Поиск по этому блогу

среда, 26 октября 2011 г.

ДОВМОНТов город ПСКОВа - в ३ частях(часть 1)

За основу взята экскурсия Священнослужителя Андрея Таскаева руководителя исторического отдела псковской епархии в 2005 году...(Курсивом вставлены дополнения)

Исследователи утверждают, что город Псков, получил название своё от р.Псковы, а возможно и от слова песок, или от слова плескать.

Псков формировался у реки Великой,

на высоком мысу, находящемся в месте впадения реки Псковы в реку Великую.

В летописи Псков впервые упоминается в 903 году «..и приведоша ему женоу от Пьскова, именем Олгу». Но раскопки, произведённые в XX веке в крому, доказали, что Пскову не 1100 а 1500 лет.

А в книге Е.П. Савельева. Древняя история казачества. Москва. «Вече» 2005, на стр. .51……Бодричи говорили на славянском языке и от натиска германцев переселились на Ильмень и Ловать, где и основали Новгород и Псков около 216 г. до Р.Х. (Птолемей). Родовое же название этого народа было Руссы или Россы, т.е. поклонники росы, воды. Получается Пскову более 2220 лет.

В средние века формировалось мощное государство Великое княжество Литовское и Русское со столицей в городе Новогрудок. Правил этим государством великий князь Миндовг. Властный и умный правитель стремился распространить свое влияние на все соседние земли – Ятвезь, Жемайтию (современная Литва), Нальшаны и пр. Он дружил с Александром Невским, они готовили совместный поход против Ливонского ордена, но оба ушли в один год из жизни. У язычника Миндовга было множество жён и детей. Прославились двое, Войшелг и Довмонт. Согласно псковским источникам, сыном Миндовга-Изяслава был Довмонт-Тимофей. См. статью «Довмонт сын Миндовга» на http://domont.blogspot.com/.

Легендарным периодом Пскова стало княженье ДОВМОНТА.

Псков, со времён ДОВМОНТА до конца XVII века почитался как священный город, «Дом Святой Троицы». Не случайно существовал строжайший запрет (под страхом смертной казни) на посещение города иностранцами.

Мы у так называемого Довмонтова города. Это место связанно с Довмонтом-Тимофеем, когда на Псков в 1265 году идет Литовский князь, еще не крещенный. Поясняю, чтоб было понятно состояние псковичей и состояние Довмонта нельзя говорить без подоплеки религиозной,

без подоплёки веры. Литва глубоко языческая, к этому времени Русь глубоко христианская. И на эту христианскую Русь идет языческий князь, бежит из Литвы. Почему он бежит из Литвы?

Литовец, бывший враг для России, да еще язычник. Бежать так на православную Русь. Мало найдется городов готовых его принять.

К этому времени во Пскове была очень известна его родная тетка блаженная Евпраксия, в миру Евфросиния, дочь Полоцкого князя Рогволода Борисовича, она была женой князя Ярослава Владимировича, княжившим в Пскове, который то воевал против немцев, то дружил с ними. В одном из своих походов в Ливонском городе он увидел местную жительницу, пленившую его своей красотой, отвёрг свою супругу, и окончательно ушел к рыцарям и там женился на немке.

Оттуда Ярослав в 1240 году привел войско на Псковскую область они взяли Изборск, где избили 600 Псковичей, сожгли окрестности Пскова и взяли город, некто не пскович именем Твердило, открыл немцам крепостные ворота. Псков находился в их власти до 1243 года, когда св. князь Александр Невский освободил его.

Псковичи Ярослава прозвали окаянным, полюбив его благочестивую супругу Евпраксию.

Княгиня Евфросиния (Евпраксия в постриге) основала Иоанно-Предтеческий монастырь около 1240 года, (на противоположном берегу р. Великой) где приняла постриг и была первою настоятельницею. Она была убита пасынком 8 мая 1243 года и погребена в основанном ею монастыре.

В настоящее время от монастыря остался только храм Иоанна Крестителя. В этом монастыре в последствие были захоронены все псковские княгини, там после смерти князя Довмонта, была похоронена его супруга Мария (Марфа), внучка Александра Невского. Таким образом, там сложилась усыпальница псковских княжён. Блаженная Евпраксия была любима псковичами и когда Довмонт бежит из Литвы он ссылается на свою тетку, чтоб приняли на память тетки. Вторую роль играет то что когда то Александр Невский взял клятву псковичей, помогать нуждающимся, которые приходят во Псков ссылаясь на его имя.

Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» перевёл точно и деликатно: «О псковитяне! Если забудете Александра, если самые отдалённые потомки мои не найдут у вас верного пристанища ….: то вы будете примером неблагодарности».

Довмонт с дружиной приходит в Псков, его принимают, крестят в соборе Святой Троицы, в присутствии князя Святослава Ярославича, с именем Тимофей, с ним крестят 300 семей. Он поселяется в Пскове, но через некоторое время псковичи поняли, что Довмонт Тимофей имеет недюжие организаторские и воеводческие способности. Недолго думая псковичи выгоняют князя, который был во Пскове (интересный момент) и ставят себе Довмонта. Явление небывалое: Русский город, призывает к себе князя литовца, вместо потомка Рюрикова! Дабы не раздражать князей русских и соединить нового князя с любимым родом Невского, псковитяне высватали ему внучку Александра Невского, Марию. Вот за эту любовь и доверие Довмонт отплатил псковичам сторицей. А со стороны псковичей это была недюжая мудрость. Это была недюжая способность псковичей увидеть в человеке зачатки веры, духа и способности как воеводы.

Время княжения Довмонта – героический период псковской истории, период блестящих побед. Недаром меч Довмонта, надетый на него игуменом перед битвой с ливонскими рыцарями, сохранялся в виде реликвии на гробнице князя в Троицком соборе и позже изображался на знамени Пскова. Этот меч являлся предметом особого почитания и вручался псковским князьям в храме Святой Троицы при возведении на престол. Сейчас меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Довмонт-Тимофей правил 33 года и сделал из Пскова великое, могучее псковское государство. Княжение Довмонта было самым счастливым временем для Пскова. Благодарные псковичи увековечили образ князя Довмонта и его супруги, Марии на иконе Мирожской Божией Матери.

Богородица изображена стоящею с воздетыми к небу руками, а по сторонам её молящиеся князь Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа), в старинных княжеских одеяниях. Над фигурой Довмонта: «Благоверный князь Довмонт, в святом крещении Тимофей». Над княгиней «Благоверная княгиня Мария, Домантова жена, дщерь великого князя Александра Невского». Довмонт и Мария помещены на иконе в качестве заказчиков.

Летописец записал: «…слезы из обоих очей, как струя текли, и множество человеков были исцелимы от образа Матери Господни». В правление Ивана (Грозного) 1567 году из очей Богородицы потекли слезы. Царь Иван Васильевич (Грозный) увёз чудотворный Мирожский образ Божией Матери в Москву, а в монастырь вернул список с древней иконы. В настоящее время икона XYI века находится не в обители, а в Поганкиных палатах (музей). В Мирожском монастыре находится список с этой иконы.

Эта икона главная святыня Спасо-Преображенского Мирожского монастыря прославилась многими чудесами. Празднование 7 октября по новому стилю.

И не только Довмонт строил небесный Иерусалим, после него в течение еще 100 лет выстраивается вот здесь на этом месте перед стеной восемнадцать церквей. В средние века Псков, представлял из себя город-крепость, он был окружен пятью линией крепостных стен, протяженностью 9 км. Осаждённым псковичам невозможно было перекрыть воду.

Эту стену впоследствии называли перси, грудь. Если храм символ Бога, то эта стена символ груди Бога и как к груди матери так к груди Бога предстали 18 храмов, на этом маленьком отрезке, которую наши предки называли Довмонтов город. Вот эти фундаменты, который вы видите, является фундаментами 18 храмов. На этом месте было 18 храмов, почему 18? Псковская земля делилась на 18 районов. Псков на 6 районов, область Псковская на 12 районов. Каждый район ставит свой храм на этом месте, перед Святой Троицей и в этом месте молятся за людей своего района, таким образом получалось что псковичи в честь Святой Троице трижды поминались ежедневно в храмах, во первых в своем храме, в храме Довмонтова города своего района и в храме Святой Троицы. Трижды имя каждого псковича ежедневно поминалась. Далее представьте, у меня есть родовая могила в моем храме, в моём районе. А кто-то из моих предков удостоится чести за заслуги перед Псковом быть похороненным не в родовой могиле, а вот здесь перед своим храмом. Таким образом, как бы символично показывая, что он уже в царстве Божиим. Потому что вся эта вся крепость псковская или кром постепенно выстраивалась здесь как небесный город Иерусалим. Это была идея Довмонта-Тимофея. Я думаю, вы помните такую книгу апокалипсис, написанную, Иоанном Богословом. В апокалипсисе Иоанн Богослов описал то, что он видел, чудесный небесный город, где мы имеем все надежду жить вечно с Богом. Иначе мы называем рай, эдем, царство Божие, куда пытаемся спастись. Иоанн Богослов называет его небесный город Иерусалим и вот этот небесный город Иерусалим описан в апокалипсисе. К этому времени он многократно был написан на иконах старинных, а Довмонт-Тимофей мыслил так:

- Мы имеем написание на иконах и в евангелие, давайте всё это выстроим в камне.

И вот в течение еще 100 лет после смерти Довмонта-Тимофея выстраивается небесный город Иерусалим, до того похожий, списанный с иконы и идейно и мистически и даже визуально. Если вы когда либо, увидите икону апокалипсис, то внизу изображен Иоанн Богослов, который видит это чудесное явление Псковичи дотошно взяли и поставили само это видение небесный город Иерусалим. Справа от этого видения они ставят храм Иоанна Богослова. Он стоял у моста, через р. Пскову, как будто сам Иоанн Богослов взирает на это видение, которое вот здесь в камне представлено.

Об идеи построения можно говорить очень много. В нашем Троицком соборе готовиться музей на 2-ом этаже колокольни будет создан музей, он уже готовится, там уже есть часть макета псковского кремля XIV века. Макет создавался московским академиком Геннадием Яковлевичем Макеевым. Он 25 лет отдал Пскову. Главная идея рассказать России о Пскове. Еще в 1982 году у него была академическая работа. Он занимался в раскопках и работал в архивах. А в 1985 году он сделал проект макета, и 20 лет понадобилось, чтоб этот макет начали строить. В советское время запретили об этом даже произносить. 10 лет назад он передал все свои труды и проект макета. Макет делается питерским макетчиком уже 2 года. Когда все это будет сделано, вы увидете каким Псков представлялся в XIV веке.

Это все, что касается Довмонтова города. Один человек, причем литовец родом. Однажды ко мне приходят псковские нацисты и говорят:

-Батюшка мы как-то слышали вашу патриотическую проповедь, не могли бы вы возглавить наше объединение?

- Ребята, дорогие вы понимаете, что не имеете право на существование?. Вы ищите по крове? Но по крови русских вы уже не найдете. Но это уже второй вопрос, но историю то вы наверно знаете?

-Да, мы же все патриоты!

-А как вы относитесь к Довмонту-Тимофею?

-Замечательный князь, он поднял Псков, сделал большой толчок к развитию Пскова.

-Вы его почитаете?

-ДА!.

-А по крови он кто был?

-Литовец.

-Не русский?

Вы сами себе противоречите. А в акафисте мы поем:

-Во вселение во Псков аки россиянин стал.

Естественно что никто из псковичей не посмел бы сказать, что Довмонт - Тимофей не русский. Он отдал всю жизнь Пскову и был чище многих других русских, так вот на Руси такие моменты очень часто происходили. В царской России не важно было кто ты по крови. Коль ты православный, значит наш русский.

А теперь мы входим на территорию Довмонтова города. Это, Псковские Помпеи, основания древних храмов. По меткому выражению летописца, на Ярославском Дворище в Новгороде Великом, церкви кустом стояли, то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. На юго-западной стороне располагался Княжеский двор, а Ольги. Вероятно, именно здесь были палаты князя Довмонта, ранее

На остальном пространстве, начиная с XIII века, вырастало всё больше и больше церквей. В XV-XVII веках здесь было 18 храмов, при них были приделы, притворы, галереи. Здесь стоял храм Дмитрия Солунского, где был погребен св. блгв. князь Всеволод-Гавриил. Здесь стоял храм Тимофея Газского, впоследствии храм св. блгв. кн. Довмонта-Тимофея, в котором он был погребен. Здесь же находился женский Рождественский Княжеский монастырь XIII века, церковь Федора Стратилата, XIII века.

Перед нами огромная, выгнутая упругой дугой стена-Перси. На ней откованный медный прапор с мечом князя Довмонта (подарок реставратора Всеволода Петровича Смирнова).

У подножия Персей псковичами был выкопан ров, который назывался Греблей. Ров соединял между собой реки, и Кром превращался в остров. Гребля уходила вглубь на 10 метров. По краям Персей над реками возвышались башни. Фундаментальная реставрация Персей произведена была по указу императора Николая 1 в XIX веке. Тогда Смердья (холопская) башня превратилась в граненую башенку, получив название Довмонтовой, как памятник князю Довмонту.

Через Греблю к воротам вели мосты। Посреди Персей, поднималась колокольница, на ней висел вечевой колокол, который созывал псковичей на вече. Это был голос народа. Недаром при присоединении Пскова к Москве первоначально спустили колокол 13 января 1510 года и как знатного пленника повезли в столицу. Это было концом псковской свободы…и повезоша его (вечевой колокол) на Снятогорский двор ко Иоанну Богослову, на подворье Снетогорского монастыря и далее в Москву.

Продолжение: ДОВМОНТов город ПСКОВА часть 2


Комментариев нет:

Отправить комментарий