Поиск по этому блогу

воскресенье, 2 июня 2013 г.

700 лет (1313 -2013) со времени создания фресок в псковской ц. Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Автор Евгения Георгиевна Чижикова (рожд.Домонтович).                                                                  Потомок казацкого рода ДОМОНТОВ.

                                    Действительный член РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ.      
                                                               Диплом № 2420, 2005 год.
РДС преследует культурно-просветительские цели, направленные на возвращение России ПРАВДЫ о её величии и забытых заслугах её сыновей.


                


   По церковному преданию, псковский монастырь на Снятной горе основан в XIII веке князем Довмонтом, как мужской Довмонтовский монастырь …. Древнейшая дошедшая до нас постройка монастыря - украшенный фресками каменный собор Рождества Богородицы XIV века.

   По завещанию князя на средства св.Доманта и св. Марфы в Пскове на Снятной горе воздвигли ц. Рождества Богородицы в Довмонтовом монастыре в 1311- 1312 гг и расписали фресками в 1313, при жизни жены Доманта - Марии († 1317) расписали фресками. 
Уникальные фрески собора Рождества Богородицы, «случайно обнаруженные» в 1909 г., открывались в 1908, 1929, 1931, 1948, 1949 и 1966 гг., после перерыва – с начала 1990 г. – работы велись В.Д.Сарабьяновым.
В алтаре ц.Рождества Богородицы, современного Снетогорского монастыря должна быть
  фреска  ктиторов  монастыря св.Доманта †1299  и его жены Марии † 1317  (псковская св.Марфа). 
Алтарная фреска собора Рождества Богородицы являлась не надгробным изображением — Довмонт был погребен в Троицком соборе, — а образом «на вечный помин» в молитвах братии монастыря о выдающемся псковском князе и его жене.


У входа в Снетогорский монастырь, в XX веке укреплена памятная доска: …основан Довмонтом




В  XIII - XV вв это был мужской  Домонтовский  монастырь. 
 Во времена Ивана Грозного в Пскове было четыре Лавры. Домонтовская Лавра была первой, среди четырёх псковских Лавр.
 На начало
XVII века приходится расцвет Домонтовской лавры..
Справка:  
 Лавра. … …Монастыри возвышающиеся над другими своею обширностью многолюдством и богатством…Лавры на Афоне существуют доныне …
В 1899 год в России четыре лавры – Киево-Печерская, Почаевская, Троице-Сергеевская и Александро-Невская…

 Домонтовский монастырь был  стражем и воином Руси, с ним тесно связано имя самого любимого Псковом князя Домонта.


   С XVI века изображение любимого псковичами св.Доманта появилось в псковских церквах в Деисусном  чине.
 
                              О святом князе Доманте
    2 июня - день памяти святого князя Довмонта Миндовговича ( род.1227- †1299)  
(Домант, Домонт - в русских летописях), в  крещении Тимофей, святой благоверный князь, его имя стоит в ряду великих русских святых.
Время правления Доманта это Золотой век Пскова и иконописи XIV в. на Руси..
  Домант Миндовгович в течение 33 лет управлял Псковским княжеством и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем.
Домант: правду творил, сиротам и вдовицам кормитель и заступник был, нищих одевал, печальным утешитель, обидемым помощник и заступник. Священство, любя и почитая, помогая монастырям и украшая церкви. Власть княжескую благоугодно правил, был справедлив на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими. Дела же его были удивительны. Души враждующих приводил в тишину и мир. Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал. 
Основал несколько монастырей, два из которых именовались Домонтовскими.

   Житие Доманта XIV века сообщает: Много времени минуло. Попущением Божиим, за грехи наши, собирают немцы большое войско и стремительно к городу подходят, как звери рыкающие. Ограды монастырей сжигают и многих немилосердно убивают. 
Тогда же был убит преподобный Иосаф из монастыря Святой горы. 


(В житии написано: Иосаф из Святой горы. Святая Гора — это, конечно, Афон, на протяжении многих столетий главное средоточие православного монашества.

В Распространённой редакции жития конца XVII века написали -  игумен Снетогорского монастыря Иосаф,  зам. автора).


   Свою последнюю победу непобедимый князь одержал 5 марта 1299 г. на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. 
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова на правой стороне.  Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
В 1374 году (зодчим Кириллом) в Довмонтовом городе, построен каменный храм в честь св.Доманта.
   Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1317; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной иконе Божией Матери  после чудес, происшедшей с иконой в 1567 году икона получила название Мирожская,  была с песнопениями перенесена из Мирожского монастыря в Троицкий собор (зодчего Кирилла).
В правление Ивана Грозного 1571-73 гг в Пскове воздвигли второй каменный храм в честь Доманта.
В XV веке святому князю Доманту была составлена особая служба, где он назван сыном Миндовга и братом Войшелга.  Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе (зодчего Кирилла) висел его боевой меч. См.    http://domont.blogspot.ru/2011/02/blog-post_9003.html

                              Фресковая живопись Пскова
   Мировое, общечеловеческое значение псковских фресок – правдивая летопись наших предков, живших в XIV веке. Фресковая живопись церквей  хранит в себе информацию о эпохе, к которой фрески принадлежали, и фрески могут рассказать гораздо больше, чем летописи и государственные документы.
Все Псковские церкви после возведения украшались фресками. Не только изнутри, но и снаружи.

Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира.
   Фресковая  роспись Собора Рождества Богородицы на Снетной горе, на северных неспокойных дорогах являет глубокое знание священного писания и пестование псковских традиций. Преемственность от Мирожского монастыря к Снетогорскому и Довмонтовым фрескам очевидна; в Мелетове эта традиция отточена гармонична и  приведена к высшей гармонии.


   Известно, что фрески Собора Рождества Богородицы созданы в 1313 году, че­рез два года после постройки собора, при участии жены Доманта – Марии (св.Марфа псковская) умерла в 1317 году через четыре года, после росписи собора.
Средневековые церковные росписи подчинялись строгим правилам, канонам. Каждому сюжету отводилось определенное место, и вместе они образовывали стройную систему, в основе которой лежала определенная богословская мысль. Одним из положений христианского учения было представление о том, что церковь - это небо на земле, в котором обитает Бог. И сама архитектура церковного здания также истолковывалась символически. Алтарь во всех церквах помещался на востоке: по Библии на востоке располагалась райская земля - Эдем; по Евангелию на востоке же произошло вознесение Христа.


 Лики святых в древнем храме потемнели оттого, что они стали чуждыми с XVIIIXX век; копоть, побелки на них нарастала вследствие невнимания и равнодушия Правителей Руси, их пренебрежением к памятникам старины к сохранению святыни.

  Фрески, случайно обнаруженные в 1909 г., были раскрыты и явили миру такую глубину боговедения и одухотворенности, что по заключению специалистов ничего подобного им в мире нет.  

   Фрески недавно полностью раскрытые из-под побелок, они представляют собой уникальный по полноте сохранившихся памятник. Настенная роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. Долгое время считалось, что авторами росписей псковского собора Рождества Богородицы были греческие мастера. Но на одной из фресок сравнительно недавно была обнаружена сербская надпись. 

 В настоящее время фрески раскрыты, нам требуется лишь сберечь и сохранить их.  

   Сохранившиеся фрески - сокровища Руси, они ценны, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже.
 
   Божьим промыслом сохранившиеся фрески церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря предстательствуют пред нами за всю монументальную живопись Древней Руси. Священная история Старого и Нового Заветов вновь и вновь переживалась в фресках Мирожского, Снетогорских монастырях и в селе Мелетове (1465г.), в 45-ти км., от Пскова.
   Фрески   уникальны 


                                         Снетогорский мо­настырь
2012-10-08. Фото автора

    В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой расположен Снетогорский монастырь, основан в XIII веке князем Домантом, как Довмонтовский монастырь. 



                     В XVIII веке монастырь переименован в Снетогорский.
     1804 год 30 декабря состоящий от города в 5 верстах третьеклассный Сне-тогорский монастырь  велено «обратить в архиерейский дом», а «штат сего монастыря с архимандриею перенесть на 3-классный же Елеазаровский, а Елеазаровского на Крыпецкий…».
           1810 год пожар в монастыре. уничтоживший все ценные документы. 
После революции в 1919 г. бывший Снетогорский мо­настырь был включен в охранные списки памятников архи­тектуры. До войны на территории монастыря был дом отдыха. Во время  вой­ны древние стены были осквернены присутствием гестапо.
        С 1993 г. монастырь возрожден как женский Снетогорский.


       2007 год о Снетогорском  монастыре сняли 2-х часовой фильм «Повем дела Господни».

Фильм «ПОВЕМ ДЕЛА ГОСПОДНЯ» можно посмотреть -

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=hHiUtO6eKCU
В 2-х часовом фильме «Повем дела Господни» забыты ктиторы монастыря: св.Довмонт и его жена Мария (св.Марфа), создавшие «на вечный помин» ц. Рождества Богородицы.  


Матушка монастыря Людмила (Ванина) подарила фильм автору Евгении в 2008 году.
Увидела сестричек, со многими из которых подружилась.

И подай Господи, всем насельникам монастыря: неизреченную благость, любовь истинную, сердца очищение, уст хранение, правоту деланий, мудрость смиренную, мир помыслов, тишину душевных Ваших сил, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерную, воздержание, и всех благих плодов земных наполни, и не возведи Вас в половины дней земных, но соверши Божьим совершенством…

Огорчилась: в 2-х часовом фильме «Повем дела Господни» забыты ктиторы монастыря: св.Довмонт и его жена Мария (св.Марфа), создавшие «на вечный помин» ц. Рождества Богородицы.  


                                            *********

   
 В Снетогорских фресках с захватывающей силой и искренностью воплотилось самосознание Пскова как последнего рубежа Русской Земли, хранящего Веру, отвечающего за всю русскую православную культуру. В искусстве всего византийского круга такой ансамбль только один, и он – в Пскове!

Информационная блокада:
Особо «засекреченными» оказались фрески Довмонтова города,  уничтоженного в XVIII веке..


В Довмонтовом городе храмы стояли вплотную друг к другу, в 1701 году их  засыпали землей и переименовали в Рождественский бастион. 
Во время исследований в XX веке, обнаружена уникальная фресковая живопись.
Несомненно все храмы Довмонтова города были украшены фресками. Остатки фресок пересняты на специальные планшеты, отреставрированы и экспонируются в Эрмитаже, являясь уникальным явлением псковской культуры..

   150 кв.м. превосходной живописи XIV-XV вв. находятся ныне в фондах (даже не экспонируются!) знаменитого петербургского музея и вход туда затруднителен даже для одиночных специалистов. А на родине фресок, в Довмонтовом городе, за непрезентабельным забором до сих пор стоят сохранившиеся до сводов храмы.
Эти изумительные подлинные Псковские Помпеи - в настоящем своем виде представляет лишь досадную «непонятность» для туристов, а подчас - и для слабо подготовленных экскурсоводов. 

Деяния правителей


   В XVIII веке Домонтовский мужской монастырь переименован в Снетогорский, а девичий Домонтовский монастырь на поле, переименовали в Михайловский. 1710 год, по указу Пётра I, рядом с Михайловским девичьим монастырём устроили пороховой склад, взрыв и монастырь уничтожен.



   В XVIII и XIX веках четыре пятых старинных российских монастырей закрыли, у оставшихся храмов, правители Руси, уничтожившие патриаршество, ставшие главой церкви, счистили неугодные им фрески,  иным фрескам повезло больше, их закрасили - переписали, заштукатурили. И про это ... забыли. 



После свержения царей Романовых, прихода к власти большевиков, восстановлением патриаршества в России,  учёными были открыты чудом сохранённые древние фрески.



Вся псковская фресковая иконопись представляла память о святом князе Доманте…


В XVIII и XIX веках,  уничтожая наследия князя Домонта, счистили все фрески с псковских храмах..    

 

Сколько фресок с уникальными росписями, ценными, как Акрополь с Парфеноном в Афинах, Колизей и Ватикан в Риме, Собор Богоматери и Лувр с «Моной Лизой» в Париже утрачены безвозвратно в Пскове - это особое исследование.

В XXI веке все псковские церкви, включая соборную Троицу, без фресковой живописи сключение составляют вышеописанные три храма).



 Единственная икона Доманта в Пскове, появившаяся в 2013 году в Снетогорском монастыре, есть отклик на беспредельную мою скорбь, которая выразилась в евангельских словах: "Душа моя скорбит смертельно" (Мк. 14:34).



В заключение, позвольте вернуться к началу, о чудом сохранившейся фрески  св.Доманта,  в ц. Рождества Богородицы мужского Домантовского (современного женского Снетогорского) монастыря.



Только теперь, в свете новых открытий, многие почувствуют УЖАС СКОРБИ ПО БЕЗВОЗВРАТНО УТРАЧЕННЫМ ПСКОВСКИМ ФРЕСКАМ В XVIIIXIX ВЕКАХ; именно теперь, более чем когда-либо, мы в состоянии понять захватывающую драму безвозвратно утраченных псковских фресок.  Шаг за шагом нам начнёт открываться радость духовная от общения со святыми ликами на чудом сохранившихся древних фресках.  

Мы, почувствуем, как много видели эти фрески многовековых терзаний души народной, сколько слез перед ними пролито и как властно в наши дни звучат лики древних фресок в ответ на пролитые людские слезы.


Взгляните на фреску, написанную нашими предками по заказу княжеской четы Доманта и его жены Марии (св.Марфы), еще в начале XIV века!



                                       Вся на костях стоит Россия,
                                        На прахе всех лихих годин,
                                            И это люди всё такие,
                                             Что Бог их ведает един.

                                   Давно синодики истлели,
                                   Иссякла память в род и род,
                                   Но неужели в самом деле                            

                         Забытым может быть ДОВМОНТ?

                                      Мы без имен помянем ныне
                                      Безвестных всех за все века, -
                                      Их души там, в небесной сини,
                                      Услышат нас наверняка.

                                                         Весь сонм их с именем Христовым
                                                          В тот час движением одним
                                                          Падет перед Его престолом
                                                          И нас помянет перед Ним.
 

Не надо искать врагов. Бездуховность наша ослабила нас настолько, что силы бесовские нас поразили. Праведность и греховность переносятся на потомство.
Господи Боже сил! Кто силен, как ты, Господи?
И истина твоя окрест Тебя.
Псалом 88, ст. 9




Список источников и литературы,  благодаря которым возникло моё видение Российской истории - http://domont.blogspot.ru/2012/02/blog-post_20.html
Использованы интернет ресурсы: . http://pln-pskov.ru/society/117303.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий