Поиск по этому блогу

суббота, 21 мая 2011 г.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ Довмонт (князь псковский)


Память празднуется 20 (2 июня н/ст.)
В XIII веке князья, как правило, имели три имени: языческое, домашнее и крестильное. В те времена изобрели меч. Языческое имя Довмонт - остриё меча – литовское было популярно. В истории получили известность 3 князя Довмонта.Первый Довмо́нт Святой Псковский
(лит. Daumantas – остриё меча), в крещении Тимофе́й - благочестивый (род. 1227) [1], (умер 20 мая 1299) — псковский князь полотского происхождения. Псковский князь с 1266 по 1299 годы. Неоднократно разбивал литовцев и немцев, в том числе в Раковорской битве. При князе Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Новгорода.
Довмонт происходил из полотских князей. Согласно псковским источникам, был сыном Миндовга (Изяслава), братом Войшелка (Давида, Романа).
33 летние княженье Довмонта – Тимофея стало легендой в Псковской истории. Это был период успехов, величия и торжества Пскова. Довмонт Миндовгович [2]

Икона Довмонта из Псковского Троицкого собора.



единственный, из Псковских князей ставил церкви в честь побед, известно три. Отличался великой отвагой, малой дружиной побеждал большое число врагов.

Второй Довмонт - князь утенский, один из пяти сыновей великого князя литовского Ромунда. Вместе с ДОВМОНТОМ Псковским он захватил Полоцк. Когда литовский великокняжеский престол перешел к брату Довмонта, Тройдену, Довмонт послал наемных людей убить великого князя, что и было ими исполнено. Как только разнеслась весть о смерти Тройдена, Довмонт пошел к Кернову; но русские бояре вызвали из монастыря сына убитого, чернеца Римунда, который, приняв начальство над войсками, храбро встретил своего дядю Довмонта и собственной рукой убил его. - См. Stryjkowski, ""Kron."" (том I, стр. 317); Narbut, ""Dz. st. nar. lit."" (том IV, стр. 283); ""П. С. Р. Лет."" (тома II и XVII) [3]
Третий Довмонт или Арвид князь Нальшанский. [4]
Летописи сообщают:
« …1285 г. совокупившиеся Тверичи, Москвичи. Волочане, Новоторжци, …..и шедши биша Литву, в канун Спаса…и великого их князя Домонта яша - убиша…иные разбежавшиеся..

Отец Довмонта Миндовг, – (Миндаугас – много мыслящий) был убит заговорщиками .. «…а убил князя Мендовга, Мовколдова сына, сродник его Ердень (Гердянис)…», « а у Мендовга дети: Вышелг да Домант» сообщают летописи [5] Престол занял Тронят князь-язычник, представитель национальной партии. Соперником ему выступил родной брат Тевтивил, князь полоцкий, принявший православие и обрусевший. Борьба кончилась убийством Тевтивила. Но вскоре и языческий князь Тронят был убит, по словам летописца, «четырмя Миндоговыми конюхами», когда тот шёл в баню. В те времена власть наследовали братья. Началась жестокая война между наследниками Миндовга. Восстали князья, убивая друг друга. Старший сын Миндовга Войшелг (вознаграждающий гостеприимством-литовское) – будучи язычником, отослан отцом для заключения мира к галицко-волыскими князями…там проникся греческой верой и стал монахом, узнав, о убийстве отца, сбросил иноческие ризы, бежал в Пинский Лещинский монастырь. Собрал войско и стал жестоко мстить убийцам отца..После завоевания князем Войшелком Нальщан, Довмонт со своей дружиной прибыл в Псков.
По смерти Войшелга (1267 г.) в Полоцком княжестве утвердился князь ЕРДЕНЬ (Гердень), женатый на христианке ЕВПРАКСИИ (тётки Довмонта). От кровавых распрей удалился из своего отечества князь Довмонт ….. [6] Вероятнее всего его пригласили на княжение сами псковичи…..Псковичи любили родную тётку Довмонта, полоцкую княжну Евфросинию-святую псковскую Евпраксию. Она была дочерью Полоцкого князя Рогволда Борисовича и ближайшей родственницей святой Евфросинии княжне Полотской. [7]
В вечевом Пскове Довмонт принял крещение, и вскоре псковитяне избрали его своим князем. В 1265 году Довмонт с псковичами ходил на Полотск, с целью отомстить князю Герденю за убийство своего отца Миндовга. Разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей. Согласно схеме родословной нарисованной в книге Живописная Россия отечество наше. П.П.Семёнова. Том 3 Литовское, Белорусское полесье. С/Пбг, Москва. 1882 г. С.293 [8] Сыновьями Герденя были Витен и Гедемин.
На этом походы на Литву князя Довмонта прекратились. В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича, сражался при Раковоре. Даже НЕМЦЫ признали КНЯЗЯ ДОВМОНТА ГЕРОЕМ РАКОВОРСКОЙ БИТВЫ.
В день памяти святого Георгия, покровителя всех воинов 23 апреля разбивает рыцарей на р. Мироповне и с победою возвратились в Псков. Ликующие жители спешили излить признательность князю Довмонту. Они боготворили своего верного защитника, который «не напрасно носит меч, а на казнь злым и в поддержку добрым»..
Старшая Ливонская хроника сообщила о немецко-датском походе на Русь, где участвовало 180 рыцарей, 18000 тысяч ополченцев и 9000 корабельщиков. Рыцари сожгли Изборск и осадили Псков. Новгородская помощь запаздывала. Князь Довмонт с верной ему дружиной вошли в Псковский храм Святой Троицы, положил меч свой перед алтарем Господнем, пал, молился со слезами.
Игумен Исидор и все священство, сотворив молитву, взяли меч с престола Троицкого Храма и благословили князя Домонта на неравную битву……. Получив Высшее благословение на подвиг, князь Домонт, внезапно появился со своей верной дружиной перед рыцарями, в жестоком бою «не дождав полков новгородских, с малою дружиною с мужи псковичи выехав, Божию помощью, изби полки их, самого же местера (магистра ордена) ранеша по лицу» сообщают летописи. На помощь псковичам подоспело и новгородское войско. Немцы, погрузив убитых и раненных, в страхе бежали в свою землю. И была эта битва 8 июня, на память мученика Федора Стратилата. [9]У немцев в летописи также сказано: «…магистр Отто-Родинштейн, не взявши Пскова, заключил мир».
А князь Довмонт построил в Пскове церковь Фёдора Стратилата, ибо победа была в день его памяти.
В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, собирался выгнать его из Пскова, но новгородцы ему отказали. Он распустил свои войска. посадив на место Довмонта в Пскове Айгуста, который являлся мужем Евдокии (дочери Александра Невского) [10] но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.
Второй или третий женой Довмонта была Марии, дочь или внучка князя Александра Невского. Довмонт помогал его сыну Дмитрию, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем. В этот период на Руси полыхала старая болезнь - княжеская усобица. Не миновала она и сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея. Старший сын Дмитрий (друг Довмонта), князь Переславля Залесского (родина Александра Невского), занял великокняжеский престол в 1276 года. Младший Андрей Городецкий подкупом получил ярлык на великое княжение у хана Золотой Орды. Сажать его на великокняжеский стол пришли полчища татарского войска.


ПЕРЕСЛАВЛЬ – Залесский. Родина Александра Невского. Спасо-Преображенский храм XII века.. Фото автора сентябрь 2004 г
Много горя на Русь принес этот безумный, властолюбивый потомок Александра Невского с Ярославским князем Федором Чермным. Скончался князь Андрей схимником в 1304 году, заслужив ненависть современников и презрение потомства. Никто из князей Московских не сделал столько зла отечеству, как сей недостойный сын Невского, погребённый в волжском Городце. Ужасы и всякие несчастья ознаменовали его княженье. [11] Князь Довмонт помог другу Дмитрию (сыну Александра Невского), когда тот в очередной раз, под натиском брата Андрея и др. русских князей с татарской «Дюденевой ратью» в 1293 году был вынужден покинуть великий стол во Владимире. Князь Дмитрий, уходя с боярами и семьей, надеялся укрыться в крепости Копорье.
Общий вид крепости Копорье с востока. Гравюра начала XVII в.

Новгородские бояре перехватили князя Дмитрия. Припомнив старые обиды, забрали в залог у него семью и ближних бояр, с тем, чтоб он отступился от крепости, построенной без их согласия. В крепости хранилась вся казна Дмитрия. На помощь другу и родственнику подоспел псковский князь Довмонт. Внезапно появившись, взял крепость Копорье, захватил казну и передал её Дмитрию. Были освобождены его семья и бояре. Не побоявшись мести, псковский князь, с честью принял князя Дмитрия, с его дружиной и семьей очередной раз в Пскове, а татарская рать не посмела приблизиться к Пскову.
И сделался Довмонт грозным для всех немирных соседей. И такое положение продолжалось до 1299 года. Большой отряд ливонских крестоносцев с командором подошел к Пскову, надеясь на лёгкую поживу. Князь ДОВМОНТ стар (72 года), какой из него защитник. Они разграбили и пожгли посад, перебили многих жителей, опустошили окрестности, разорили монастыри. В пламени погибли игумен Спасо-Мирожского монастыря Василий, игумен и 27 иноков Снетогорского монастыря. Погибло множество женщин и детей, по обычаю того времени, укрывающихся от врагов за монастырскими стенами, и множество окрестных монастырей, монахов и монахинь, женщин и детей убито.

ПСКОВ. Церковь Петра и Павла на берёзе. Фото автора 2005 год, октябрь.

А на другой день рыцари подступили к городу, надеясь управиться с ним, как с посадами. Город осаждался 10 дней. Командор расположился у церкви Петра и Павла, именовавший, «на берёзе» расположенный на северо-востоке города. На берегу реки Великой. Войско расположилось редкой цепью вдоль стен Пскова. Командор был уверен в победе, князь Довмонт давно не воевал……...Но внезапно появился Довмонт с малою дружиной с псковичами и дружиной Ивана Дорогомилова. [13] Князь Довмонт в поединке ранил командора в голову. Князь Довмонт (Тимофей) – маститый старец (72 года) не стал отсиживаться в обороне за крепостными стенами, не дождавшись помощи, с небольшой своей дружиною и вместе с Иваном Дорогомиловым и его дружиною, совершил удачный маневр. Внезапно напав на ставку крестоносцев, князь Довмонт, сражавшийся во главе дружины, крестоносцев отбросил в реку. Была презлая и прежестокая сеча на берегу реки, близ Петропавловской церкви, какой никогда не было в Пскове, сообщает летописец. В поединке князь Довмонт ранил командора ордена в голову. Стремительностью и силою натиска Псковичи смешал толпы Немцев и они, побросавши оружие, обратились в бегство. Наступающие отступили. Уцелевшие немцы вплавь добирались к своим судам и уходили от окончательного разгрома. Битва была выиграна. СЕМИДЕСЯТИ двух летний непобедимый князь ДОВМОНТ с псковичами праздновал победу последнюю.
« Блаженный князь с войском вышел из города и прогнал их. И потом создал храм каменный, в сожженом месте от своего праведного имени и монастырю на строение дал от своего имения много….»-сообщает летописец. [14] Боевой призыв Довмонта, "Братья мужи псковичи! Кто стар - тот мне отец, а кто млад - тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братия, нам предстоит выбрать жизнь или смерть. Братья мужи псковичи, постоим за святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество", повторялся псковичами до XVIII века.
Перед кончиною князья писали грамоты или духовные завещания, в них выражали последнею свою волю.
В силу завещаний князя часть имущества определялась на раздачу монастырям, церквам и нищим. Собралось множество игуменов, священников, монахов. И великое множество народа Пскова провожали непобедимого любимого своего князя всеми соборами с игуменами и монахами и певчими. Плакали о нем, как о родном отце, оплакивали защитника и оборонителя от врагов. Нищие и убогие оплакивали своё неистощимое сокровище. Сироты и вдовицы оплакивали кормителя и помощника. Тело умершего князя Довмонта обвили в самые дорогие ткани. И пропев надгробные пение, с множеством аромата, положили его честные мощи в псковском Троицкоме соборе, с пеньями духовными и похвалами. Над гробницей князя Довмонта псковичи повесели меч и одежду князя, на похвалу и утверждение г. Пскова и реальную защиту от врагов. Тело его было погребено на правой стороне, у второго окна Троицкого соборе Пскова, в котором до XVIII века хранились меч и одежда князя.
Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVIII века называлась Довмонтовой.
Довмонт был самым выдающимся князем в истории Пскова, сочетая в себе ценные качества: любовь к вверенному народу, справедливость, мудрость, мужество и, главное, крепкую веру в Бога. И Господь во всем помогал ему – благословил его 33-летнее правление выдающимися победами. Это был золотой век Пскова.
Князь Домонт всегда вступался за обиженных, помогал людям в бедах, к павшим был милостлив.
В ПСКОВЕ есть Красная гора - это выше по течению "Псковы". На этой горе стоит церковь Константина и Елены. По преданию, князь Довмонт (1266-1299 гг.) принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот. Сохранившаяся церковь построена в XVII веке. На месте нынешнего дома Грудинина….всё это совершенно совпадает с характером св.князя Довмонта, известного своим благочестием и ревностью ко храму Божию. [15]
В рукописном сборнике, хранившимся в библиотеке Псковского Мирожского монастыря записано…в лето 7130 …От того пречистого образа….показались таинственные чудеса с обеих глаз Пречистой потекли слёзы, как струи. О чудо! С тех пор икона именуется МИРОЖСКОЙ и ей соченена особая Служба, изложенная в Московской сентябрьской минее, изданной в 1666 году.
На Мирожской иконе, по правую руку изображён молящейся Благоверный Псковский Князь Домант – Тимофей, по левую в таком же виде супруга его Мария – Марфа, над ней подписано - дочь Александра Невского -…икона прославилась чудесами в 1567 году при царе Иване Грозном и при Митрополите Московском Афанасии и при Архиепископе Великого Новгорода и Пскова Пимене иконе была составлена особая Служба… [16]
Древний список иконы Мирожской Божьей Матери хранится в Псковском музее. В Псковском Мирожском монастыре Пскова находится список с древнего списка.
Псковичи считались усерднейшими сынами православной церкви, признавая Новгородских архиепископов, в этот период в Пскове построены знаменитейшие Псковские монастыри: ДОВМОНТОВ Рождество Богородичный, Спасо-Мирожский, Иоанна-Предтеческий, Старо-Вознесенский, Городищенский-Николаевский, близ Изборска, Пантелеймонов, Домантов женский на поле и другие… [17]
"И прославилась псковская земля во всех странах, и страшились все грозы храбрости Довмонта, и мужей их новгородцев и псковичей"…
И последняя битва была выиграна, что дало 40 летнею передышку Псковичам…В этот период Псков укрепился, возводится каменная крепость, построено несколько церквей…Небесным покровителем Пскова, становится Довмонт, при всех столкновениях он упоминается, как источник помощи и победы... [18]
До времен князя Довмонта в Пскове существовало сверх двух монастырей только две церкви - Власиевская и Дмитриевская, а по смерти князя Довмонта в Пскове было десятки церквей. После Довмонта в Пскове было два девичьих именуемых Довмонтовских монастыря. И княжеский Довмонтов монастырь, в Довмонтовом же городе. После смерти князя Довмонта середине XIV века (время Болотовского договора)Псков насчитывал около 25 тысяч жителей – примерно на пять тысяч больше, чем Кельн... В 1423 году Псковичи начали чеканить собственную монету «в чистом серебре» по образцу дерпских артугов, на которых изображался дерпский епископ Дитрих III.









Псковичи скопировали его изображение, добавив лишь меч в правой руке, под этим изображением они подразумевали князя державшего меч, а именно меч святого ДОВМОНТА, ибо по обычаю при посажении на престол нового князя вручали ему этот меч. Пониже левого уха находится монограмма, по мнению некоторых она представляет соединение букв Д и Т и означает ДОВМОНТ-Тимофей. На обороте надпись «деньга псковская»… На «четверетцах» псковских также чеканилось изображение — князя Довмонта, покровителя Пскова, в короне и с мечом. На ПСКОВСКОЙ печати псковичи также изобразили князя ДОВМОНТА. Печать для скрепления документов 1469 года, обнаруженная на чердаке Таллинской ратуши… Печать попала на чердак не ранее 1817 года. На одном из колоколов Петербургской соборной колокольни есть колокол времён Ивана Грозного с надписью имени Довмонта, где он назван Великим.
На Псковщине в те времена, возникли мощнейшие духовные центры всей Северо-западной Руси – монастыри. В них сформировались уникальные школы иконописания. В монастырях формировалась и русская философская мысль (вспомните старца Филофея). Невозможно не признать, что ход "колеса времени" должен был уготовить Псковской земле иную, более значимую роль, если бы мы, по словам А.С. Пушкина не были столь "ленивы и нелюбопытны " к собственной истории и культуре. Новая застройка уже дерзостно - опасно приближается к великой святыне, а память наша все слабее… Если мы не можем создать ничего достойного гениальной древности, то - для собственного блага - подумаем, как ее узнать, изучить, понять, сохранить. [19]

Русская православная церковь причислила Довмонта к лику святых  ещё в XIV веке, ибо в 1374 году псковичами была возведён каменный храм в Довмонтовом городе, во имя Тимофея Довмонта. В 1574 году в Довмонтовой стене Пскова был воздвигнут второй храм во имя Благоверного Псковского Князя ДОВМОНТА. [20]
В XVI веке после Баториева нашествия, написана Довмонту особая служба, потерянная в XVIII веке.
Древняя служба найдена автором в отделе редкой книги в заповедники Спасо-Преображенском г.Ярославля и переслана в Псков настоятелю Мирожского монастыря иеромонаху Николаю (Биличенко).
Довмонт на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.




ДОВМОНТОВ город ПСКОВА вчера и сегодня


Храмовый комплекс Довмонтова города придавал Пскову характер святыни, священного города. Первые церкви Довмонтова города, поставлены в XII, XIII веках. Здесь был и Княжий Довмонтов монастырь. В XIV веке началась застройка Довмонтова города каменными храмами, велась она величайшем зодчем древней Руси – святым Кириллом, воздвигшем в Пскове 11 храмов и двое святых ворот в Довмонтовом городе. Первым возвели храм в 1374 г во имя ДОВМОНТА, самого почитаемого псковского святого, следом храм во имя Кирилла…. Довмонтов город, с его 18 или 20 церквами был уникальным явлением Пскова и псковской земли. Из них семь храмов было соборных. Соборы Пскова от простых церквей отличались тем, что в них постоянно велась служба. Главы этих церквей приняли формы светильников. Храмовый комплекс Дома святой Троицы Пскова, придавал Пскову характер святыни, священного города. У храмов Довмонтова города лежали самые достойные граждане Пскова. Во всём комплексе был заложен глубокий смысл – требование в святом месте чистоты и правды при решении государственных вопросов (говорить правду и только правду). [21]

Род Святого православного князя ДОВМОНТА (ДОМОНТА) существует до сих пор, в лице многочисленных потомков св. князя, разбросанных судьбою по всему миру, имеющих фамилии: ДОМОНТовичей], ДОМАНТовичей, ДОМОНТОВ, ставших волею судьбы католиками, протестантами, жителями разных континентов земли.


От Довмонта, по традиции, вёл свою родословную православный род дворян Домонтовичей. 
И польский дворянский род Домантовичей.

ИСТОЧНИКИ:
1. Новый завет. Псалтирь. Москва.
Летописи: Псковская. Новгородская. Лаврентьевская. Типографская. Ипатьевская. Западно-Русские летописи. Патриаршиская. Софийская. Воскресенская Москва. 2003
Хроника Быховца. Москва.1966 (С.47…велик. князь Довмонт придя из Пскова взял ПОЛОЦК и начал княжить во Пскове и ПОЛОЦКЕ…)
АРХИВЫ:
Москва. ЦГВИА( Военно – исторический). Фонды 400, 409, 242;
РГАСПИ (Российский Государственный архив социально-политической истории). Фонд № 134; Архив древних актов. Фонд 1350.
Санкт – Петербург. РГИА Фонд 1343
Черниговский архив. Фонд 674


ЛИТЕРАТУРА:
1. Граф М. Толстой. Святыни и древности Пскова. Москва. 1861. Репрентное издание 1993 г. ТОО изд. «Арс»
2. Е. Богданович. Святый благоверный князь Довмонт Псковский. В память шестисотлетия со дня его кончины. 1899
3. П. Дм. Брянцева. История Литовского государства с древнейших времён. Вильна. 1889
4. В. Потто. Кавказская война в отд. Очерках, эпизодах, легендах, биографиях. Том III. 1826-28 г. С-Петербург. 1888
5. Митрополит Иоанн Санкт – Петербургский и Ладожский. Русская симфония. Санкт –Петербург. 2001
6. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Саратов. 1995
7. Митрополит Иоанн. Время приобретения. Санкт – Петербург. 1999
8. О преславного чудес… Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь. 2004
9. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Свято – Успенский Псково –Печерский монастырь. 2003
10. Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь. Московский Патриархат. Псковская Епархия. 1998
11. К.В.Зорин. Встань и ходи. Шаги к выздоровлению. Москва. 2003
12. Елена Морозкина. Древний Псков кром и Довмонтов город. Москва. 2001
13. Елена Морозкина. Псковская земля. Москва. «Искусство» 1975
14. Савва Ямщиков. Мой Псков. Псковская типография. 2003
15. Изображение икон Пресвятые Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва. 1848. С.26 (Мирожская без ДОВМОНТА и МАРИИ, зам. автора)
16. Полный христианский месяцеслов всех празднуемых Греко восточной Церковью Святых. С/П. 1822.
17. Памятник веры, представляющих благочестивому взору христианина праздненства…с описанием жития. Москва.1838.
18. Описание явлений чудотворных икон Пресвятой Богородицы…и по какому случаю оно установленно. Москва.1839.
19. СПАСО - ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР МИРОЖСКОГО МОНАСТЫРЯ. В.Д.Сарабьянов. Москва. 2002. С.60…сказание о Богоматери Мирожской…
20. Толкователь имён святых угодников БОЖИИХ, чтимых Русскою православную церковью. Москва. С/П «Эврика». 1990 г.
21. Летопись. Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря (1993-2005 гг) Псков. 2006
22. Михаил Грушевский. Иллюстрированная история украинского народа. С/Пбг. 1913
23. Крупицкий Батуринский Никольский монастырь. Москва. 2003
24. Е. П. Савельев. Древняя история казачества. Москва. «Вече» 2005
25. Энциклопедические словари Брокгауза и Ефрона. Москва. С/П.
26. А. М. Коллантай. Из моей жизни и работы. Москва. 1974
27. Эм. Миндлин. Не дом, но мир. Повесть об Александре Коллонтай. Москва. 1978
28. Приложение к журналу «Русская старина» Константин Иванович Домонтович. 1889
29. Джон Феннел. Кризис средневековой Руси. Москва. 1989
30. В. Б. Перхавко. История России в лицах. Москва «Школа –Пресс»
31. ПСКОВСКИЕ епархиальные ведомости:15 мая 1899. Часть неофициальная 15 января №2 1899. С. 17-24.; 1 февраля 1899 № 3. С. 53-59.; 15 мая 1899, № 9,10. С. 250-254, 266-270.
32. Пастырский собеседник. Ежедневный духовный журнал № 20 1899 г., суббота 15 мая…….. Мечи Гавриила и Довмонта перепутаны,…..след. надпись « Чести моей не отдам никому» должна принадлежать мечу князя Довмонта.
33. Жития русских святых. …. Москва. 2004. Составила монахиня Таисия. С.263…по утверждению уроженцев г.Пскова.. меч с надписью «Чести моей никому не отдам» лежал на гробнице князя ДОВМОНТА
34. Н. Дашкевич. Заметки по истории Литовско-Русского государства. Киев. 1885
35. Русские писатели. Библиографический словарь. П.А. Николаева. Москва. 1992.
36. Русские святые воины. Спасский собор- « Держава» Москва 2000
37. Православные Святые. « Респекс» «Кристал» Санкт – Петербург. 1996
38. Канонизация Святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвящённый юбилею 1000 –летия Крещения Крещения Руси. Троицко –Сергиева Лавра 6 –9 июня 1986
39. Пособие по истории России с древних времён и до наших дней. Тригон. Санкт –Петербург. 1996
40. А.С.Пушкин Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г
41. Малороссийский гербовик. Издание Черниговских двор. Санкт – Петербург. 1914
42. А.Н.Нарбут. Генеалогия Белоруссии. Москва. 1995
43. А. Н. Нарбут. Генеалогия Украины. Научный труд. Москва. 1996
44. Алекс. Лакиера. Русская геральдика. Санкт – Петербург. 1855
45. Загорульский. ГЕНЕАЛОГИЯ ПОЛОЦКИХ князей. Минск. 1994
46. Великое княжество Литовское. Энциклопедия. Том 1. Минск. 2005
47. Военная энциклопедия. Пр – во И. Д. Сытина. Санкт-Петербург. 1912
48. Русский провинциальный НЕКРОПОЛЬ. Том 1. Москва. 1914
49. П. П. Семёнова. Полное географическое описание нашего отечества. Том VII Малороссия. Санкт-Петербург. 1903
50. П.П.Семёнов. Живописная Россия отечество наше С/П. Москва. 1882
51. Энциклопедия истории Белоруссии. Том 3. Минск. 1996
52. А.Р.Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Москва. 1998.
53. Вестник Юго – западной и Западной России (журнал). Горовский. Киев. 1862. №7,8,9,10,11,12. 1864,№1,4,6. 1862
54. Жития святых чтимых православной церковью, составл. Преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским. С/П. Май. 1900
55. Россия энциклопедический справочник. Москва. 1998
56. Н.И.Костомаров. Русская история. Москва. 2006
57. С.М.Соловьёв. История России с древних времён. Москва. 2006
58. Карамзин. История государства Российского. Ростов на Дону. 1994
59. Митрополит Иоанн (Вендланд). Князь Федор (Черный). Ярославль. 1999
60. Александр Невский, жизнеописание. Переславль Залесский. 2004
61. Дом Романовых последние дни последнего царя. Тарас, Зинаида Степанчук. Москва.1991
62. История дворянского сословия в России. Михаила Яблочкова. С/П. 1876
63. Д. Романовский. Кавказ и Кавказская война. С.Эсадзе. Покорение западного кавказа и окончание кавказской войны. Москва. 2004
64. Живописная Россия III т. ч.I, 1882. Литва;
65. Словарь Брокгауза и Ефрона. С/П. 1900
66. Михаил Погодин. Псковская летопись. Москва. 1837
67. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви. С/П, 1836 г.(…Довмонта НЕТ-зам.автора ).
68. Иллюстрированный календарь. С/П . 1868 С.32 Храмы с мощами святых угодников…….ПСКОВСКАЯ губерния…в псковском кафедеральныом соборе: Св. и Благов. Вел.Князь Всеволод. Довмонта нет - авт.
69. Археологическое исследование Новгородской земли. Ленинград. 1984
70. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные АРХЕОЛОГИЧЕСКУЮ КОММИССИЮ. Том 5. 1633 – 1699 гг. С/П 1853 г.
71. Первые века Российской Истории. Рыбаков. М. 1964. С.202…собрали войско всей Русской земли и взяли Полоцк 1127 г….через 2 года Полоцкие князья высланы в Византию, где пробыли 10 лет…1132 Полоцк сам выбрал князя, а полоцкая земля распалась …..С.204…Минское княжество было поглощено Литовским….
72. О православных церковных братствах, противоборствующих унии в юго-западной России. Иоанна Флерова. С/П. 1857.
73. В.Б.Антонович МОНОГРАФИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ и Юго-Западной России. Том 1. КИЕВ. 1885
74. Владимир АНТОНОВИЧ КИЕВ, ЕГО СУДЬБА И ЗНАЧЕНИЕ С XIV ПО XVI СТОЛЕТИЕ (1362 — 1569)
75. Леонтий Войнович. Княжеские династии (конец IX – начало XVI века) Киев.
76. Антонович. Монографии по историиЗападной и Ю-З России. 1885 г. С/Пбг.
77. П.Д.Брянцева. История Литовского государства с древнейших времен. Вильна. 1889.
78. Любавский. Очерки по истории Литовско-Русского государства. 1915 г. С/Пбг.
79. Белорусская летопись с хрониками и комментариями. Минск. С.87, 397.
80. Полоцкие грамоты. XIII – начала XYII вв. Москва.1977.
81. Георгий Михайлов. Нравственный образ истории. Санкт-Петербург. 2006.
82. Путешествие государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма. Москва. 1864.
83. Коган. Домбровский. Шалагин. Князь Рюрик и его потомки. Историко-Генеалогический свод. С/П. 2004……С.286…???князь Дмитрий Алексеевич был женат на дочери Псковского князя ДОВМОНТА от которой имел сына Ивана удельного князя Переславль-Залесского и дочерей Марию и ещё одну не установленную по имени..????…
84. Томас Баранаускас. Истоки Литовского государства. Вильнюс. 2000
85. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Издательство академии наук СССР. Москва-Ленинград. 1938. (Впервые появилась в печати в 1740 году, по рукописи, найденной в XVI веке. На русский язык переведена в 1876 г. Написана священником Генрихом, очевидцем событий с 1199-1226гг).
86. Константин Михайлович из Островицы. Записки янычара. Москва. 1978.(Источник средневековой истории.)
87. Русская старина. Ежемесячное ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ. 1871 . Том IV. С/П 1871.
88. М.В.Майоров. Русская родословная мозаика. «Интрада» 2002 г. Табл.151 Александра Александровна Масалина во 2 браке Мравинская. (Ошибка: Ал.Ал.Масалина во втором браке с Домонтовичем Мих.Алексеевичем.-замечание автора.)
89. Н. Ермалович. Древняя Белорусь Полоцк и Навогородские земли. Минск. 1990
90. Н.Ермолович. Белоруская держава ВКЛ. Минск. 2000 г93. Август Коцебу «СВИТРИГАЙЛО В К Л дополнение к историям Литовской Российской Польской и Прусской» С/Пбг 1855 год
91. Е.П.Савельев. Древняя история казачества. Москва. 2005
92. Михаил Восленский. Номенклатура. Москва.1991
93. А.И.Комич. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI века. М. 2003
94. Древности Пскова. Археология,история архитектура. Псков. 1999
95. Д.С.Лихачёв. Слово о полку Игореве. М.1982
96. В.И. Охотникова. Повесть о Довмонте. Ленинград. «Наука». 1985



[1] Вестник Юго-Западной и Западной России. Киев. 1862. С.5; Генеалогия Украины. А.Н.Нарбут. Научный труд. Москва. 1966. С.80,81
[2] В книге Митрополита ЕВГЕНИЯ (Болховитинова). История княжества Псковского. Киев. 1831. ПСКОВ.2009. ДОВМОНТ именуется только МИНДОВГОВИЧЕМ. О том же было написано на древней плите на гробнице Довмонта в псковской ц.Святой Троицы.
[3] Словарь Брокгауза и Ефрона. Том 20. С/П. 1890. С.839
[4] Генеалогия Украины. А.Н.Нарбут. Научный труд. Москва. 1966. С.80,81
[5] Воскресенская, Западнорусская-начало государей Литовских, Степенная книга Царского родословия. Патриаршиская….
[6] П.Н.Батюшков. Белоруссия и Литва исторические судьбы. С/Пб. 1890. С.60,61
[7] ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ губернского ПСКОВА. Сборник дореволюционных публикаций. Н.Ф.Левин. Псков. 2005. С.79
[8] …РОГВОЛОД, а потом МИНДОВГ вероятно происходят из того же рода Всеславичей, потомков Полоцких князей…ВИТЕНЬ, ГЕДЕМИН
….В исторических записях императрицы Екатерины II, приводимых Безкорниловичем, показан целый ряд князей Виленских, Полоцкого дома, а именно Ростислав Рогволдович, потом сын его Давид. Сын последнего Гердень, или Эрдень, называемый также Пройдень, был 1264 г.князем Полоцким и отцом Витена (Витенеса) великого князя Литовского. Она для своих записок пользовалась всевозможными источниками, которые сгорели в 1812 году………Историческая критика разъяснила, что Гедемин был братом Витена…
[9] «Клятва Псковского кн. Довмонта 1269 г.». Литография Б. А. Чорикова по рис. Кумминга. 1836 г. (ГПБИ)
[10] Генеалогия Украины. А.Н.Нарбут. Научный труд. Москва. 1966. С.80,81
[11] Н.М.Карамзин. История государства Российского. Москва. 2007. С.314
[12] 1299г Князь Домант с Иваном Дорогомиловым победи немцы у ц.Петра и Павла на березе - Сообщают летописи: Псковская, Ермолинская, Софийская, Степенная книга царского родословия, Воскресенская, Патриаршиская или Никоновская…
[13] Софийская, Вологодско-Пермская летописи называют его сыном ДОВМОНТА.
[14] Летописи. Средняя редакция. Синодальное собрание. №850.
[15] Н.Ф.Окулич-Казарин. Спутник по древнему ПСКОВУ. Псков. 1913. Псков. 2001. С.227
[16] Митрополит ЕВГЕНИЙ (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев. 1831. ПСКОВ. 2009. С.274
[17] Иван Беляев. История г.Пскова и псковской земли. М. 1867. С.66-71, 86
[18] А.И.Комеч. Каменная летопись Пскова XII-начала XVI век. Москва. 2003. С.70, 86
[19] И. А. Докучаев.
[20] Н.Ф.Левин. Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций. ПСКОВ.2005. С.491..имеется на плане 1740 года
[21] Г.Макеев. Дом Святой Троицы. Новая книга России. №9. 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий