Мы знали, что была такая икона. Я возглавлял 8 лет исторический отдел Троицкого собора. И мы начали поднимать все архивы собора. Не сохранилось никаких летописей собора. Все было до того разрозненно, представляете, настолько мудро было разрознено советской властью. Настоятелем собора, когда мы пришли сюда, был о. Константин (бывший моряк) здоровый, настоящий мужик, вот только ноги больные. И я пытался батюшку расспросить, что было? Он говорит, что было лет 20 назад, я ещё знаю, а ранее ничего не знаю. Просто запрещалась передавать информацию священникам друг другу. И мы стали в архивах Пскова, Москвы, Питера собирать информацию о Троицком соборе и пытались найти хоть какие материалы о Псково-Покровской иконе. Я узнал, что эта икона была очень почитаема и псковичи её воспринимали как сам покров Божией Матери, то есть как покровительство Божией Матери над Псковом, символ заступничества Божией Матери. Но как эта икона выглядела?
В 1960-х известный архитектор-реставратор Всеволод Смирнов, работая над проектом восстановления церкви Покрова и Рождества Богородицы, принял за основу своего проекта изображение церкви на её храмовой иконе. В Пскове считали, что икона погибла во время войны, но в 1970 г. неожиданно стало известно, что в Мюнхене выставлены иконы XIII века. Под № 234 экспонировалась икона «Псков и его окрестности». Это и была наша «Богородица Псково-Покровская». Её узнал Савелий Ямщиков, знаток искусства Древней Руси и начал переговоры с владельцем. Но что-то застопорилось на местном уровне. В начале 1990 г. Псковский государственный музей-заповедник передал в Министерство культуры список особо выдающихся ценностей, вывезенных в 1941-44 годах оккупантами. Первой в списке значилась икона «Богородица Псково-Покровская».
Делалось всё возможное для возврата иконы на родину, в Псков. Профессор Бременского университета д-р Айхверде сообщил, что владельцы согласны вернуть икону в Псков, но не в музей, а в церковь и сами её привезут. И неожиданная информация, власти Германии выкупили икону. В музее подготовили письмо на имя Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с исчерпывающей информацией об иконе.
Официальное заявление о возврате иконы в Россию прозвучало 16 июля 2000 г. во время визита В.В.Путина в Германию, с условием её передачи в действующий храм Пскова. Икона была передана Патриарху 31 августа 2000 г., но она была в Москве.
В мае 2001 года немецкая делегация, приехавшая в Псков, была удивлена, не увидев в Пскове икону. Благодаря инициативе немцев было несколько публикаций, отсняты телесюжеты.
И вот свершилось!
7 сентября 2001 года в Псков вернулась прославленная святыня, икона конца XVI века «Богородица Псково-Покровская». (Из статьи Натальи Ткачевой «Богородица Псково-Покровская! Обереги наш город. От нас же…» 2001 год, ноябрь)
Никаких зарисовок, фотографий не нашли, ничего не осталось. Никто ничего не мог найти, и вот я нахожу, в архиве новомодного канала, нахожу маленькую фотографию. Очень сложный сюжет на маленькой фотографии, и я понял, что ни один иконописец не возьмется писать икону, если бы хоть описание было, ну просто руки опустились. И вот сколько раз так бывает в жизни, как только дашься на волю Божию-
ГОСПОДИ, НА ВСЁ ВОЛЯ ТВОЯ. Всё так и произошло. Буквально через несколько месяцев в новостях передали, что в Германии нашему президенту В. В. Путину передают Псково-Покровскую икону. Все, кто смотрел новости, прибегали ко мне с радостью: Батюшка, нашлась наша икона! Она теперь в Москве. Мы стали писать письма, а я рассказывал всем, проводя экскурсии, что наша икона нашлась. И вот как-то приходит ко мне группа парней (мы порой говорим, что у нас молодёжь дикая, но и старые могут быть такими дикими, а молодёжь может быть похлеще и получьше любого старого). Приходят ко мне парни, более 10 человек и говорят:
-Мы письмо в Москву В. В. Путину пишем, подпишите.
В письме собранны подписи (педагогический и политехнические институты) о передачи Псково-Покровской иконе. Я конечно с радостью подписался, не очень надеясь на успех. И вдруг, приблизительно через год, вызывают нашего владыку Евсевия в Москву и наш патриарх Алексий II с президентом В. В. Путиным передают икону Псково-Покровскую, со всеми документами и подписями. Сегодня мы говорим: Мы теперь находимся в музейной собственности. Весь Троицкий собор принадлежит музею, мы не хозяева, мы арендаторы, бессрочные, безвозмездные арендаторы. Как-то в шутку музейщики говорили, если что произойдет, мы вас выгоним из собора, а я говорю: Если это произойдет, то мы уйдем вместе с Псково-Покровской иконой, но мы надеемся, что этого никогда не будет. А вот Псково-Покровская икона принадлежит общине (верующим), и слава Богу за это!
Это икона XVI века, о чем она рассказывает? О чуде, которое произошло в XVI веке при битве с польским королём Стефаном Баторием. Когда Стефан Баторий напал на Псков, а историки и искусствоведы говорят о том, что Стефан Баторий был страшен для России так же, как в своё время будет страшен Наполеон. Но Стефана Батория ждали одни неприятности. В Псков он не прошел. Когда Стефан взял в осаду Псков, осада была очень серьёзная, и псковичи видят, что они проигрывают. А битва шла у места, где в настоящее время вечный огонь. Псковичи это место до сих пор называют Баториев пролом. Рядом с этим проломом стоит храм Рождества и Покрова а когда-то тут был монастырь Покровский. Буквально в конце старого города, на углу старой башни Покровской. И в этом монастыре слёзно молился благочестивый, лишенный зрения, старец Дорофей. Монастырь находился буквально в 20 метрах от битвы, монастырь содрогался от взрывов. Молясь, старец Дорофей, духовным зрением увидел, что от Печерского монастыря идет Божия Матерь, вот это на иконе написано. Идет по воздуху с преп. Антонием Киево-Печерским и преп. Корнилием Псково-Печерским от Спасо-Мирожского монастыря в город и повелевает встать псковским святым: Князям Всеволоду-Гавриилу, Довмонту-Тимофею, Николаю Христа ради юродивому и Нифонту, (строителю Мирожской обители). Когда они стали перед ней, она спросила:
-Почему во многих храмах перестали совершаться службы, за это послана беда псковичам.
Святые просят Матерь Божию, чтоб она заступилась за Псков перед сыном своим. В это время Матерь Божия входит в монастырь и обращается к Дорофею:
-Старче, иди к посадником города, пусть принесут мощи своих небесных покровителей на стены города да икону мою из Печёр и увидят славу Божию.
Оказывается эта икона была уже во Пскове, старцы год назад сказали:
-Унесите эту икону из монастыря, она скоро понадобится во Пскове.
Икона находилась в Троицком соборе. Готовится крестный ход с мощами святых угодников Божиих, а Матерь Божия, как воевода, говорит старцу Дорофею:
-Пушку поставьте с первого ряда на второй, и дает какие-то дополнительные указания и видение исчезает.
Дорофей бежит к посадникам города, и рассказывает о своём видении Божией Матери. Всё исполняется и тогда меняется ход битвы. Из Троицкого собора выходит крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери и мощами псковских святых. В это время крепостная стена рушится, и неприятель входит в город. Не вам объяснять, если стена разрушена, то победа уже одержана. Уже знамена развивались на обеих башнях, перед глазами Батория. Изнемогали осажденые, народ, в соборе, узнав о вторжении врагов, рыдал. По словам летописца:
- «весь пол храма омыли слезами…»
Но мгновенно изменилась картина: К пролому прискакали на конях три старца, давно уже усопшие, но сохранившие в лучшем из миров, привязанность к земной родине. Печерский келарь Арсений, Снетогорский казначей Ионна и игумен Мартирий. Не бойтеся , братья, БОГОРОДИЦА с нами. ПОБЕДИМ! Из храма Св. Троицы появилось духовенство с чудотворною иконою Печорскую, с мощами Св. Князей, с крестами и хоругвиями. Посреди кровавой сечи, начался молебен. Защитники Пскова с новой силой бросились на врагов. Пушки, поставленные на месте, указанном Дорофею в видении, потрясли Свинскую башню, а защитники, подложив под неё порох, взорвали её. Страх овладел врагами, а псковичи, ударив дружным натиском, смяли и погнали их в поле. Всё поле за Проломом было усыпано трупами врагов, и многие из них попались в плен.
Теми же днями секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский записал в «дневнике»:
-Сегодня, как и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как-бы столбы, которые предстовляют как бы подобие двух конных войск, еще какие-то подобия крестов……Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмёт…..».
И исполнилось обетование Божией Матери, 8-го сентября 1581 года.
Все события явления БОГОМАТЕРИ с пятью надписями, представлены в Псково-Покровской иконе. На иконе можно распознать Троицкий собор (третий), церкви Власьевскую, Никольскую со усохи, Покровский храм и Покровскую башню. Икона была украшена золотою чеканною ризою, осыпанною жемчугом и драгоценными камнями. В память этого приступа, в 1582 году была построена церковь Рождества Богородицы, деревянная, близ Покровской церкви.
Ключевский пишет, если - бы в славной истории Пскова была - бы одна только эта битва то только за неё Россия должна встать на колени перед Псковом. А на самом деле не Псков не пустил, а Матерь Божия не пустила, а псковичи могли эту битву и проиграть. Когда псковичи узнают об этом, они пишут икону, которая повторяет это чудо. Икона называется Псково-Покровская, покров Божией Матери над Псковом. В сентябре 2001 года, когда икона была принесена, заметили чудо. Собор был ярко со всех сторон освещен солнцем. Мы священники многое знали о иконе и старались её рассмотреть. И вдруг замечаем, на иконе заблестели две точки (почти все стоящие в соборе это заметили). Минут 20 рассматриваю, что-то заблестело, подхожу поближе и вижу, что два купола церквей позолотились. (До службы мы рассматривали икону, вся она была ровно серая). То, что произошло, по церковному называется «икона обновилась». Позолотился купол Троицкого собора и ещё какой-то. Поэтому когда они позолотились, то на солнце стали играть и икона замироточила. Владыка Евсевий расчувствовался и говорит:
-Матерь Божия сама переживает свое возвращение на Псков, как слёзы потекли. Около 50 лет иконы не было во Пскове.
Снял с себя панагию и подарил Псково-Печерской иконе. А в настоящее время вы видите, что вся икона украшена приношениями прихожан.
А вот это Ольгинский крест, но это крест XVIII века, тот древний Ольгинский крест сгорел, во время страшного пожара, бывшего во Пскове в 1509 году, но частичка креста вкладывалась в новый крест и она заложена и в этом кресте.
В Троицком соборе семи ярусный иконостас, а по канонам церкви пять ярусов иконостаса, а что будет на шестом и седьмом ряду в Пскове решало веча. Это было до строительства этого храма. В нашем случае, вероятно, решал архипастырь. В нашем соборе шестой ряд это страдание Христа, а седьмой ряд жен мироносиц, тем, которые были возвеличены Богом за свою любовь. Когда мне говорят:
-Как вы относитесь к феминизму?
Отвечаю:
-Отрицательно.
В светском понимании это перевёртыш феминизма православного. Что такое феминизм светский? это горделивое возвышение над мужчиной. А в православии это смирение, кротость, любовь. Всё это показал сам Господь. А в Иудеи было мощнейшее унижение женщины, женщина считалась ветошью, частью мебели, кухонное твое дело и никуда более. У апостолов было такое же восприятие, но более вежливое, услужливое отношение к женщине.
Сам Господь сказал:
-Чти отца и мать свою и да будешь долговечен на земле.
Но всё равно к ним не относились как к проповедницам. Апостолы, когда Христа распинали, и они в страхе разбежались и сидели в своей сионской горнице, боясь носу показать, что их самих могут убить. А обряд погребения не был завершен. Апостолы побоялись, а женщины не испугались, преодолели свой страх и пошли, идут и знают, что у гроба стоит стража. Идут и рассуждают между собой:
-Кто нам отвалит камень от гроба? Камень огромный.
И Господь первым является женщинам, чтобы сказать им:
-Идите и скажите ученикам моим и Петру о том, что я их жду в Галилее.
Женщины с радостью бегут к своим близким - отцам, братьям, апостолам и говорят:
-Господь воскрес, мы его видели.
В евангелие удивительные слова сказаны:
-Восприняли их слова как лож и не верили им. Что вы говорите, кто вам дал право проповедовать? Вы не своим делом занимаетесь.
И они смиренно ушли. Вот это феминизм, не сегодняшний,
-Ну-ка быстро встали, нам Господь повелевал, мы теперь выше вас.
А смиренные и кроткие ушли, но зато как Господь их посрамил, стал посреди их и поносил их (так говорит евангелие). Вот так женщина была возвеличена самим Господом. Но когда она выходит замуж, то она заМУЖЕМ. Она на уровне, ни в коем случае не ниже не слабее, но она всё равно за ним.
Псковичи всё это прекрасно понимают и поднимают жен вон, куда на самый верх, на седьмой ряд. За праведность, смирение, кротость и любовь
Евангелисты изображаются на царских вратах, как хранители рая. Смысл такой, что царские врата-врата рая. Алтарь это символ самого рая.
Войдя в любой храм, легко узнать, кому он посвящен, поскольку «храмовая икона» помещается в особом киоте справа от царских врат.
В храме много символов, вот горит свечка, она нам показывает, так должно гореть наше сердце во время молитвы. Плавиться воск на свече, так должны плавиться наши грехи. Перед иконой оплавляется и горит свеча, так и мы должны стоять, гореть перед Богом. Свечка-малая жертва Богу, её делали в основном из воска. Воск чистый продукт.
А к какой иконе ставит? К примеру: зовут кого-то Ольгой, ей хочется помолиться перед своим небесным покровителем. Или приходит пяница он ставит свечку и молится перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Матерь Божия одна, но она проявила себя в разных городах и в разных случаях. Поэтому люди благодарят за чудо, которое она проявила в Казани, икону Казанской Божией Матери. Подходя к иконе, мы чтим не доску, а Божию Матерь за помощь, заступление за Россию. И также перед другими иконами, то-есть икона это образ. Некоторые говорят:
-Вы идолов поставили, им молитесь. По своим грехам я не могу видеть святого и обращаюсь к его образу. Хорошее сравнение можно привести из нашей жизни. Близкий вам человек надолго уезжает, и оставил вам свою фотографию. И вы поставите фото на видном месте, в красивой рамочке и будете разговаривать с ним, а когда он приедет то не скажет, почему у тебя стоит моё фото, а он возрадуется….
По окончании экскурсии, поблагодарила батюшку за интересную экскурсию, спросив:
-Извините, пожалуйста, как вас величать, и в каком храме вы служите?
-Отец Андрей, настоятель храма, Иоанна Богослова, в районе ипподрома, а в Троицком соборе руководитель исторического отдела.
-Простите, пожалуйста, а икона святого благоверного князя Довмонта-Тимофея есть в вашем храме? Или в Троицком соборе?
-В моём храме нет, а здесь где-то есть.
-Простите, но и в Троицком соборе нет иконы святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. Все экскурсоводы так много рассказывают о князе Довмонте, а икон с его изображением нет нигде, ни в Троицком соборе, ни в Псково-Печерском монастыре, ни в воинском храме Александра Невского ни в Снетогорском монастыре, ни в церкви Петра и Павла. Нигде в Пскове икон с изображением князя Довмонта нет, наверно плохо искала. Князь Довмонт есть в предстоянии с прочими святыми….. И акафиста нигде не нашла.
Экскурсия воспроизведена с диктофона. Через год в октябре 2006 года электронный вариант записи передала в исторический отдел Пскова секретарю исторического отдела Ираиде для о.Андрея. ПЕРЕДАЛИ, отклика не последовало.
ДОВМОНТ-Тимофей правил 33 года и сделал из Пскова великое, могучее ПСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Княжение Довмонта - самое счастливое время для Пскова.
Иконы псковского князя ДОВМОНТА были на иконостасе деисусного ряда, (третий ряд) церквей, в молитвенной позе склонившегося к Спасителю.
В псковской летописи записано « ..1610 г ..гнев Божий на славный град ПСКОВ…в соборном храме Троицы соблюде Бог гробницу благоверного князя ДОМАНТА, а то всё погоре…»
Великий Псков в XVI и начале XVII века сравнивали с Римом и Парижем.
Однако с конца XVII века и особо в XVIII, XIX веках (правления дома Романовых) в Пскове были уничтожено множество старинных монастырей.
Из Российской истории уничтожалась память о псковском ДОВМОНТЕ.
Особенно в Пскове:
ДОВМОНТА превратили в литовца, а деление князей на русских, литовских, польских и татарских может быть только по географическому принципу, по месту службы, а уж никак не по происхождению. См схему «Родословная князя Довмонта – потомок Полотских князей» на http://domont.blogspot.com/
Иконы князя ДОВМОНТА удалены из всех псковских церквей.
Довмонтов город засыпан, его откопали после ВОВ 1946г.
Второй храм, построенный в честь Довмонта, во времена Ивана Грозного 1571-73гг уничтожен в конце XVII века..
Довмонтовский монастырь на поле, переименован в Михайловский и взорван в XVIII веке.
Второй Довмонтовский монастырь переименован в Снетогорский.
Мощи любимого псковского князя ДОВМОНТА вынесены из храма Святой Троицы и погребены под храмом.
На псковском знамени, взамен меча Довмонта, появляются Ярославские святые. (Псковичи потерпели сокрушительное поражение, под этим знаменем. Оно попало в плен. И ныне копия того – пленённого знамен выставлена в приказных палатах, при входе в ДОВМОНТОВ город.)
Псковские крестные хода с мечом и иконой ДОВМОНТА запрещены.
С псковской чудотворной иконы, именуемой Мирожскою, исчезают изображение Довмонта и Марии.
ДАВИД - сын ДОВМОНТА и МАРИИ, в доблести не уступавший своим знаменитым предкам: Миндовгу, ДОВМОНТУ, (см.статью «Довмонт сын Миндовга» http://domont.blogspot.com/.) Александру Невскому, в Российской истории забыт. Его буквально ОТКОПАЛИ Белорусы.
Вполне закономерно, что Легендарная личность ПСКОВА князь ДОВМОНТ совремёнными псковичами накрепко забыт.
*** *** ***
Великий ПСКОВ, за время правления Романовых, превратился в небольшой губерский захудалый городок.
ПСКОВ, так много сделавший для ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ, до наших дней не включён даже в золотое кольцо России.
Невольно вспоминается, что крушение рода Романовых произошло именно в ПСКОВЕ.
«На запасных путях Пскова, в глухом тупике, стоял салон-вагон роскошного царского поезда, в нём последний император рода Романовых Николай II - 2 марта 1917 года в 23 час 40 мин подписал Манифест о своём отречении от престола Государства Российского. Опустился занавес 304-летнего царствования в России дома Романовых…В этом просматривается символика, т.к. царское самодержавие во главе с самодержавцами ещё раньше загнало Россию в тупик…» (П.А.Николаев. Историческая драма в Пскове. Март 1917. ПСКОВ. 2003)
Так древний ПСКОВ, особо пострадавший в период правления дома Романовых, занёс на страницы своей истории великие дела, последних дней царствования последнего самодержавца России, Николая II.
*** *** ***
В 2004 году неизвестным жертвователем в псковском Соборе Троицы установлена новая серебряная рака взамен деревянной.
На раке положена икона Всеволода-Гавриила, его «за поражение под Суздалем изгнало Новгородское веча, в Пскове он добывал себе Новгород…фактически он не был Псковским князем, и лишь его внезапная кончина, закрепила за ним звание Псковского князя… Довмонта Псковичи при жизни почитали за святого, ибо в 1374 году в Пскове построен каменный храм во имя Довмонта и второй храм в 1571.
Общерусское почитание Всеволода установлено только на Соборе 1549 г.
К тому-же деревянная гробница Всеволода стояла в северной части Собора Троицы. Гробница Довмонта стояла в южной части Собора Троицы у второго окна. В православной традиции, наиболее почитаемые святые укладывились в южной части храма, что прослеживается до наших дней.
В 1834 году 22 апреля, в день пасхи дубовая гробница Всеволода – Гавриила была положена в новую серебряную, на изготовление оной ушли все серебряные изделия храма Святой Троицы. Мощи же Довмонта-Тимофея вынесены из Троицкого собора и погребены в западной отделении усыпальницы под Троицким Собором.
В соборе св.Троицы в XIX веке на гробнице Всеволода-Гавриила открыто стоял серебряный ковчежец с его главою.
В 1860 году серебряный ковчежек с главою Всеволода-Гавриила был похищен неизвестно кем…….Мощи непобедимого князя Довмонта, сотворившего из Пскова ВЕЛИКИЙ город, находились под храмом, в общей усыпальнице…» (Н.Ф.Окулич – Казарин. Спутник по древнему Пскову. ПСКОВ. 1913. ПСКОВ. 2001.)
Чьи мощи лежат в серебряной раке Троицкого собора Пскова в 2011г ?
Всякий подходящий уверен Всеволода-Гавриила, его икона на раке, его икона у алтаря. Разъяснения отсутствуют.
В 2011г икона князя Всеволода-Гавриила стоит у алтаря, с левой стороны в Соборе св.Троицы. Рядом икона свят.Евсевия Лаодикийского епископа. На иконостасе псковской Троицы (от центра правая сторона) Николай Чудотворец, князь Гавриил Псковский - изображены в молении - над ними Христос.
Однако в серебряной раке, до наших дней сохранилась княжеская глава ДОВМОНТА.
И в АКАФИСТЕ ДОВМОНТУ …Икос 1 поётся…..
….Радуйся, храма Святые Троицы сокровище многоценное.
Подробно о походе Минского ДОВМОНТовского клуба можно прочесть в статье «Память о ДОВМОНТЕ в XXI веке в Белоруссии» на http://domont.blogspot.com/
Древнее житиё князя повествует: Благочестивый князь ДОМАНТ:
правду творил, сиротам и вдовицам кормитель и заступник был, нищих одевал, печальным утешитель, обидемым помощник и заступник. Священство любя и почитая, помогая монастырям и украшая церкви. Власть княжескую благоугодно правил, был справедлив на суде, не уступал могущественным, но всех учил своим поведением благим и словами тихими. Дела же его были удивительны. Души враждующих приводил в тишину и мир Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал.
До наших дней в Псковских храмах нет икон непобедимого псковского князя ДОВМОНТА. И акафиста князю Довмонту в Пскове НЕТ.
Послесловие написала Евгения Георгиевна ДОМОНТович, по возвращении из одиннадцатой поездки в ПСКОВ и десятой в Мирожский монастырь к чудотворной Мирожской иконе Божией Матери. 20.10.2011г
Комментариев нет:
Отправить комментарий