Поиск по этому блогу

вторник, 21 февраля 2012 г.

Малоизвестные иконы псковского.святого Довмонта.

Псковский св.ДОВМОНТ был настолько любим Псковичами, что его иконы были в деисусном чине (деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление»..)
В храмах на иконостасе деисуса изображали наиболее почитаемых святых, молящимися Спасителю.
Псковский св.Довмонта был среди самых почитаемых Православных святых.
Описание иконостаса Изборской церкви Сергия Радонежского: в иконах деисусного чина… «Апостол Павел»; «Святитель Иоанн Златоуст»; «Святитель Николай»; «Благоверный князь Тимофей ДОВМОНТ»; «Святой мученик Дмитрий (Солунский)»; «Апостол Пётр»…
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование.
**************
Изображение князя ДОВМОНТ до конца XVII века было во всех Псковских храмах. ДОВМОНТА изображали в доспехах, с опущенным мечом, в рост, на берегу р. Великой, на фоне псковского Крома.
*** ***
Для Петербургской соборной церкви в XIX веке написали иной нетрадиционный облик псковского св.князя ДОВМОНТА.
Уничтожая память о Довмонте, его Довмона изобразили глубоким старцем, без меча и доспехов.
Псков в этот период лежал в развалинах.
Икона св. кн.Довмонта XIX века, в наши дни находится в Владимирском Соборе Петербурга.. Довмонта в XIX веке превратили в дряхлого старца, убрав из его рук меч. Великий Псков, который сравнивали с Римом и Парижем превращён в маленький губернский городок
*** *** ***
Икона складень с Довмонтом в трехфигурном деисусе
До наших дней сохранилась икона - складень в окладе.
"Св. Николай Чудотворец с трехфигурным деисусом, Св. Георгий Победоносец с неизвестным преподобным и неизвестным благоверным князем, Св. Дмитрий Солунский с благоверным князем ДОВМОНТОМ-Тимофеем и преподобным Саввой". Дерево, левкас, темпера, оклад – серебро, тиснение, чеканка, гравировка, золочение, монохромная перегородчатая эмаль; на обороте средника процарапанная надпись: «Сия икона Василия сына Першина после раздела от отца АЦЕ (1905) года». 42Х44 Конец XVI – начало XVII вв .
*** *** ***
Св. псковский князь Довмонт на Московской иконе "Благословенно воинство небесного Царя", времён Ивана Грозного.
Икона находилась в Успенском соборе возле царского места – Мономахова трона. Необычны ее тема, ее композиция, ее размеры: ширина иконы почти в три раза превышает высоту (1,44?3,96 метра). Московская повесть о походе Ивана III Васильевича на Новгород. – ПЛДР, т. 5. М., 1982.
Во главе верхнего ряда св. Димитрий Донской и его покровитель св. вмч. Димитрий Солунский.. На иконе в верхнем и нижнем рядах изображены также св. вмч. Феодор Стратилат, св. мч. Андрей Стратилат, св. мч. Михаил Черниговский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский, свв. князья Феодор, Давид и Константин Ярославские и другие святые князья-воины.
Во главе нижнего войска – св. Александр Невский и св. вмч. Георгий Победоносец (Подобедова 1972:25-26; Смирнова 1988:175-179, 302-303).Валерий Лепахин. http://www.pravoslavie.ru/answers/print299.htm
(зам.автора Е.Г.Домонтович - во времена Ивана Грозного в Пскове построили второй храм во имя Довмонта, разрушенный Петром I)
*** *** ***
С XVII века изображение князя ДОВМОНТА появилось и в иконостасе Ярославских храмов.
В ЯРОСЛАВЛЕ, в росписи столпов первых каменных церквей ЯРОСЛАВЛЯ: Николы Надеина, Николы Мокрого и других, до наших дней, сохранилось изображение псковского князя ДОВМОНТА..
В ЯРОСЛАВЛЕ, городе на Волге, одно из мест ссылки псковичей, первый каменный храм был построен в 1620–1621 годах. И расписан фресками в 1640-1641годах. Внутри храма находились пять ярусов великолепных фресок.
Изображения, помещенные в нижних ярусах столпов, посвящены русским святым: В Ц.Николы Надеина - Михаил тверской, Фёдор черниговский, Всеволод псковский, Михаил черниговский(С/З столп); Фёдор, Давид и Константин, ДОВМОНТ, Георгий, Василий ярославский(Ю/З столп).. Довмонт занимает почётное место лицом к алтарю…
Икона из Успенского собора города Ярославля. 40-е гг. - конец XVII века.
В нижней части средника представлены фронтально в рост, плечом плечу как защитники и покровители своего Отечества, наиболее почитаемые святые князья, составившие духовную, государственную и воинскую славу Руси XI - XIV столетий: равноапостольный великий князь Киевский Владимир Святославович, Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Федор, героически погибшие в Орде, Георгий Владимирский и царевич Димитрий Угличский, муромский князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, Александр Невский. Создание монументальной житийной иконы в конце 40-х годов XVII века не случайно и связано, возможно, с возведением на территории ярославского кремля третьего здания Успенского собора.
*** *** 
Запрет на св.Довмонта снят с отменой царской цензуры в конце XIX века. 
Малоизвестные иконы св.Довмонта и св.Марфы.
Икона Довмонт.
Из книги «Жития святых чтимых православной церковью, составил Преосвященный Филарет (Гумилевский) архиепископ Черниговскиий। С/П। Май. 1900» ( С.293-298 о Довмонте, С.295 икона Довмонта)



Икона благоверный князь Домонт. Псков и его святыни. Евгений Поселянин. (Псково-Печерский монастырь, листок 756)






Икона Святые кн. Довмонт - сын Миндовга и кнг. Мария - св.Марфа – дочь Александра Невского. 
Икона. XV в. Икону святого Довмонта и его жены Марии в начале XX века считали неизвестной - такой она остаётся для всех и по сей день.
В Московской Третьяковской галереи, в отделе древнерусского искусства, близ иконы Троицы - Андрея Рублёва, находится Псковская икона XV века князь ДОВМОНТ и его жена Мария (псковская Святая Марфа, дочь Александра Невского).
«Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1931 году и происходит из собрания Александра Ивановича Анисимова. Вся икона была тёмной, расчистили верхний левый угол, где изображена «Троица», под этим именем она и числилась. Это не секрет, что иконы со временем темнеют, их поновляют, записывают много раз. И когда её к выставке расчистили, то оказалось что это Довмонт и Мария в поклонении Троицы, поскольку Псков считался домом Святой Троицы и главный собор в Пскове Троицкий. Любовь Псковичей к князю Домонту передавалась из поколения в поколение ...."(Исследования автора Е.Г.ДОМОНТович)»


Неизвестная икона Домонт и его жена Мария.
Из книги И.Васильева 1899 г









В Снетогорском (Довмонтовском) монастыре были написаны  иконы с князем Довмонтом
Первая Икона: князь Довмонт в предстоянии с избранными святыи.


 
Вторая икона: «Снетогорская Божия Матерь» написана в 2000 году  , по прорисям инокини Арсении, с предстоящими св.благ.кн.ДОВМОНТОМ, прпмч. Иосафом. Икона написана инокиней Еликонидой.


Третья икона св. Довмонта появилась в Снетогорском монастыре в 2014 году.  


*******************************

Икона ДОВМОНТА

В Троицком соборе Пскова находилась древняя икона Довмонта в серебряном басменном окладе (размер 1 аршин 3,5 вершка × 1 аршин), возможно, имелась в виду именно икона, в наст. время находящаяся в собрании ГТГ (размер 92×72,4 см).



http://jitiyasvyat.narod.ru/jitie_dovmont.html



Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Св.Довмонт.

Собрала материалы Евгения Георгиевна Домонтович. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий