Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 октября 2011 г.

ДОМОНТов город ПСКОВА - часть 2.

Ворота, ведущие на Кром, называются Великие или Троицкие. В XV веке к ним примкнул
захаб, от слов( захапить, поймать, охватить). Справа в стене были устроены погреба (государственная тюрьма). Стена, защищающая город с юга была довольно мощной – 20 метров высотой и 6 метров толщиной। Вдоль стены был вырыт глубокий ров, соединявший реки Пскову и Великую. Из этих рек ров наполнялся водой, и назывался он - Гребля. Через Греблю был переброшен подъемный железный мост на цепях. Когда враги хотели попасть в древнюю крепость, то им нужно было перейти Греблю с помощью этого моста и прорваться через ворота, за которыми, как они ожидали, был непосредственно город. Но не тут то было! Прорвавшись через ворота враг оказывался в ловушке, которую псковичи называли захаб.

Слово “захаб” происходит от древне-русского “охабень”, что означает – “рукав”. И действительно, этот длинный узкий коридор напоминает рукав. На выходе из этого коридора были сооружены еще одни ворота, довольно прочные и надежные. Но до них вряд ли кому из врагов удавалось дойти, так как пространство здесь перегораживалось опускными решетками - герсами. Запустив неприятеля в ловушку, псковичи поднимали мост на металлических цепях, а на головы врагов.
Над входом в захаб икона Святой Троицы, выполненная из мозаики.

Мы продвигаемся по захабу, перед нами вырастает белоснежная громада Троицкого собора, справа колокольня собора.
Перед Троицким собором была вечевая площадь. Основная часть свободного пространства поросла травой.
Когда-то и здесь стояли храмы, был и Владычный двор. На всех старинных изображениях Пскова в углу Крома у Довмонтовой башни стоит одноглавый храм Благовещенья. В южной части Крома стоял Митрополичий двор, вначале он именовался Владычным, а еще раньше здесь стояли палаты с порохом. На Митрополичим дворе стояла церковь Сорока Мучеников.
На этом месте собиралось псковское вече.
Здесь решались основные вопросы о войне и мире, о призвание князей, налогах, смертной казни, о крупных строительных работах…Жители каждого района города стояли вместе. Согласие или несогласие выражали криками. С виновными веча расправлялось круто, в 1484 году на вече убили посадника Гавриила за подмен грамоты в архиве. А в 1509 году, Ивана-пономаря Троицкого собора били кнутом, а потом сожгли на р. Великой (брал тайком деньги из казны).
Выборные веча находились на трибуне, специальном помосте, возвышавшимися над толпой, как Лобное место на Красной площади в Москве. Трибуна, по псковски-Степень, была полукруглой. На степень вели ступени, отсюда её название Степень (ступень, уступ). Отсюда и слово степеный, степень кандидата, степень доктора. На вече на Степени находились князья и послы. Неугодного князя веча могло и спихнуть со Степени. (В лето 1463 года. «выгнаша» псковичи князя Владимира Андреевича из Пскова, а иные люди на вече со Степени спихнули его. Он поехал в Москву с бесчестием к великому князю Ивану Васильевичу жаловаться на Псков. А в 1495 году на вече в одних рубахах стояли священники Андрей и Иван, которых хотели «кнутом бесчествовати» за то, что они отказались идти воевать в помощь Москве « на свею» (Шведов). Священники ссылались на правила святых отцов «…..с церковной земли рубиться не подобает…»…А в Степени тогда были посадники Яков Брюхатои и Василий Опимахович хотели силой настоять на своём «и иных попов и дьяков изсоромотиша». Это отрывки из Псковских летописей.
В 1500 году псковичи от башни Кутний костёр до устья Псковы построили мощную каменную стену и в конце поставили Плоскую башню.
Наступил 1510 год, пришедший в Новгород, великий князь Василий III объявил псковичам, чтоб вечья не было, сняли колокола, а в Пскове и его пригородах управлял царский наместник. Собрали вече и послали гонца Еустафия бить челом князю Ивану Васильевичу. И плакали все псковичи от мала до велика.
-Как очи со слезами не выпали, как сердце не оторвалась от корени.
Повествует Псковская летопись. И прислал им великий князь дьяка Третьяка Далматова. Он на вече сказал:
-Чтоб у вас вече не было.
И колокол вечевой сняли.
Рядом с Троицким собором стояли Сени (специальное помещение, где заседал государственный совет Пскова.) Они примыкали к Троицкому собору и были обращены к площади вечевых собраний. К ним вела лестница. Здесь была государственная канцелярия, архив, стояли лари, в которых сберегалась государственная казна. Псковские летописи знакомят нас с некоторыми подробностями. В ларе-архиве находилась грамота о церковной собственности. Грамота была вложена в ларь в 1468 году в помощь двум священникам, избранным на вече для управления церковными делами Пскова, поскольку владыка только «наезжал» сюда из Новгорода. Все это соответствовало особому церковному устройству Пскова, но не понравилось митрополиту и владыки. Грамоту вынули и «подрали». Здесь же была «смердья грамота» где перечислялись их повинности Пскову. В 1484 году её подменили посадник Гавриил и князь Ярослав Стрига-Оболенский. Новая грамота выводила смердов из подчинения городу, заменяя их общественные повинности, повинностями в пользу бояр. Посадник Гаврила был убит на вече, остальные подались в Москву. В ларе хранились и духовные грамоты-завещания частных лиц. Ведал ларем ларник, который имел в Пскове большую власть. «И в тои власти много зла народу учини» (свидетельствует летопись).
И вспоминаются слова князя Довмонта, неотделимого от Пскова так же, как Троицкий собор:
-Се же братья нам предстоит жизнь и смерть; братья мужи псковичи постоим за святую Троицу, за свое отечество.
Троицкий собор-главное здание вечевой республики. В нем утверждали на должность князя, утверждалась его присяга на верность (крестным целованием). Перед походами духовенство с князем просили помощи Божией (служились просительные молебны). После похода благодарили Господа за помощь (благодарственные молебны). Князь Довмонт горячо молился Святым накануне битвы, в день их памяти. Одержав победу, ставил в их честь церкви.
Троицкий собор стоит на высокой скале, у слияния двух рек Великой и Псковы. На этом месте, сменяя друг друга, было четыре собора. Первый деревянный был «срублен» по повелению княгини Ольги. В 957 году она прислала из Киева «много злата и серебра» на построение Троицкого собора.
Каменный Троицкий собор был заложнен 1137-1138 годах при князе Всеволоде-Гаврииле.
Третий в 1367 году, на старом фундаменте. Строил его выдающийся псковский зодчий Кирилл.
Перед нами четвертый храм. Троицкий храм служил усыпальницей князей-защитников Пскова. Именно в соборе, в качестве святынь, хранились мечи князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея. Оба князья причислены к лику святых.
Вспомним и Александра Невского. Это он выбил немцев из Пскова в 1242 году. Он не мог не возносить благодарственной молитвы в Троицком соборе. А потом его брат Ярослав Ярославич княжил во Пскове. В Троицком соборе принял крещение князь Довмонт. Ему нарекли имя Тимофей и посадили на княженье. Именно в соборе горячо коленопреклоненно молился он перед алтарем, положив перед собой меч, собираясь с духом на подвиг, и дружина князя стояла за ним и молилась вместе с ним. Игумен Исидор со священниками взяв меч благословляли князя на битву.
В Троицком соборе в 1472 году пели молебен и благословили Софью Палеолог, невесту Ивана III, приехавшую из Римма. И царевна обещала псковичам, в случае надобности, заступиться за них перед своим будущим супругом, великим князем Московским Иваном III.
Псковские святые-князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей впоследствии перенесенные в Троицкий собор, и по смерти своей оставались защитниками города. И по сей день, псковские князья помогают всем с верою просящих их помощи.
Подклет Троицкого собора изначально служил усыпальницей псковских князей. В 1349 году здесь был погребён князь Юрий Витовтович, погибший в схватке с немцами. Псковский князь был сыном знаменитого литовского князя Витовта, столько бед принесшего русской земле. А великий князь Московский Василий Дмитриевич (сын Донского) был женат на Софье Витовтовне, дочери того же Витовта. А в 1409 году был погребён псковский князь Даниил Александрович Ростовский (сын Дмитрия Донского)-наместник великого князя Московского Василия Дмитриевича. В летописях записано, что псковичи его любили, был он приветлив, украшал церкви, помогал вдовам и сиротам. Здесь в 1487 году был погребён князь Ярослав Васильевич (Севастьян) Стрига-Оболенский. Личность яркая и неоднозначная. Он памятен не только битвой со псковичами на Торгу и подменой «смердьей грамоты», но и основанием Псково-Печерского монастыря и другими добрыми делами.
И вот вслед за князьями в 1576 году под Троицким собором погребают Николая юродивого. Но почему?.. Иван Грозный, разгромив Новгород, шел на Псков. Ночь с 17 на 18 февраля 1570 года он провел в Любятовском монастыре, недалеко от Пскова. Псковичи не спали, плакали, молились. По приказанию Псковского воеводы, князя Юрия Токмакова, утром 18 февраля все псковичи стали у своих домов с хлебом и солью. Из города вышел крестный ход с игуменом Печерским Корнилием. Было воскресение 3-й недели Великого поста. Во всех церквах звонили к утрени. Царь с опричниками медленно ехал по улицам города. При его приближении псковичи падали лицом на землю. Блаженный Николай смело стал обличать царя и предложил Иоанну в виде угощения кусок сырого мяса.
-Я христианин и не ем мяса в посту.
Сказал Иоанн.
-Ты пьёшь кровь человеческую.
Отвечал ему блаженный.
Иван Грозный ограничился тем, что велел снять с соборной звонницы колокол, отобрать по церквам и монастырям деньги, иконы, сосуды, да еще пограбить жителей. Псковичи благодарили Бога, что отделались так дёшево, и приписали это заступничеству блаженому Николаю. Это одна из версий.
В XVII-XVIII веках подклет собора становится усыпальницей псковских святителей. Там же погребены видные церковные деятели: архиепископ Симон Тодорский и епископ Гедеон Криновский (1754 и 1763г.). Оба члены Святейшего Синода.
В 1510 году Псков был присоединен к Москве. Для Пскова это был страшный удар. Объединение конечно нужно, для укрепления России, но каким методом это было сделано? Для Пскова это было очень унечтожительно. Так вот, когда ПСКОВ присоединили к Москве, то вывезли 300 семей. Лучших людей Пскова вывезли. Вывезли всё вече, которое собиралось на этом самом месте для решения важных проблем.
Вот я говорил вам, что псковичи изгоняют князя (потомка Рюриковичей) и выбирают на княженье ДОВМОНТА. Вы все историки и знаете что Псков как и Новгород был княжеско - вечевой республикой. На самом деле он был вечевой республикой. Княжеской, он был потому, что здесь восседали князья. Но восседали до поры до времени. Здесь была настоящая демократия. Из каждой улицы, из каждого сословия выбирался человек. Согласитесь, что со своей улицы, со своего сословия мы можем выбрать достойного человека, чтоб он представлял интересы улицы. Да? Или как мы выбираем губернатора? Знать не знаем, кто это такой. Нам представят 5 человек и говорят, выбирайте, а мы, знать не знаем, кто они такие. А Псков выбирал конкретно, улица знала, кого она выбирает. И так было выбрано 300 людей, со всей псковской земли. Эти 300 людей выбирали, оценивали и призывали себе князя в Псков, ставили князя на княжение, подчинялись ему, слушались его, но все веча за ним присматривало. Как только князь неугодное творил его сразу же выгоняли вон из Пскова. Только несколько князей удостоилось великой чести, когда им подчинялись безоговорочно.
Первый князь Всеволод-Гавриил (потомок Рюрика), которому псковичи верили, за его удивительное благочестие и честность, княжил около года.
Князь Довмонт-Тимофей, княжил тридцать три года. Эти два князя были уникальны для Пскова. Дальше хочется сказать какую идею дал Довмонт-Тимофей. Тоже очень интересный момент. Однако вы знаете, что у Пскова была своя монета, да? Кто печатал свою монету? Псков печатал такую монету. Кто был на монете? Князь ДОВМОНТ был на монете Пскова. Насколько экономически у Пскова должна быть сильная своя политика, что эта монета принималась близ лежайшеми странами, а значить, как бы мы сказали, она была свободно конвертируемая псковская деньга. Надо было её поддерживать экономически, чтобы воевать, гореть, все это восстанавливать. Это экономически очень уничтожительно. Экономика была удивительная в Пскове. Только в Пскове появляется первый институт послов, который представлял интересы Пскова в близ лежайших странах. В Пскове появляется первая судная грамота, первая таможня грамота. Вы всё это знаете, но я напоминаю вам о том насколько же всё это удивительно было во Пскове. И опять момент, на котором никто не акцентрирует внимание, что когда псковичи пошли под Москву, 300 лучших людей Пскова, были увезены в столицу, они знали, как работает институт послов, как работают таможние законы, как управлять, как поддерживать экономику. Эти люди, которые вели некий зародыш государственности, он весь был перенесен в Москву. И однажды наш экскурсовод Симакова Тамара Васильевна, хороший наш друг, говорит:
-Приближается 500 - летие присоединение Пскова к Москве, хотят сделать великий праздник. Праздник может, в каком - то смысле и есть, но тут надо заявить, кто здесь старший брат, Москва или Псков?
Об этом говорит тот же академик Макеев Геннадий Яковлевич, он говорит, что Москва это духовная дочь Пскова. Духовная дочь еще и почему? Потому что вся мощь и духовная красота Пскова была перенесена в Москву. Когда Москва стала столицей, она подразумевалась, как столица духовная, а Псков к этому моменту был духовной столицей. Псков надо было принизить. Повторяюсь, принижен он был слишком нагло и слишком сильно. Надо отдать должное Василию III, он не стал это губить, а всё это просто перенёс в Москву.
Москва развивалась, благодаря накопленному опыту Пскова. «Однажды я водил экскурсию налоговой инспекции или полиции и они мне говорят, батюшка, понятно каждый кулик свое болото хвалит. В Пскове хвалятся Псковом, в Питере хвалят Питер, Москвичи будут свое хвалить. Пускай хвалят, но я восхваляю, основываясь на двух историках: профессор Вернандский Георгий Владимирович (уже давно скончавшийся), и сегодняшний академик Геннадий Яковлевич Макеев. И тот и другой московские люди, они то что в Псков то были влюблены?»
Вернандский говорил, что к XVI веку Псков представлял город монастырь, не по числу монастырей, которых было удивительно много, а по той аскетической жизни, которую вели псковичи. Вот удивительные моменты, факты о которых много можно говорить. Всё это было перенесено в Москву не только в опыте не только в материальных вещах, в людях, идеях, но еще даже и визуально. Вы все знаете в Москве храм Василия Блаженного (Покровский храм). Вы все искусствоведы, профессионалы. Заметили ли вы, что этот храм какой-то ассиметричный, идет вразрез всех прочих храмов, там маленькие купола, там большие. А на самом деле, почему он такой? Он является (это тоже доказательство Макеева) визуальным видом Псковского кремля. «Освещаемый солнцем с юга, со стороны города, белокаменный комплекс как величественный сказочный мираж, как чудесный «Небесный град» вздымался над низким пестроцветным торговищем и плотной деревянной жилой застройкой Пскова…. «Яко же Горний Иерусалим!» (Мокеев Геннадий Яковлевич.)
Когда кто-нибудь из гостей входил в Псков, две улицы с двух сторон вели сразу к кремлю. Любой человек, входя в Псков, видел в конце улицы, вдалеке: Колокольню, Троицкий собор, видел купола Довмонтова города, и вот, что улица вырезала, вот этот вид, Яков Барма Постник, когда был приглашен для строительства Московского кремля, плача и переживая, что в Пскове все это закрыто и с годами все может быть просто уничтожено, все это в духовном и в визуальном плане переносит в Москву. Он зарисовывает то, что видит гость, входя в Псков, и переносит на один единственный храм Василия Блаженного. Когда вы смотрите на храм Василия Блаженного, это вы видите вид Псковского кремля XIV века вдалеке, даже и купола разноцветные они были на третьем соборе, его построил выдающийся псковский зодчий Кирилл в 1367 году. Доказательством этому служит и то, что в храме Василия Блаженного 25 престолов. Там как бы 25 храмов предельных церквей. В Псковском кремле тоже было 25 престолов. Все престолы Псковского кремля один к одному совпадают с престолами храма Василия Блаженного. Это является мощнейшим доказательством, что храм Василия Блаженного, является мистическим видом Псковского кремля. И даже по названию престолов.
Ризница Троицкого собора в XIX веке была богата священными предметами, очень древними: Крестами, богато украшенными, золотой потир с дискосом, дарохранительница серебряная, чаша водосвятная, серебряная, два евангелие XVI и XVII века, одиннадцать старинных панагий (богато украшенных), и многое другое। Несколько псковских печатей, древнейшая с изображением барса и надписью: «Печать Государства Псковского». Несколько древнейших серебряных «Псковских денег», с одной стороны изображен князь, с короной на голове и с мечом в правой руке, а на другой, по середине барс, а в верху круговая надпись: «деньга Псковская». На монете изображен лик св. Мученика Тимофея Глазского, имя которого принял князь ДОВМОНТ
Пройдёмте в собор। Это четвертый собор, он строился фундаментально. Освящен в 1699 году при Митрополите Иосифе (400 лет со дня смерти князя Довмонта). В храме шесть церковных престолов, основной во имя Святой Троицы, придельные церкви во имя св. кн. Ольги, св благов. вел .кн. Всеволода Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В подцерковье находилась усыпальница псковских архиереев и князей. В 1903 году здесь была устроена церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца, там проходят богослужения в зимнее время. Псковичи строили, желая показать мощь былого Пскова.
Нынешний Псков превратился в провинцию и до сих пор таким является. Что говорят о Пскове? Да там, какая то провинция. (Поднимаемся по ступенькам в Троицкий собор). На второй этаж ведет высокое крыльцо с 33 ступенями. Храм Святой Троицы хорошо просматривается в радиусе 33 км, 33 года была земная жизнь Спасителя, 33 года княжил святой благоверный князь Довмонт-Тимофей.
Конечно, ни это, ни это не существовало. (Жест, в сторону церковной лавки и придельной церкви Казанской иконы Божией Матери). Вокруг центрального храма была галерея, она опоясывала центральный храм, с галереи тоже можно было наблюдать Богослужение.
Храм в 1922 году был передан обновленцам. Обновленцы в Пскове не укрепились. Обновленческая церковь появилась при Советской власти. Советская власть понимала, что церкви сразу закрыть нельзя, поэтому некоторым иерархам и священникам было предложено:
-Мы вас не будем запрещать, мы вам дадим полную волю, а вы творите нашу волю. Они ввели, что священство может жениться второй, третий раз. Монашество было упразднено, но было всё это так аккуратно сделано, что многие священники ничего плохого в этом не видели. Тогда Псковский епископ Геннадий делает хитрый шаг, он принимает якобы обновленчество, на самом деле собирает собор, приглашает и мирян на этот собор, где должен быть устав новой церкви. И шаг за шагом епископ Геннадий, предлагает священству все то, что предлагает обновленческая церковь. Священники все поняли, и обновленчество не приняли, а миряне их поддержали. А в обновленческую церковь люди не ходили, её огородили забором, и потом превратили в склад. В 1925 или 28гг из него сделали склад. Только в 1941 году немцы его открыли, а после войны Советские власти закрыть его не смогли, люди стали слишком религиозны. (Стоим с правой стороны, в помещение бывшей крытой галереи)
Обратите внимание, что вход здесь почти такой же, как центральный, такой более торжественный, те же колонны. Одна стена здесь только старинная. И таким образом вокруг, была одна сплошная галерея. Если была непогода, ненастье, а праздник требовал крестного хода, то священство, прихожане все готовили, и вокруг храма проходил крестный ход. На этом месте существовал второй выход на улицу и с той стороны тоже был выход. Их было 3 выхода, центральный, и два боковых выхода. Это было удобно в пожарных целей и для простоты народа. Поэтому вы видите, что этот вход такой же торжественный, как и центральный.
В соборе всегда находилось четыре чудотворных иконы Божией Матери. Начнем с первой, в самом большом киоте это икона Псковской Божией Матери. Только в Пскове она почитается и известна. Она появилась в XVII веке. Был в Пскове такой удивительный благочестивый купец третий гильдии Петр Барзов и у него однажды смертельно заболевает супруга. Он любит супругу и очень почитает Божию Матерь и особенно ей ревностно молится, но когда заболевает супруга, у него наступает духовный кризис, любовь к жене у него превышает любовь к Богу. Он понимает, если жена умрет, то он впадет в ропот на Бога. Чтоб этого не случилось, он дома со слезами молится Матери Божией, чтоб она забрала его жизнь, потому что нет смысла жить на этом свете без супруги, настолько он её любил, что с такой дерзостной просьбой обращается к Богу и Матери Божией, прося не допустить хулы на Бога. Вот такое противоречие. Во время молитвы он засыпает и во время сна к нему приходит Матерь Божия и говорит: пойди в ризницу Троицкого Собора. В ризнице найдешь мою старую икону, обнови её, отслужи молебен, и супруга твоя получит исцеление. На следующий день он идет в собор, ему священники открывают ризницу, среди всякой церковной утвари находит эту икону, эту икону приносит домой. Приглашает священников, служат водосвятный молебен. Его супруги палегчало, и постепенно она выздоровела. Эту икону Петр Барзов реставрирует, украшает икону и отдает в Троицкий собор. У псковичей была давняя традиция, если икона начинала мироточить или происходили какие либо чудеса с иконой, то эту икону приносили в свой храм. Во первых считали себя недостойными, чтоб дома хранилась эта святыня а во вторых, чтоб больше людей могло к ней приложиться. Петр передает эту икону в храм и делает киот, который вы перед собой и видите. Вот это чудо оно семейное, казалось бы, какое оно отношение имеет к Пскову? И действительно эта икона была семейная и особо не почиталась псковичами, но вот через некоторое время во Пскове была страшная моровая язва. И после крестного хода с этой иконой Псков исцелился от болезни. И вот только после этого Псков начинает почитать эту икону как свою. А в настоящее время когда псковичи узнают о чудесах этой иконы, то к ней прежде всего приходят невесты, чтоб попросить Матерь Божию, чтоб она дала такую любовь мужу, как когда то Петр Бард любил свою жену.
А вот это чудотворная икона Чирской Божией Матери. Она почитается в России, на уровне с Казанской, Смоленской, Тихвинской, ей отведен отдельный день в церковном календаре, это 29 июля, когда вся Россия молится перед иконой Божией Матери, о помощи. Эта икона в 1420 году, село Чирское (25 км от Пскова), эта икона начала слезоточить, в это время во Пскове было какое то моровое поветрие (эпидемия), очень много псковичей умерло. И псковичи, понимая, что болезнь эта лишь только следствие греха, а не как у нас считают, что Господь прогневался, и мы и вы знаете, что Господь любовь и не умеет наказывать, нет такого понятия, что Господь наказал. Болезнь и все несчастье это только следствие греха. Я когда преподавал у детей, говорил:
-Дети, вы можете такое подумать, вам мама говорит, не лезь в огонь, обжегся. Ребенок полез в огонь, и говорит:
-Огонь меня наказал, или мама меня наказала.
В сущности, сам виноват, вот также и мы. ЕСТЬ ЗАКОНЫ естества, которые нельзя переходить, нельзя лезть в огонь, нельзя ходить по острым камням, и так далее. И есть законы духовные, которые тоже нельзя нарушать. ОНИ ДАНЫ В БИБЛИИ.
ИБО, КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ПРИОБРЕТЁТ ВЕСЬ МИР, А ДУШЕ СВОЕЙ ПОВРЕДИТ. Евангелие от Марка, ст. 36.
Господь дал эти законы не как полицейский, будь у меня в безусловном подчинении, не укради! почитай отца и мать! ни убей!, потому что я так хочу! Господь дал эти законы, зная нас, как родитель, этого нельзя делать, вы себе повредите, вы себе плохо сделаете. Псковичи в XV веке прекрасно это понимали, они собрали собор просить у Господа помиловать эти грехи, покрыть эти грехи, которые у них были. И было столь велико покаяние у псковичей, что они, не дожидаясь исповеди, выкрикивали свои грехи. В это время правящий архиерей слышит голос в алтаре:
-Пойдите крестным ходом в село Чирское, возьмите её икону и крестным ходом обнесите вокруг города.
И люди изможденные болезнью, голодом выходят из храма и крестным ходом идут 25 км в село, 25 км обратно, обносят крестным ходом икону вокруг города. За это время, в летописи написано, что трое суток из очей Божией Матери текли слезы. Резонно предположить, что приблизительно трое суток продолжался крестный ход. И после этого крестного хода моровая язва исчезла во Пскове. А верующие подкладывали свои платочки, полотенца к иконе, помазывались и исцелялись. И через трое суток болезнь совсем исчезла, те, кто болел, исцелился, и люди больше не заражались. Настолько чудо было явным, оно как эхо пронеслось по всей России. Благодарные верующие дарили иконе цепочки, крестики, кольца. В Советские времена вся икона была обобрана. Верующие и впоследствии приносили крестики, цепочки, кольца с просьбой украсить икону, но советская власть, приношения брать не позволяла.
А нынешний архиепископ Евсевий сказал:
-Советская власть прошла, и если просят верующие украсить икону, то вешайте приношения.
И вы видите, сколько подарков висит на иконе. Это древнейшая православная традиция, если человек получал исцеление от иконы или мощей, то он пытался отблагодарить, а икону украсить. Снимал с себя драгоценности: кольца, цепочки, крестики, серьги и передавал в дар иконе. Вы понимаете, что вот так просто человек не отдаст свое золото, серебро. И до сих пор люди молятся и получают помощь в своей жизни. Это традиция Русской православной церкви. А вот в Греции приношение в другом формате. У них в церквах продаются пластинки, серебряные, золотые с изображением руки, ноги, младенца, сердца и т. д. Таким образом, если человек получает исцеление от своего недуга: исцелилась рука, нога или женщина не могла родить но помолившись перед иконой родила. Таким образом, на икону вешаются пластиночки с исцеленными частями тела. Подходишь к иконе Божией Матери Млекопитательница, а на ней одни младенчики висят серебряные и золотые, сразу понимаешь, что люди получили помощь в деторождении.
Пройдёмте дальше. Вот эта икона первого нашего князя Всеволода-Гавриила. На ней князь держит первый каменный собор (второй по счету) Святой Троицы. И благодаря этой иконе мы можем видеть, как выглядел этот собор.
А вот эта икона наших Псковских Святых, семь священников, расстрелянных советской властью, наших новомучеников.
Подойдите все поближе, я вам расскажу об этой иконе.
«Вот эта икона наиболее выстраданная। Я вам говорил, что в соборе было четыре чудотворных иконы Божией Матери, две вы уже видели, третья икона Божией Матери «Призри на смирение», была вывезена фашистами и неизвестно где она. Как была вывезена и Тихвинская икона Божией Матери. И до сих пор «Призри на смирения» где находится неизвестно, но она всем известна. Очень много списков с этой иконы. Главный список этой иконы находится в Киеве. Он был сделан своевременно. И в Киеве эта икона (года три назад) отобразилась на стекле. Вероятно, вы об этом слышали. Это настоящее чудо, об этом писалось во всех средствах массовой информации. У них свой взгляд, они это стекло сняли, а на стекле черно-белое изображение, они говорят: наверно это конденсат, хотя оно не стирается. Эту икону взяли на обследование, оказывается, изменение внутри стекла произошло с той и с другой стороны. Поставили другое стекло, а предыдущее стекло взяли следователи. На новом стекле опять появилось изображение Божией Матери. И вот это стекло стоит рядом с иконой. В огромном киоте стоит икона и рядом в таком же большом киоте стоит одно стекло с изображением Божией Матери. И вот эта икона копия нашей псковской иконы «Призри на смирение».
Продолжение ДОМОНТов город ПСКОВА - часть 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий