставляли старшин отказаться от своего чина, и тогда он
клал палицу на шапку и, поклоняясь всеми народу, возвращался в свой курень.
После
Брестского собора 1596 года начались гонения на православных, которые еще более
усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля
Сигизмунда и иезуитов, — писал один из современников этих событий, — не уступал
в свирепости языческим гонителям христианства».
Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать
молебствия о здравии римского папы. Запрещалось публичное исполнение
православных обрядов. Множество дворянских родов, проживающих на
Польско-Литовских землях приняли католическую веру.
Малая часть знатных
родов осталась верна православной вере своих предков. В среде рыцарей
Православия (греческой веры) на Дону стал прямой потомок св.князя ДОМОНТА - князь
Григорий ДОМОНТ († 1598)....
С весны казаки собирались в главный город избирать старшину. Приговор круга считался
обязательным и обжалованью не подлежал.
ВЫБОР ПРЕДВОДИТЕЛЯ -
ГЕТМАНА
«Собираются
старые полковники и поседелые воины – все старейшины пользующие общим доверием,
составляют круг и большинством голосов назначают способнейшего, по их мнению
казака. Если избранный неохотно принимал место, ему предлагаемое, всячески
отговариваясь, ему возражают, что он действительно неспособен быть казацким
предводителем и без околичности убивают его, как изменника. Это бывает редко.
Если
избранный принимает Гетманство, то благодарит собрание за честь, называет себя
недостойным, клянётся заслужить трудами, попечением о всех и каждом,
готовностью жертвовать жизнью за своих братьев (так казаки называли друг
друга). Слова заглушаются криком: Ура! Ура! Потом все казаки подходят к новому
вождю и кланяются ему, он подаёт им руку, в знак казацкого равенства. Казаки
слепо повинуются ему, власть Гетмана неограниченна…Гетманы строги, но без
согласия Рады, или военного совета, ничего не предпринимают. Предводительствуя
войском Гетманы должны помнить, что в опасности должны отличится умом,
хитростью, храбростью и остерегаться неудачи: ибо казаки робкого Гетмана
умерщляют, как изменника и на место его ставят нового.
Нет
тягостнее и несчастнее должности Гетмана [26]. В
семнадцатилетнюю службу мою в Украине ни один из них не кончил жизнь своей
естественную смертию. ….Казаки во время похода всегда трезвы, а если заметят
пьяного, атаман тотчас приказывает выбросить его за борт. Им запрещается брать
с собой водку; ибо трезвость считают необходимую при исполнении своих
мероприятий».[27]
ОБЫЧАИ КАЗАКОВ
Казаки
делились на два сословия: холостые и женатые. У них не позволялось женщинам находиться в Запорожской
Сече, в подражании православной монашеской республики на горе Афон.
Кто из казаков вознамерился жениться,
тот исходил из Сечи.
У казаков было
заведено, обучение ратному делу начинать со дня
рождения казака. После появления на свет «на зубок» ему клали стрелу или пулю.
Ручёнкой давали потрогать лук или ружьё. На седьмой день ребёнка крестили,
давая имя по святцам. При крещении воспремниками(крёстными), выбирали знатных
людей.
Сыновьям казачьих старшин времени на
детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с
пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с
собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы
детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был
рождён — военной службе.
Через сорок дней
после родов и очистительной молитвы над матерью, отец подстригал младенцу
волосы кругом, и сажал на лошадь, облачал мальчика в кольчужку, прицеплял сбоку
«шаблюку» поздравляя мать с казаком, отдавая мальчика матери. Когда у младенца
прорезывались зубы, отец и мать отвозили его на коне в церковь служить молебен
св. Иоанну-воину, чтобы младенец был храбрым казаком.
Сажания
на коня, означало посвящение в рыцари: это делалось с мальчиками от двух до
семи лет.
С детства казак привыкает к мысли о
службе и военном деле. Станичные правления укореняют «древние воинские игры»
казаков: наездничество, плавание, стрельбу, беганье, борьбу и т.д.
По праздникам, после обеда, атаману с
судьями вменяется в обязанность собирать молодых казаков и малолеток и
заниматься этими упражнениями.
Дети подрастают и каждый из них
записан в станичной книге казаком.
До 17 лет малолеток свободен, далее
внутренняя станичная повинность. Ей подлежат все мальчики, рождённые от
казаков. С 19 лет записываются в казаки и даётся присяга на верность, год
полевой службе, с 21 года казак поступает в службу.
Казачий полк формируется с
необыкновенной быстротою. Снаряжается из своих собственных средств.
Дворянские дети начинали службу с 15
лет рядовыми казаками. Начинали служить с 19 лет, снаряжаясь из своих средств.
поступившие в рядовое казачье сословие остаются в нём навсегда, так сказано в
законе. Выход запрещается.
Исключение: целые семьи переселяются с
Дона на Кавказ в линейных казаков. По собственному желанию могут выписаться
только офицеры военной Академии и др. спец. Заведений. Казачий полк собирается
быстро через станичное правление. Все казаки разбиваются на сотни, через троё
суток полк готов. Население Дона умножилось в 200 лет новыми пришельцами".[28]
**************
«Польский
король Стефан Баторий, в 1575 г, на р. Сейме,
построил местечко, назвав его своим именем Баторином . Стефан Баторий предвидел
борьбу, которая может возгорется между аристократическую Польшею и казаками,
решив заблаговременно принять меры. С этой целью он уменьшил казаков с
20 000 тыс до 6 000, придав им регулярное устройство и чтобы
расположить их к Польше, дал им войсковые привелегии и шляхетские права. Кроме
того, чтобы удалить казачество от Польши, он назначил для казацкого гетмана
местопребывание в Батурине и стал всеми мерами поощерять казаков селиться по
левую сторону Днепра и его низовьем. Давая каждому казаку по червонцу и по
кожуху на обзаведение. Заселение Батурина выгодно было для Польши, по её
расчёту казаки, в случае необходимости могут представить надёжный оплот, против
заметно начавшего усиливаться Московского государства. Однако Батурин не мог
быть пстоянно гетманскую столицею, т.к. гетман мог жить и в Черкассах и ещё
потому, что гетманы большую часть времени проводили в походах. Процветание
Батурина, как города продвигалось медленно и он до конца XVII века, кроме крепости, ничем не отличался от других
малороссийских местечек.
Казацкое
восстание при гетмане Павлюке, заставило Польшу лишить казаков тех прав,
которыми они пользовались при Стефане Батории. Батурин был отдан в частную
собственность польскому пану Юрию Зтечине. Только в 1669 году Батурин становится главным городом Малороссии….С этого
времени Батурин принял вид настоящего города, стал многолюдным, хотя в составе
полковом он по прежнему считался лишь сотенным местечком.»[29]
До 1569
г. в литовских областях, ближайших к Сичи были городовые Запорожские Казаки.
После
внезапной смерти Стефана Батория, в Речи Посполитой православная вера жестоко
преследовалась, особенно после Брестской
церковной унии 1596 года. Это и стало краеугольным камнем отхода
казаков от Речи Посполитой.
**********
В 1633 году для
успокоения народа была легализована Православная церковь, во главе её стал
митрополит Петр Могила (из старинного
дворянского рода). Польские власти подписали «Грамоту примирения»:
«1. Чтобы в
землях были два митрополита, униатский и православный;
2. В Полоцкой
епархии должны быть тоже два владыки;
3. В епархиях
Перемышльской и Львовской будут только православные епископы;
4. Луцкую епархию
униаты уступают православным;
5. Православным
должны вернуть некоторые церкви и монастыри;
6. В епархиях
униатских свободно православным сноситься к православному епископу, а униатам в
епархиях православных к униатским епископам».
Несмотря на подпись
короля, грамота не исполнялась.
Поляки и веру нашу
православную всегда ругали и безчестили, священников наших благочестивих
безчестили и ругали где возможно, били, волосы и бороды рвали, резали.
*************
С 1649 года Мошны стали сотенным
городком Черкасского полка, в нем насчитывалось 1400 хозяйств. В Мошнах 1649 и
1650 года казацкие старшины подписывали несколько универсалов.
Мошны — мст. Киевской губ., Черкасского у., при пруде, соединенном
каналом с р. Днепром; существовало в XV в. и в Книге Большого Чертежа названо
городом Мошной. Местечко с 1811 г., жит. 7262, двор. 728. Две правосл. церкви,
католич. костел, синагога, еврейские молитвенные школы, больница, врач, 2
церковно-приходских училища, винокуренный и кирпичный заводы, 16 ветряных
мельниц.[30]
Сотенно-полковой устрой гетманщины за
«реестром войска запорожского1649 года»[31]
II. Полк Черкаски 2996
Сотня полкова 261
Сотня Шубцева 198
Сотня Петрашкова 115
Сотня Драгилова 263
Сотня Мошенцева 234
Сотня Маркова 286
Сотня Лазарева 241
Сотня Саварского 96
Сотня Вовченкова 112
Сотня Кулаковского 186
Сотня Островского 71
Сотня Микитина 50
Сотня Савина 87
Сотня Мошенска 226
Сотня Богушкова 147
Сотня Золотоноска 167
Сотня Домонтовская[32] 131
Сотня Пещанская 125
III. Полк Каневский
ДОМОНТОВСКАЯ СОТНЯ
Относится
к старейшим казацким полкам.
В 1628
году, казаки Домонты (потомки
князя Григория) владели одним селом Домонтов, где было 20 домов и семь
огородов.[33]
1659 г.
Иван Виговский, гетман с Войском его царского
пресветлого величества Запорожским Ивану Домонту слабинскому сотнику за
отвагу и неустрашимость выдал универсал под № 65 на сёла Смолин и Максим со
всеми принадлежнастями.
Дан в
Чигирине дня 10-го августа, 1659 года
ДОМОНТОВСЬКА
СОТНЯ
(1648-1782 pp.)
=========================== Сформувалася влітку 1648 року, виділившись із козацького складу Золотоніської сотні як військовий підрозділ повстанського війська лівобережної частини Черкаського полку, одного з найстаріших козацьких полків. Юридично оформлена Зборівським реєстром 16 жовтня 1649 року як військово-територіальний і адміністративний підрозділ Черкаського полку у кількості 131 козака. У складі цього полку перебувала від 1649 р. до 1667 р.
Після Андрусівської угоди 1667 р. між Варшавою та Москвою про поділ козацької України навпіл по Дніпру Лівобережжя відійшло до Росії і Домонтовську сотню включено до Переяславського полку, в якому зона знаходилася від 1667 р. до 1782 p., коли ліквідовано полково-сотенний поділ Малоросії. Територія сотні повністю увійшла до Золотоніського повіту Київського намісництва.
Сотенний центр: містечко Домонтов, сьогодні - село Домонтове Золотоніського гайону Черкаської області.[34]
(1648-1782 pp.)
=========================== Сформувалася влітку 1648 року, виділившись із козацького складу Золотоніської сотні як військовий підрозділ повстанського війська лівобережної частини Черкаського полку, одного з найстаріших козацьких полків. Юридично оформлена Зборівським реєстром 16 жовтня 1649 року як військово-територіальний і адміністративний підрозділ Черкаського полку у кількості 131 козака. У складі цього полку перебувала від 1649 р. до 1667 р.
Після Андрусівської угоди 1667 р. між Варшавою та Москвою про поділ козацької України навпіл по Дніпру Лівобережжя відійшло до Росії і Домонтовську сотню включено до Переяславського полку, в якому зона знаходилася від 1667 р. до 1782 p., коли ліквідовано полково-сотенний поділ Малоросії. Територія сотні повністю увійшла до Золотоніського повіту Київського намісництва.
Сотенний центр: містечко Домонтов, сьогодні - село Домонтове Золотоніського гайону Черкаської області.[34]
«Казаки получали свои названия по городам и
селам, где находились – «Переславский полк, Домонтовская сотня».
Потомок св.князя Домонта - Иван возглавлял Домонтовскую сотню Переславского полка.
Переяславский полк: Переяславль, Барышполе,
Барышовка, Воронков, Золотоноша, Домонтов, Бубнов, Оржица; разоренные:
Генмязов, Ирклеево, Басань, Кропивная, Бурорль». [35]
РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА
В январе 1652 года
казацкие старшины просят Русского царя о принятии всей Украины под его власть. Они
хотели восстановить «старое русское княжество».
«Отличительной
особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, глубоко
поражавшее иностранцев. В Древней Руси бытовал обычай — перед постом выпускать
на волю птиц в надежде, что и Бог точно так же освободит от прегрешений. Многие
знатные люди в дни поста считали необходимым находиться в мире и прощать всем
обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем
Глебом, согласился на его просьбу о мире. "Владимир же сжалился тем, еже
проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир".
Войско казачье не брало оружия в период всего Великого
поста….
В разные периоды благочестие
русских отмечали многие иностранные писатели. Например, в 1523 г. католик
Альберт Кампензе писал папе Клименту VII о вере и нравах московитян: "Они
лучше нас (т. е. католиков. — А. И.) следуют учению Евангельскому...
В XVII веке Россию посетил Антиохийский Патриарх Макарий.
Путешествие описал его сын архидиакон
Павел Аллепский:…люди на службах стоят неподвижно, как камни кладут
земные поклоны, поют как бы из одних уст..Увидев церкви, молятся и крестятся, у каждого в доме иконы, богато
украшенные, горят светильники…большим грехом у них считается гордость, -
гордость им чужда и гордецов они ненавидят…подчеркивает жизнерадостность,
оптимизм русских, их острый природный ум, гостеприимство и радушие…
Образ жизни московитян никогда не нарушал
правил умеренности. Больше всего антиохийские гости дивились чрезвычайной
скромности русских, смирению перед бедными и их частым молениям.
Посту русские придавали
большое значение. "Пост душу
очищает, и тело просвещает, и на небо возводит, и ангелам равна творит, и к
Богу приближает, и в рай святый вводит". Однако пост непременно должен
соединяться с добрыми делами. "Пост без добрых дел неприятен есть".
"Пост ничтоже не успеет без добрых дел". "Кий успех человеку
алкати пло-тию, умирати же делы?"… Православный русский народ с большой
любовью нес подвиг поста. Ему гораздо труднее было воздержаться от спиртных
напитков. И для того, чтобы
предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, в начале поста
стрельцы, по повелению царя, опечатывали все питейные дома, и они оставались
закрытыми до истечения пасхальной среды. "Равным образом и в течение всего
года питейные дома обыкновенно остаются закрытыми от кануна воскресенья до утра
понедельника, так же делается во время больших праздников".
Духовенство оказывало всемерную помощь в борьбе с этим народным пороком….
Во время бедствий
первым единодушным стремлением православных было обращение к покаянию, молитве
и посту…
В Москве все
купцы... даже персидские, живут в страхе, Божием и смирении. Весьма осторожным
было и отношение русских к иноверцам, желавшим принять крещение. Их сначала 40
дней содержали в каком-либо монастыре, обучали истинам православной веры, а
затем крестили. После этого их принимали в общение с большой любовью и не
отличали от своих…
В
Москве мало бедных, просящих милостыню, так как "много домов для
помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни". Кроме того, бедные
были распределены по спискам между боярами для получения ежедневного
пропитания.
Обмануть
друг друга почитается у русских ужасным, гнустным преступлением, прелюбодеяние,
насилие весьма редки, противоестественные пороки совершенно неизвестны, о
клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно. Нерадивых для исправления
отправляют в монастыри…За курение табака
предают смерти. Творец даровал им царства, которого они достойны за то,
что все заботы их духовные, а не телесные. Таковы они ВСЕ. Их благочестивые
обычаи существовали ранее и у нас. Но мы их утратили, они перешли к этому
народу и дали достойные плоды».[36]
В январе 1653 года в Чигирине прошла Рада старшин
украинского казачества – было решено просить царя о присоединении Украины к
России. Москва: там была православная вера, там жили те же русские люди, что и
на Украине, сидел на престоле царском потомки великих князей киевских.
Присоединение Украины к Москве было бы восстановление прежнего единства земли
русской, где был православный московский царь. Казаки провозгласили в
Переяславе: «Навеки вместе с Россией».
ПРИНЯТИЕ КАЗАКОВ В МОСКОВИЮ
К 1654 году создана Казацкая держава, имевшую –
политическое устройство, административно-территориальное деление, высшие и
местные органы власти, суд, армию, финансовую систему, дипломатическую службу,
таможни, символику. Налоги собирались в Государственную казну Войска
Запорожского. Украинское государство имело знамя малинового цвета и герб с изображением казака с мушкетом. Знамя
Переславского полка Домонтовской сотни.
На знамени подписано: Домонтовская сотня.
На знамени подписано: Домонтовская сотня.
Принятия Украины в состав Московского царства была
положительно решена на заседании Боярской думы. Было принято решение и о созыве
Земского собора. В послании к польскому королю и сейму Москва потребовала
вернуть украинским казакам права, полученные ими по Зборовскому миру. Поляки
отказались, и 1 октября 1653 года Земский собор вынес решение о вхождении
Украины в Русское государство:
В январе 1654 года в Переяславе состоялась рада, на ней принято
решение о переходе Гетманщины под «высокую руку русского царя православного».
Спасский собор Чернигова, расположен
на древнем княжеском дворе (Вал), по сей день вызывает восхищение. В
Черниговском Спасском соборе состоялась
встреча Черниговского казачьего полка с главой Российского посольства Бутурлиным 28 января 1654 года, в присутствии
всех (около 1100 человек) жителей
города, казачий полк дал присягу на верность России.
Войско Его Королевской Милости Запорожское, вместе с подконтрольными ему землями, перешло на службу московскому царю. В составе Московского государства образовалась — «Гетманщина». Войско Запорожское Низовое также перешло в подданство к московскому царю.
Войско Его Королевской Милости Запорожское, вместе с подконтрольными ему землями, перешло на службу московскому царю. В составе Московского государства образовалась — «Гетманщина». Войско Запорожское Низовое также перешло в подданство к московскому царю.
После Переяславской Рады Украина была
для Московского царства отдельной державой. Даже в единственном сохранившемся
источнике – «Статейном списке» боярина-посла В. Бутурлина говорилось: «Московское государство и Войска Запорожского
Украина».
Несмотря на родственные связи между
российской и польско-литовской знатью русские войска поддержали восставших
казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667. Война завершилась Андрусовским
перемирием, по условиям которого территории, лежащие восточнее
Днепра (Левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее
(Правобережная Украина) - к Польше.
1657–1687-е годы в
истории Украины называют Руиной. Это были страшные годы гражданской войны и
интервенции, это были годы украинской Смуты.
"С царствования Алексея Михайловича мятежи и в Пскове…1650 г бунт в Пскове…18 февраля 1679 года открылся ужасный бунт в Пскове, продолжавшийся пять с половиной месяцев…» см.http://domont.blogspot.ru/2013/02/1.html
"С царствования Алексея Михайловича мятежи и в Пскове…1650 г бунт в Пскове…18 февраля 1679 года открылся ужасный бунт в Пскове, продолжавшийся пять с половиной месяцев…» см.http://domont.blogspot.ru/2013/02/1.html
«В первые дни
сентября 1659 года сошлись и стали друг против друга под местечком Германовкой
оба войска: Юрий Хмельницкий со своими сторонниками, Выговский со своими. Тут и
остальные казаки покинули Выговского и перешли к Хмельницкому. Слухи, что
Выговский отдает Украину обратно полякам, погубили его дело. С Выговским
остались только его наемное войско и поляки. Войско собралось на раду и на ней
заявило, что не желает подданства Польше, не хочет воевать с Москвой».
Ярость украинского
казачества на раде около Белой Церкви 21 сентября 1659 года была такова, что
Выговский покинул ее под охраной наемников и поляков, боясь за свою жизнь.
Выговский стал
польским сенатором и киевским воеводой. Он и в дальнейшим пытался участвовать в
политической жизни, в 1664 году был обвинен поляками в тайных переговорах с
Москвой и убит без суда и следствия.
ИВАН
МИХАЙЛОВИЧ ДОМОНТОВ
был в
числе депутатов к царю Алексею Михайловичу в 1659 и 1666 годах. Они просили
царя о подтверждение и ограждении прав Запорожского войска. Здесь мы видим
подпись и Петра Домонтова.[39]
«По поручению Черниговского полковника Аникия
Силича Иван Михайлович Домонтов
слабинский сотник в сентябре 1659 года отвозил в Москву двоюродных братьев
изменника Ивана Виговского - Василия, Юрия и Илью Виговских. В октября их сдали
на тюремный двор с описанием: Полковник Василий – на нём кафтан овчиный, другой
тафтяной, штаны суконные, у него 50 золотых польских; шапка вишнёвая да
подушка, книжка каноник, кафтан червонный. Юрий – на нём кафтан суконный
короткий, штаны красные суконные; 12 польских золотых, шапка зелённая
бархатная, да кушак горностай. Илюшка – на нём кафтан вишнёвый, другой
овчинный, 11 польских золотых……с ними сдали майора немецкого Яна Зумера да
ротмистры Стенка Гавратынский и Ян Душинский, да казак Васька Ластка. Посланцы
от Юрия Хмельницкого, удостоились великой чести быть у руки Государя. И
Государь пожаловал черкасских
посланцев велел им давать: Переславскому полковнику и сотнику Ивану Домонтову по 40 соболей, по 30
рублей, отлос, сукно ландыш, денег 20 рублей….. а также корму и питья: судье и
сотникам по 4 алтын на день, питья по 3 чарки вина, по 2 кружки мёда, по 2
кружки пива…..Да конский корм по указу…» [40]
ЧЕРНИГОВ город на Украине, административный центр Черниговской области. Впервые
город упоминается под 907 годом. Согласно археологическим данным поселение на
месте Чернигова существовало с основания в 7 веке.
В 1024—1036 и 1054—1239 годах город был столицей Черниговского
княжества. он на протяжении многих столетий был вторым городом Киевской Руси.
В 1239 годах Чернигов был разрушен монголо-татарами.
В 1239 годах Чернигов был разрушен монголо-татарами.
Во второй половине 14 века город перешел под власть Великого княжества
Литовского, с 1503 года — в составе Русского государства. В первой половине 17
века Чернигов находился под властью Речи Посполитой. С 1654 года вновь в
составе России, в 1648—1781 являлся административным центром Черниговского
полка Украины, в последующем был центром Черниговского наместничества, Малороссийской
и Черниговской губерний.[41]
В Чернигове проповедник иеромонах Дмитрий (ставший св.Дмитрием Ростовским) из донских казаков дворян Савичей, начал
писать свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, бывшие от
чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.
В 1668
г в Свято-Троицком Ильинском м-ре плакал её
образ 8 дней. ….
Чудо 17
«Павла Домонтовича на одре болезни
лежаща, ели жива привезённого в монастырь Ильинский, в первой седмице великого
поста с пятницы на субботу. Идеже о нём прилежна принесена от иноков молитва ко
Богу и Богородице, целите недуги…и скоро Павел стал здрав …этим объясняется
почему сын генерального судьи Ивана ДОМОНТовича посвятил себе духовному званию…[42]
АТАМАН Черниговский (1668).
В городах, как полковых, так и
сотенных, был выборный городовой атаман
- представитель казачьей администрации, управлявший всеми делами города атаман городовой
Черниговский был Иван ДОМОНТ(1668);
Атаман — это цвет казачества,
высшее сословие
войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось
не рождением, а приобреталось личной доблестью
и славой.
Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот,
отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора
Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон
Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена
их) и всем атаманам и казакам».[43]
Казаки оберегали святость общей правды «если казак станет говорить не в
правду, то того казака прибить»…и не
было охотников в атаманы и только с 1775 г появились охотники в атаманы
из тщеславия и любви к роскоши.
ВЫБОРЫ АТАМАНА.
Ежегодно,
на праздник Богоявления Господня 6 /19 января н/ст., собирались казаки и шли в
хату прежнего атамана; он их ждал в лучшей одежде. Встречал на пороге,
приговаривая каждому:
-Прошу до
господы.
Усевшись по
чину, толковали, кого избрать и когда. После нескольких решений, общий выбор
падал на известного хозяина, - от прежнего атамана брали небольшой сундук – где
хранилось несколько исписанных и чистых бумажек, два, три пера, чернильница,
как признаки судьи и законника. Сундук почтительно надевали на ремень и вешали на
плечо одному казаку, тот обняв его руками спереди, открывал собой шествие.
Впереди шёл значковый, за ним прежний атаман – и вся толпа с палками в руках.
Войдя в
следующую хату, ставил сундук, а мир усевшись на лавках, предлагал хозяину
принять выбор. При согласии сундук оставался в углу с образами и с этого
времени атаман вступал в права своего урядничества, если выносил сундук –
значит отказывался. Не смотря на отказ общество переносило сундук в избу,
повторяя это до трёх раз. После третьего отказа гости торжественным порядком
отправлялись ко второму, иногда и к третьему хозяину. Убеждённый принимал на
себя уряд атаманства.
СУДЕБНЫЕ дела проводили в полном сборе. Проситель кланялся на четыре стороны
сказывал просьбу атаманам и старикам….
Общее собрание присуждало к
исправлению виновного или штрафу вином - это обращалось в пользу казаков, т.к.
торговля вином была от войска. Этот обычай существовал до 1795г.[44]
Атаманом
городовым Черниговским в 1668 избрали ИВАНА Михайловича ДОМОНТова
АНТИМОСКОВСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
начались после старшинской рады в сичи 1668
году.
4 февраля казаки обложили
гарнизон Новгорода-Сиверского, 5 февраля – Стародуб, потом Гадич, Чернигов,
Остр, Переславль, Нежин. Захватили в плен нескольких воевод: глуховского –
М.Л.Кологривого,…….и др. для обмена.
Полковник
черниговский Иван Василь (Шумейко) имел местности у Кудровки Сосницкой сотни.
Перед арестом он уехал в Киев, …….. Игумен Братского монастыря В.Ясинский
оповестил воеводу киевского Г.Козловского о пребывании Василия Игнатовича в
Киеве и его арестовали и отправили в Москву.
………..Василь Игнатович (Шумейко) был тестем
Ивана Михайловича Домонтовича. ……..Домонтович был атаманом городовым
черниговским.[45]
В 1672 году гетман Самойлович передал село Кудровка
во владение генеральному судье Домонтовичу «на кормление».
1668
год – казацкий круг в
Новгороде-Северском, выбрала гетманом Д.Многогрешного. Генеральным судьёй левобережной
Украины избран Иван Домонтов.
Украинская старшина потеряла веру к московскому
правительству, не считавшемуся с украинскими интересами – но и союз, а
тем более подчинение Польше, было невозможным.
1669 год Батурин. Дом Генерального Судьи Левобережной Украины конца XVII столетия.
Казачья столица была
перенесена в Батурин. Новый гетман, Демьян Многогрешный, правивший четыре года,
не ладил со старшиной, но царское правительство его поддерживало, тем более,
что он оказал ему большие услуги при подавлении восстания Степана Разина,
которое охватило значительную часть Слободской Украины. Впрочем, этих услуг на
всю жизнь Демьяна Многогрешного не хватило – хорошо, что гетмана в итоге не
казнили, а только сослали.
Гетман Самойлович пригласил в Батурин 7 февраля 1682 года (тогдашнею столицу Украины) известного проповедника Дмитрия (Савича - Туптало)
Гетман Самойлович пригласил в Батурин 7 февраля 1682 года (тогдашнею столицу Украины) известного проповедника Дмитрия (Савича - Туптало)
Донские казаки присягнули царю Алексею
Михайловичу в 1671 году.
Усилиями казачьих дружин к России были
также присоединены обширные территории Сибири.
В конце XVII века Украинская старшина не верила московскому правительству
КРУПИЦКИЙ НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Генеральный Судья левобережной Украины Иван Михайлович Домонтович главный
ктитор обители
Батурынские
памятники. Крупецкий св.Николая монастырь. С фот. грав. Рашевский.
Свято-Николаевский Крупицкий Батуринский
мужской монастырь расположен в 10 км от Батурина и в 120 километрах от
Чернигова.
Монастырь находится в окружении с
одной стороны рекой, с другой лесом.
Существует легенда об
основании монастыря: "Некогда Орда, не сумев преодолеть стены обители
приступом, окружила монастырь и обрекла всех, кто там был, на голодную смерть.
Но Господь призрел на моления православных, и из облака над монастырем
посыпались манной крупы". Эта крупа хранилась в серебряном ковчеге и при
гетмане Мазепе.
Монастырь приобретает
особое значение с объявлением Батурина гетманской столицей. Он стал религиозным центром всей Левобережной
Украины.
ЦЕНТР ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ
УКРАИНЫ XVII века
С Крупницькою обителью тесно связаны
жизнь и деятельность выдающихся деятелей времена Гетманщины Дмитрия (Савич-Туптало), Ивана Домонтовича,
Ивана Мигура и др.
Генеральный Судья Малороссии Иван
Михайлович Домонтович был главный ктитор обители (Ктитор — опікун над монастырём). В нём он некоторое
время и проживал.
Иваном Михайловичем выстроен
величественный каменный храм, в древнем Византийском стиле, св. Николая – себе
в память, инокам в утешение.
Возведение
храма было не только деянием «богоугодным», но также и делом чести, политики,
престижным свидетельством богатства, силы, достоинства и благоденствия.
Отставные
Старшины всю жизнь пользовались уважением народа и хоронили их с большими почестями.
†
Иван Михайлович Домонтович на третий день
после дня смерти своего небесного покровителя Иоанна Богослова (день смерти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
9 октября). Иоанн Михайлович ум.28/11 октября 1683 г.
С великими почестями проводили в последний
путь генерального судию Украины казацкая старшина, с братию монастыря.
Отпел Ивана Михайловича настоятель монастыря иеромонах Дмитрий (Савич-Туптало), впоследствии Святитель
Дмитрий Ростовский. Святитель Дмитрий Ростовский собственноручно записал это
событие в монастырском синодике: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего
Иоанна Домонтовича; той своим коштом замуровал сию церковь и зди в ней положен
на левой стороне под филаром (столпом)». И положили честное тело Иоанна у престола
небесного его покровителя - Иоанна Богослова.
, Святитель Дмитрий Ростовский собственноручно записал в синодике: «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего
Иоанна Домонтовича, той своим коштом замуровал сию церковь и зди в ней положен
на левой стороне под филаром» (столпом). Над местом погребения его на столпе
храма был написан портрет Ивана. На портрете судья Домонтович – старец с умными
глазами, с лицом приятным и добрым, здесь же дворянский герб его рода,
обращенный книзу меч, напоминающий меч его знаменитого предка святого
благоверного князя Довмонта –Тимофея псковского. Синодик столичного гетманского
монастыря, был начат в 1667 году самим св.Дмитрием Ростовским
(Савич-Тупталло)…Помяни Г-ди душу усопшего Иоанна Домонтовича. Он построил
ц.Никольскую и в ней положен у престола своего небесного покровителя Иоанна
Богослова. Рядом, как икона висел портрет Ивана.
поперёк
подписано………….церковь иго михайлов Иоанн домонтович соорудил и в ней положен…..
Храм Никольский сооружен в древнем
византийском вкусе, освящён в 1681 году, 6 августа преосвещенным митрополитом
сербским Варлаамом Почеккою при игумене Феодосии Гугуревичи, в нём 3 престола:
во имя святителя Николая – посредине; на правой стороне – во имя Благовещенья
Пресвятой Богородицы; на левой – во имя
св.апостола Иоанна Богослова, небесного покровителя Ивана Домонтовича. У
престола и был положен Генеральный судья Малороссии. На столпе в храме весел
портрет Ивана. Под портретом «надгробок», писанный по преданию,
настоятелем монастыря иеромонахом Дмитрием (свят.Дмитрием Ростовским).
Хто на мой образ оком поглядаешь.
Аще ж зась бывал? Ведати желаешь,
Ведай, иж верный сын отчизны билем.
В ней с молодых лит верно служилем.
Иван имя мне, от Бога данно.
Домонтовичем проименованно.
Суд енеральный на мне залежал,
Который уряд до смерти додержал.
Власним своим коштом церковь
замуровалем.
Потом Богу в руце духа далем.
Туж в темном гробе телом почиваю.
Молитвы единыя от тебе жадаю.
Року 1683 м.сентеб. 28 д.
В Малороссии старые казаки удалялись
на «монастырское» житие дряхлые и увечные казаки доживать свой век на покое и в
молитве после военных походов, как в инвалидный дом. Таков был старый обычай на
Дону. В монастырях хранили они казну свою и дорогие вещи. Так как города
казацкие не были в безопасности от вражеских набегов. В монастыри привозили они
и тела своих убитых друзей, и предавали их честному монастырскому погребению.
Раз в год совершается торжественное поминовение усопших воинов по древнему
церемониалу. В субботу на масленице походный атаман, наряженный войсковым
начальством, составив ополчение из нескольких станиц, отправляется в монастырь.
По команде атамана все становятся кругом около старых могил, и в этом круге
служится всенародная панихида. На пении:
-Со святыми упокой!
Делался общий залп из ружей; в конце
панихиды провозглашается:
-Вечная память православным донским
воинам, защитникам его от Агарян!
И на вечной памяти – залп повторяется
три раза. С кладбища все отправляются к Соборной церкви, в боевом строю, с
песнями о старом казачестве. Молодёжь на переходе тешилась удалою скачкой. В
церкви, при стечении всего народа, служилась вторичная панихида по всем донским
воинам, и после нового залпа казаки распускались.
«Настоятельский корпус, выстроенный в 1834 г., украшался
портретами архипастырей и ктитора обители генерального судьи Ивана Домонтовича.
В нем лежала балка, на которой были вырезаны слова: «…при гетмане Иоанне
Самойловиче, …, року 1680. Иоанн ДОМОНТович, судья генеральный, сию храмину в
отраду инокам создал, вечныя ради себе отради». …..Крупицкий Батуринский Никольский монастырь. М. 2003
ДА БУДЕТ ПАМЯТЬ О ИВАНЕ ДОМОНТЕ, основателе
дворян Домонтовичей, И НЫНЕ И ПРИСНО И
ВО ВЕКИ ВЕКОВ!
Благодарю Ярославскую областную библиотеку имени
Н.А.Некрасова, в лице зав. отделом редкой книги Федюк Галины Павловне и зав.
информационно-правовым отделом Агашину Ирину Викторовну за помощь.
Автор Евгения Георгиевна рожд.ДОМОНТович, является четвёртым поколением
от ссыльного Черниговского дворянина Павла Ильича Домонтовича, разжалованного в
рядовые и высланного в 71 пехотный Кубанский полк в 1850 г. 10 октября в Грузию. [i]
[1] Герб "колюмны" - изображение, напоминающее три башни и похожее на трезубец был одним из древнейших символов Великого княжества Литовского.
[2] Модзалевский. Малороссийский роодословник. Том I, Киев. 1908 г. С.434
[3] Е.Богданович. Святый благоверный князь Домонт Псковский. 1899г. С.22
[4] 1227году родился св.Довмонт –прямой предок Ивана Михайловича Домонта
[5] История княжества Псковского. Митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов), 1831г.
[6] Википедия
[7] Митрополит Евгений (Болховитинов. История княжества псковского. Псков. 2009. С. 108-131
[8] Генеалогия Украинского козачества. Владимир Кривошея. Киев. 2004
[9] Герб выразительный родовой знак, память о минувших событиях –«застывшая история рода» Герб от польского «herb», означает «наследство» Герб связывал членов семьи, был звеном между прошедшими, нынешними и будущими поколениями. Герб был очень важен для семьи. Земля, деньги и другое имущество могут утеряться в результате войн, революций, экономических реформ или других бедствий, оставляя потомков без наследства, а гербы остаются
[10] Книга «Родина гербов Польша» Том III. Варшава. 1906г. С.225
[11] http://mailchern.narod.ru/news/?news=109
[12] http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan/text1.phtml?id=189
[13] История городов и сёл Украинской РСР. Киев 1972
[14] Википедия
[15] http://forum.secret-r.net/viewtopic.php?f=1&t=807&start=45
[16] Семёнов. Полное географическое описание. …..Белоруссия. 1905 г. С.384
[17] Виктор Савченко. Казачья слава. Москва. 2006. С.80
[18] csl.bas-net.by/xfile/v_agro/2011/3/3f8d5.pdf
[19] Википедия
[20] Поход на Очаков и Молдавию. Глава 5 1736 г.
[21] http://litopys.org.ua/dynasty/dyn60.htm
[22] Википедия
[23] Генеалогия Украинского козачества. Владимир Кривошея. Киев. 2004
[24] Иван Грозный, первый государь всея Руси, фактически создавший страну, в которой мы живем, принявший Московское княжество и оставивший после себя Великую Россию, был опорочен, династией Романовых, сделавших все возможное, чтобы очернить величайшего собирателя державы. И предать забвению древние роды.
[25] http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Boplan/text1.phtml?id=189 [26] Подкова Иван, (xxxx−1578, казнен) Вишневецкий, Дмитрий Иванович, (1516−1563, казнен) Кошка, Самойло, (1530−1602, убит) Лобода Григорий, (xxxx−1596, убит) Наливайко Северин, (1560−1596, казнен) Неродич-Бородавка, Яков Адамович, (xxxx−1621, казнен) Сагайдачный, Пётр Кононович, (1570−1622, скончался от ран)Сулима, Иван Михайлович, (1615−1635, казнен) Барабаш, Яков Фёдорович, (xxxx−1658, казнен) Брюховецкий, Иван Мартынович, (xxxx−1669, растерзан толпой) донской атаман Иван Мартынович Заруцкий (посажен на кол.) Сведения из Википедии.
[27] Описание Украины. Сочинение БОПЛАНА. Санкт петербург. 1852г. С.61,62. Первое издание вышло в 1650 г.
[28] Путешествие госуд.наследника цесаревича по РОССИИ от Петербурга до Крыма. М.1864.С.388-399
[29] Чернигов. Историко-статистического описания Черниговской епархии. Под руководством Михаила Алексеевича Домонтовича. СПбг. 1865. С. 668,669
[30] http://beket.com.ua/cherkasskaja/moshny/#c
[31] Реестр всего войска запорожского после зборовского договора с королём польским Яном Казимиром, составленные 1649 года, октября 16 дня и изданные по подлиннику О.М.Бодянским. Москва. 1875
[32] Ивану Домонту около 37 лет
[33] Генеалогия Украинского козачества. Владимир Кривошея. Киев. 2004
[34] http://forum.vgd.ru/293/25190/
[35] Дела Малороссийские в Московском главном архиве министерства иностранных дел 1665 года, № 68.
[36] А. Библиотека иностранных писателей о России. Т.1.Отд.1. С/Пбг. 1836. С.33-35 Б. Схиархимандрит ИОАНН (Маслов). Обрядовые особенности покоянной дисциплины древней Руси. М. 2000. С.36,37
[37] Мазепа. Киев. 1993г. С. 97
[38] Из ВИКИПЕДИИ. (Зам.автора: Василий Барковский из Википедии и сотник Иван Домонт из книги Мазепа. Киев. 1993г. С. 97 похожи как двойняшки.)
[39] Псковские Епархиальные ведомости №11, 1899г
[40] Акты Ю и Зап.России. Том 15 1658 –1659 годы. С/Пб 1892. С 439 –458.
[41] Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
[42] Святитель Дмитрий Ростовский. РУНО ОРОШЕННОЕ. С/Пбг. 2003. С.158
[43] Википедия
[44] Русская Старина. Корниловича.С/Пбг.1825. С.439
[45] Владимир Кривошея. Генеалогия украинских казачеств. Киев. 2004
[i] РГВИА. – Ф. 400.-Оп. 12. – Д. 15959
Комментариев нет:
Отправить комментарий