Поиск по этому блогу

четверг, 29 сентября 2011 г.

КОРНИ и ветви Александры Михайловны Коллонтай-ДОМОНТович

                               Д В О Р Я Н С К И Й   Л И С Т О К                               
   Ярославское Дворянское Собрание
Февраль № 2 ( 37)  2009 г.
                 ---------------------------------------------------------------------------------
                               ЯРОСЛАВЛЮ 1000 лет   (1010 –2010)
                                     История и проблемы сословия
                                Д О М О Н Т Ы  
       Евгения  Георгиевна Чижикова  / ур.  ДОМОНТович/
                Действительный член Ярославского Дворянского Собрания
                                                                   Об авторе:
Член ЯДС ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВНА Чижикова / ур. ДОМОНТович  /
посвятила себя удивительно интересной деятельности -
генеалогическим исследованиям древнего рода ДОМОНТовичей.
27 апреля  2007 года в Ярославском государственном
историко-архивном и художественном музее-заповеднике
прошла IV  Всероссийская генеалогической выставка,
посвященная  предстоящему  1000-летию ЯРОСЛАВЛЯ.
Официальным  участником  стала и  делегация
Российского  Дворянского Собрания. Из более чем сотни
генеалогических  стендов большой интерес вызвала
генеалогическая схема  рода, ДОМОНТович выполненная
членом ЯДС  ЕВГЕНИЕЙ ГЕОРГИЕВНОЙ, охватывающая
почти 500  летнюю историю рода.
На схеме  масса сухих дат  мощного древа ДОМОНТович
перемежалась  с лирическими  абзацами выдающегося
представителя  рода – ГЕНЕРАЛА, ПОЭТА, ГЕОРГИЕВСКОГО
кавалера Кавказских походов, современника А.С.ПУШКИНА
- ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА  ДОМОНТовича.
Автор  много времени тратит на архивные поиски,
посещает исторические места, связанные с историей
предков, что позволяет ей   глубоко «уходить» в древнюю
историю рода, дополняя свой архив историческим
материалом, что позволит  в дальнейшем создать
историческое эссе   «ДОМОНТЫ  в истории   России».
Предлагаемый  материал  любезно представлен для
публикации и в дальнейшем  войдет в одну из глав
будущего исторического эссе.
                                                                           Предводитель  ЯДС     Л.И.Клепикова.
Автор - Евгения Георгиевна Чижикова (рожд.Домонтович), росла в Грузии, является четвёртым поколением от ссыльного Черниговского дворянина Павла Ильича Домонтовича, высланного на 3 месяца рядовым в 71 пехотный Кубанский полк в 1850 г। 10 октября [1]।
Наш родной дед Михаил Павлович Домонтович - приходится троюродным братом Алексадры Михайловны Домонтович и двоюродным братом ее первого мужа Владимира Людвиговича Коллонтай. Узнала об этом в 2003г., найдя послужной список нашего прадеда Павла Ильича и поработав в архивах: Москвы, С/Пбга, Чернигова.
Занимаясь родословной, стала верующей, и произошло в моём сознании нечто –
ВЕКА СБЛИЗИЛИСЬ.
 
Забыв свой род, мы русские стали неуважаемым народом, даже в среде некогда покорённых южных народов. Что мы трое Домонтовичей и испытали на себе в полной мере, проживая в столице Грузии Тбилиси.


Корни и ветви А. М. Коллонтай (рожд.Домонтович)

Если же некоторые из ветвей отломились…не превозносись перед ветвями…помни, что не ты корень держишь, а корень– тебя… Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
Послание св. апостола Павла к Римлянам. Гл.11.ст.17-20

Князь ДОВМОНТ (ДОМОНТ) - КОРЕНЬ старшинского казацкого рода Российских ДОМОНТОВ (ДОМОНТовичей) к которому принадлежала и Алексадра Михайловна ДОМОНТович – Коллонтай.
Около пятисот лет семьи ДОМОНТОВ - ДОМОНТовичей были глубоко религиозны. Около двести лет колебания в вере. И наступал XX век, век почти полного безверия в России.
Одним из ярких представителей этого века является дочь царского генерала Михаила Алексеевича Домонтовича – Шурочка.

Сохранились воспоминания Александры Михайловны (1872-1952), о предках фамилии Домонтович. Фамилия эта происходит от князя ДОВМОНТА(1227 -1299) [2], вождя земли псковской.
«Мой отец, Михаил Алексеевич Домонтович(1830-1902) – (председатель военно-исторической комиссии С/Пбга), был из помещичьей семьи… Это была старинная семья, и отец очень интересовался генеалогическим деревом. Род Домонтовичей ведёт свою родословную от знаменитого князя Довмонта Псковского, княжившего в XIII столетии в Пскове, и признанного православной церковью святым Тимофеем Псковским. У псковичей имеется много легенд, песен и сказаний, составленных в честь доблестных походов князя Довмонта на Тевтонских рыцарей, и по сказаниям народ его высоко чтил. Мощи святого Довмонта и его победоносный меч хранятся в Пскове… Отец рассказывал: если кто-либо из рода Домонтович приезжал в Псков, то монахи звонили в его честь во все колокола, и я в детстве очень хотела попасть в Псков, чтобы в мою честь звонили колокола» [3].
Супругой Довмонта (1227-1299) была дочка или внучка Александра Невского (1220-1263). Псковичи боготворили своего князя Довмонта и увековечили его с супругой на иконе Знамение рядом с Богородицей. После чудес, произошедших от этой иконы, она получила название Мирожской. Их сын Давид Гродненский (ок. 1280 – 1326 уб.), в доблести не уступал своим знаменитым предкам, был женат на Бейруте (Марии) - дочери Великого князя литовского Гедимина (1275-1341).
Удивительна судьба Александры Михайловны, которая являясь потомком Святого князя Довмонта, стала первой женщиной, вошедшей в состав первого Советского правительства, возглавив комиссариат Государственного призрения, активно включалась в антирелигиозную компанию, за что и была предана местной анафеме (проклятию) [4].
ПСКОВ
Автор, впервые приехала в Псков в феврале 2000 году.

ПСКОВ. Автор в Довмонтовом городе. Февраль 2000 г
ПСКОВ, после Москвы и даже Ярославля не произвёл никакого впечатления. ДОВМОНТОВ город меня потряс. Так долго ходила по его развалинам, что привлекла внимание дежурного. Он подошёл и строго спросил:
-Вы не боитесь в сосульку превратиться?
-Да, вот, Довмонтов город заворожил… у нас такая непонятная фамилия Домонтович слышали такую?. Может наши предки где-то поблизости проживали?
-Вполне возможно, когда-то в Пскове и ваши предки проживали?। Домонтовичи?, впервые слышу …
Повторно возвращаться в Псков не собиралась. Но в 2001 году вроде случайно увидела в книге [5] икону МИРОЖСКУЮ, на ней какой-то Довмонт с супругой Марией. Поехала повторно в 2002 год.
В рукописном сборнике, хранившимся в библиотеке Псковского Мирожского монастыря записано…в лето 7130 …От того пречистого образа….показались таинственные чудеса с обеих глаз Пречистой потекли слёзы, как струи. О чудо! С тех пор икона именуется МИРОЖСКОЙ.


1. Из книги Софии Снессоревой «Земная жизнь ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ…»














2।В Мирожском монастыре Пскова оказалось другая икона МИРОЖСКАЯ, более древнего письма।
С тех пор и приезжаю в Псков, к Мирожской иконе Б.М. и далее в гостеприимный Псково-Печорский монастырь, в котором обрела духовника, в лице архимандрита монастыря о.Феодосия (Короткова).
Псковский Снетогорский монастырь. 2007 год, 9 октября.।По летописным преданиям, основан князем Довмонтом. По благословлению матушки монастыря Людмилы (Ваниной) живу в монастыре несколько дней. Подружилась с инокинями: Алевтиной (Лабунской) заведует монастырской библиотекой, Леониллой - она кандидат филологических наук. Пишет снетогорскую летопись. Ей и вручила схему родословной Домонтовичей. Показала на ней Александру Коллонтай, как наиболее известную личность.


-Она потомок Довмонта?, а впрочем, зная её рождение…в блуду зачата…можно и не удивляться…
Подошла инокиня Валерия, узнав, что собираюсь уезжать в Псково-Печерский монастырь попросила передать пакет игумену Марку.
Псково-Печорский монастырь
12 октября, подъём в 5 час 30 мин. Утренняя служба в Успенском храме.
Черные ризы…Тихое пенье…
Ласковый отблеск алых лампад…
Боже Всесильный!
Дай мне терпенья:
Борются в сердце небо и ад…

Шепот молитвы…Строгие лики…
Звонких кадильниц дым голубой…
Дай мне растаять, Боже Великий,
Ладаном синим перед Тобой!

Выйду из храма – снова нарушу
Святость обетов, данных Тебе,-
Боже, очисти грешную душу,
Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний
Дай мне отвагу смелых речей.
Черные ризы…Сумрак вечерний…
Скорбные очи желтых свечей…[6]
Исповедовалась у своего духовника о. Феодосия(Короткова), с необыкновенной теплотой помолившись, допустил к причастию.
После обеда нашла игумена Марка, он заведует отделом печати в монастыре, передала ему книги из Псковского Снетогорского монастыря. Подарила ему схему родословной Домонтовичей. Разговорились. С интересом выслушал. Ужаснулся, узнав, что Александра Коллонтай потомок святого князя Довмонта ….. стал о ней рассказывать:
-Громила Александро-Невскую лавру С/Пга…там её предали анафеме (проклятию)…Ближайшая подруга Ленина… Она была членом Исполкома Советов имела неограниченный доступ к телеграфу, расположенном в Таврическом дворце С/Пга..была осведомлена о всех событиях… ……
-Откуда Вы это взяли?
-Вышла книга подполковника Никитина, в подчинении его находилась контрразведка с марта по июль 1917 года. Там ряд страниц, где фигурирует Коллонтай[7] … Могу Вам подарить, если Вам это интересно.
-Очень интересно. Мне думается - Александра Михайловна является типичным представителем своей эпохи. Всему её учили, кроме закона Божьего.… От нашего родного деда Михаила Павловича, троюродного брата Александры Михайловны, проживающего в Тбилиси, у нас хранится молитвенник, написанный рукой его матери Тёклией Исидоровной Домонтович (рожд.Савицкой). Она просит своего сына молиться хоть один раз в месяц. От Божиих заповедей и дворянство отошло, а они подпирали царский престол, отсюда проблемы…Коль вспомнить деяния Петра 1 и Священного Синода, управляемого мирскими людьми, многое становится понятным. Рыба гниёт с головы, это все знают…
С благодарностью приняла книгу Никитина «Роковые годы», подарив монастырю подборку материалов о всеми забытом Василии Васильевиче Домонтовиче – поэте, генерале, георгиевском кавалере, современники Пушкина. И свою нескладную писанину о князе Довмонте.

УКРАИНСКИЕ ВЕТВИ Алексадры Михайловны Домонтович – Коллонтай.
Существует несколько ветвей родов фамилии Домонтович.
Отец Александры Коллонтай - Михаил Алексеевич Домонтович (1830-1902) в XIX веке являлся старшим представителем в фамилии Кудровских Домонтовичей. Он, как Питерские, Харьковские, Казанские и ссыльные Кавказские Домонтовичи, происходит из казацкого рода старшин – дворян Черниговских, Сосницкого уезда [8].

Рис. 1. Поколенная роспись рода Домонтовичей.
2.Портрет Генерального Судьи Украины Ивана Михайловича.
3.Первая страница молитвенника 1897 г.
Иван Домонт был основателем рода Российских ДОМОНТовичей, к которому принадлежит Александра Михайловна Коллонтай-рожд.ДОМОНТович.
«Наибольшую известность получил Иван Михайлович ДОМОНТ, чья деятельность приходилась на царствование Алексея Михайловича Тишайшего. Иван, являлся одним из наиболее известных православных потомков Святого Благоверного Князя ДОВМОНТА, которые принадлежали к российскому дворянству и получили фамилию ДОМОНтовичей. Он принимал важное участие при присоединении Малороссии к Великой России [9]. Иван Михайлович ДОМОНТович отличался преданностью православию и занимал должность Генерального Судьи левобережной Малороссии (1668-1683 г.). Это первостепенный ранг в гражданском управлении Малороссии той эпохи. Образованность, набожность и благочестие выделяли и возвышали его среди современников. В Крупицком монастыре, близ г. Батурина, им был выстроен каменный храм Св. Николая в Византийском стиле. Он погребён в этом храме тогдашним настоятелем Крупицкого монастыря, впоследствии известным как Святитель Дмитрий Ростовский. В храме как икона находился портрет Ивана» (рис.1.) [10].
«Фамилии Домонтович многие Российскому Престолу служили. Разные дворянские службы несли и владели недвижимым с крестьянами имениями. Всё сие доказывается копией составленной в 7180 (1672) году на поместья грамотой и выпиской Сосницкого Поместного Суда о розданных в род Домонтовичей имениях» [11].
В Московском архиве древних актов сохранён документ –«Полюбовная сказка – 1871 года мая 25 дня..на раздачу по наследству земель от Алексея Григорьевича Домонтовича (дед Александры Михайловны) наследникам: капитану Александру, поручику Степану и полковнику Михаилу(отец Александры Михайловны Коллонтай-рожд.Домонтович)…для обоюдных наших хозяйственных выгод и бесспорному владению…получено: Степан 67 десятин 68 сажень….Александр 67 десятин 567 сажени…полковник Михаил 67 десятин 568 сажени…для ясности пригласили…и составили чертежи угодий…остались довольны…»[12].
В ЦГВИА Москвы хранятся документальные материалы фонда Домонтовича М.А. председателя военно – исторической комиссии Главного Управления Генерального Шитаба (встречи, разговоры, дела, дата не установленна ) [13]. (рукописные тексты трудно читаемые – почерк неразборчивый):
…Я уже два года был секретарём в Кавалерийском училище….Исаков….Мещеряков….Ане………Черкасскому…….рассвире….Дорогомилова….С Черка…им я воспитан в одном корпусе….но раньше был произведён в офицеры…Соболева я знаю по академии…….
Спрановский…..в Вильне за участие в Польском восстании 18.. года, был студентом Петербургского универститета, и сослан солдатом в 1848 году в Оренбургские степи, в 1856 был прощён…………….Сперанский с первого раза мне не понравился…..В моём выпуске тоже было много поляков…
В 1860 г в Киеве читал лекции……чухонец….грубый, дерзкий и нахальный….
23 апреля 1863 года банд.. спутников…Киева….Я подошёл к ?Немидовой и мы договорились конечно, о прекрасной погоде и чудесном вечернем вечере….
По возвращении мною в 1863 году в Петербург на бумагах и донесениях из Тифлиса ….
Раб своих симпатий и антипатий…
Человеческое стадо так мучительно тупо в своей дикости. Надо бояться Бога действительности Бога совести, а не Бога обряда. Сам восхищенный помолюсь.
Быть правдивым в поступках и говорить всем в глаза правду – не одно и то-же. ПРАВДА ЗАГНАНА В ЩЕЛЬ.
Александр II был синтементальным, но не добрым человеком. Манило выше.
…жизнеописание людей почему-то замечательных, редко обходятся без вымыслов, …выдумок, сплетен и клеветы.
1896 январь 22 был у Гр.Гр.Домонтовича очень много разговаривали о его встречах за границей……
Карьеристы бывают двух видов: летучие и ползучие. Первым я больше сочувствую. Совремённые летучие Н…. и Муравьёв, ползучие: Дурнова и Ермолов.
6 января ДЕНЬ моих предков, что……….., что Александр II….., если и вы………. Что-то не ладно. [13].
После смерти отца Михаила Алексеевича - Александра Михайловна через управляющего К।И.Свикиса получает отчёты о доходности земли. В 1909 году имение было продано. [14].
Батуринский Крупицкий монастырь-
место упокоения основателя рода российских ДОМОНТовичей

Автор Евгения Георгиевна в ноябре 2005 года, посетила Батуринский Крупицкий монастырь, место упокоения основателя рода Российских Домонтовичей – Ивана Михайловича.
Несколько дней провела вблизи возрождённого Батуринского Крупицкого, женского негостеприимного монастыря. Исповедалась в восстановленной церкви Преображенья у о.Виктора…купила квитанции-кирпичики на восстановление порушенного безбожной властью Никольского храма, построенного ктитором обители Иваном Михайловичем.
После службы, монахиня, небрежным жестом показала заросший бурьяном бугорок, место упокоения ктитора обители – основателя рода Домонтовичей Ивана и удалилась…
Автор выдергала бурьян, из бросовой керамической плитке, восстановленного братского корпуса, выложила православный крест, вставила свечку, и со слезами помолилась…
КУДРОВКА-родина Михаила Алексеевича-отца А.М.К.
В 2007 году 4 февраля приехала повторно в Чернигов, посетила Кудровку – родовое имение Домонтовичей. Цель – могилы, дома, фотографии, предания, легенды о предках. В Кудровке много заброшенных домов… …Всё порушено, забыто. В Кудровской ц.Рождества Пресвятой Богородицы о.Николаю оставила помянник за упокой Кудровских и Смолинских Домонтовичей – около ста имён…с жертвой на храм…больная, потерянная вернулась домой в Ярославль…
(Более подробно моё посещение Украины описано в книге «Памяти предков – Благу потомкам». Рукописная книга не издавалась.)

ЗАКАВКАЗСКИЕ ВЕТВИ Алексадры Михайловны Домонтович – Коллонтай.
Фото Полякова.
Грузия Тифлис (Тбилиси):
К роду Домонтовичей принадлежали и закавказские – ссыльные Черниговские – дворяне Домонтовичи (Кудровская ветвь). Среди них двоюродные братья и двоюродная сестра отца Александры Михайловны: Павел Ильич Домонтович (1825-1885) [1], Георгий Ильич (1820-?), Параскева Ильинична (мать Владимира Людвиговича -первого мужа Александры) и др., а также троюродный брат Василий Васильевич (1807-1868) – генерал майор, георгиевский кавалер.
С ними отец Александры был не только в физическом, но и духовном родстве. Восприемником (крёстным) Михаила Алексеевича был его дядя Илья – отец Павла Ильича [15]. В свою очередь восприемником Павла был отец Михаила – Алексей [16].
В семье Домонтовичей, как издавна принято на Руси, глубоко чтили и уважали крёстных. Крёстные принимали обязанности духовного воспитания ребёнка, следили за ним, чтобы он вырос достойным человеком, помогали ему во всём.
А.С. Пушкин, современник тех событий, во время своего путешествия в Арзрум писал: «Россияне, проживающие в Закавказье, не считали себя здешними жителями. Военные, повинуясь долгу, живут в Грузии, потому что так велено. И смотрят на Грузию, как на изгнание» [17]. В те времена в России и Малороссии с ужасом смотрели на того, кто собирался ехать на Кавказ. Смотрели на них как на покойников и не без основания. Российские Цари, зная чрезвычайно сложные условия проживания в закавказье, отправляли в те края провинившихся, как на каторгу [18].
[Прим. автора: южные народы, некогда покорённые Россией, но сохранившие веру и предания своих предков с открытым презрением относятся к нам русским, забывшем своё наследие. Народ, ставший равнодушным к своей культуре и религии, деградирует и исчезает].
В 1863 году Михаил Алексеевич был командирован на Кавказ и находился в составе Пшехского отряда со своими двоюродными и троюродным братьями: Павлом Ильичём и Василием Васильевичем при движении на Хакучинский перевал. При окончательном покорении западного Кавказа он был награждён орденом Св.Анны II степени [19]. Его двоюродные братья: Василий Васильевич – генерал майор произведён в георгиевские кавалеры, Павел Ильич Домонтович за отличную храбрость награждённый орденом Св.Анны III степени с мечами и бантом, был в составе летучего отряда [1].
«В 1868 году в Тифлисе внезапно умер холостым известный кавказский военный поэт Василий Васильевич Домонтович. Произведений своих никогда не издавал. Всем было бы приятно, если бы сочинения его были собраны и изданы отдельной книгой. Ушел последний тип наших Денис Давыдовых и военных певцов. Сообщил об этом его троюродный брат Георгий Ильич Домонтович. Умер он неожиданно от удара» [20]..
«Через три дня состоялись его похороны. Десятки генералов и офицеров, явившихся на его проводы, войско, пришедшее отдать ему последнею почесть и громадная толпа народа – все это свидетельствало о том сочувствии и любви, которой пользовался Василий Васильевич во всем военном кавказском обществе Василий Васильевич Домонтович родился в Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в деревне Кудровка. Почти вся служба Василия Васильевича Домонтовича прошла на Кавказе. Это был храбрый воин старого времени, сердечный и весьма оригинальный человек. Среди Кавказских артиллеристов долго жили воспоминания о его хладнокровии в бою, широком гостеприимстве, добродушном остроумии, экспромтах в стихах»[21]..
В далёком 1828 году романс двадцатилетнего Василия «Я счастлив, коль с тобой бываю» был признан лучшим романсом года. Это во времена Пушкина! Стихи и экспромты Василия Васильевича, юмористические описания военного быта были любимы и ходили в списках на Кавказе. Многочисленные тосты-импровизации были известны каждому военному кавказцу [22].
В последний путь Василия Васильевича провожали его троюродные братья: Михаил Алексеевич, Георгий Ильич, Павел Ильич, и троюродная сестра Параскева Ильинична с годовалым сыном Володей Коллонтай, впоследствии ставшим мужем Шурочке Домонтович.
«Их семьи проживали в г. Тифлисе. На Елизаветинской ул. проживала - Параскева Ильинична Коллонтай (урожд. Домонтович). Она воспитывалась в семье великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Учительствовала в Тифлисской школе, школьники обожали свою учительницу. Вышла замуж за ссыльного поляка Людвига Коллонтай. В 1867 году у них родился сын Владимир, позже дочь Ольга (рис. 3.). Муж вскоре умер. Растила двоих детей на заработную плату школьной учительницы. Владимир Коллонтай окончил Тифлисский кадетский корпус. Материальную и моральную помощь Параскеве Ильиничне оказывал двоюродный брат Михаил Алексеевич, проживающий в Петербурге» [23].
По делам службы он частенько бывал в Тифлисе. В Грузии в семье его двоюродного брата Павла Ильича 16 октября 1871 г, родился сын, его назвали Михаилом (1871- ок. 1932), в честь дяди Михаила – отца А.М. Коллонтай.
В марте следующего года в Питере у царского генерала Михаила Алексеевича Домонтовича родилась дочь Шурочка, ставшая впоследствии женой своего троюродного брата Владимира Людвиговича Коллонтай.

Рис. 3. Фото семьи Коллонтай в Тифлисе. Александра Михайловна, Владимир Людвигович, Параскева Ильинична и Олинька – сестрёнка В.Л.К.
Александра была представлена самому наследнику престола Николаю II. Как и все барышни её обществ любила верховые прогулки, наряды, балы..Отличалась независимостью…..«Я терпеть не могу домашнего хозяйства»…заявляла повзрослевшая Шурочка
В 17 лет, посетила Париж со своей сводной сестрой. Там познакомилась с манифестом коммунистической партии. Ходила на нелегальное марксистское собрание. Это было лишь данью моде.
Её отец Михаил частенько по делам службы бывал в закавказье. Заезжал к своим родственникам в Тифлис. В одну из таких поездок в Тифлис Михаил Алексеевич взял с собой повзрослевшую дочь Александру. Здесь она познакомилась с троюродными братьями: Михаилом и Владимиром Коллонтай. Владимир был прекрасный собеседник, замечательный танцор [23]. Между ними вспыхнула любовь. Несмотря на сопротивление со стороны матери и отца, Александра проявив настойчивость, стала женой Владимира Коллонтай.
Автор двадцать лет прожила в Тбилиси. Нам никто, никогда ни словом не обмолвился, что наши предки были дворяне. Бабушка Мария – мама нашего отца называла меня Жоркой за необыкновенное сходство с отцом, что меня сильно огорчало…
О нашем дедушке Михаиле: бабушка, все родственники, соседи в один голос говорили, что наш дед Михаил (фото1930г) был замечательным человеком. Он умер после смерти своей любимицы 18 летней дочери Надежды. Её в пылу ревности, застрелил из табельного оружия комиссар Сашка, он и себе пустил пулю в лоб, шёл 1929г. Всё это было до нашего рождения…
В Тбилиси, отправляя нас в школу, поучали:
-Всегда надо говорить ПРАВДУ, даже если она иной раз и против вас обернётся. Не можете говорить правду - молчите. Если говорят о политике, отойдите в сторону, а то ночью приедет «чёрный ворон» и заберёт Вас в тюрьму..


ФИНСКИЕ материнские ветви Александры Михайловны:
Александра не любила родовое имение отца, находящиеся в Кудровке…обожала Финляндию и имение своей матери финскую усадьбу Куасан-Хови.
«Моя мать была дочерью простого скупщика и продавца леса из Финляндии. Дедушка был сыном бедного финского крестьянина, близ Нейшлота. Восемнадцатилетним он босиком пришёл в Петербург и занялся скупкой и продажей леса…дедушка, которого звали Александр Масалин, был энергичным, предприимчивым…накопил состояние на поставках леса. Женившись на русской девушке Крыловой, вернулся в Финляндию. На Карельском перешейке купил усадьбу и построил деревянный дом в стиле Александра 1…в доме были художественные паркетные полы. Архитекторы из Петербурга и Выборга приезжали смотреть на них»[24]..
«Каждое лето многочисленная семья генерала Домонтовича приезжала из Петербурга в финскую усадьбу Куасан-Хови. Один из таких приездов и запечатлён на снимке.. Куасан-Хови 1893 г.» (Журнал Наука и жизнь. №3 1968?. С.12)
Лето Александра проводила в имении деда, которое перешло к матери после его смерти, оно находилась недалеко от Петербурга, на берегу Финского залива. Я вижу наше имение…В зелённых тенях прямых алей дедушкиного парка, над золотом ржаных полей и янтарью убегающих к синим далям лугов я научилась любить величайшее, вечное и неизменное благо – самобытие. Здесь Шура, ее сводные сестры и гостившие на даче подруги от души танцевали на балах, а потом до утра перешептывались, поверяя друг другу нехитрые девичьи секреты.
До чего тоскую по полям, лугам, мирному сельскому пейзажу – передать не могу всё это уголки моей любимой Куузы. [25].. Вспоминала повзрослевшая Александра…
Печальна судьба любимой усадьбы Александры: с середины 30-х годов усадьба перешла в собственность Земледельческого общества Выборгской губернии। Создали музей истории дотационных земель и помещичьего землевладения на Карельском перешейке. Когда Карельский перешеек полностью перешел к СССР, в здании устроили летний пионерский лагерь, в конце 1990-х годов лагерь закрыли. В настоящее время печальная судьба постигла и главное здание бывшего имения финской усадьбы Куасан-Хови всё порушено и разграблено… и уголка не осталось от любимой Куузы имения деда Александры.



Финляндия входила в состав Российской Империи. Коренное население Финляндии освобождалось от воинской повинности. Между Финляндией и остальной империей была таможенная граница; Финляндия имела свой герб и государственные цвета, свою монету (марки и пенни), свой Сейм и Сенат, и полностью всё управление на финском и шведском языках. Императорская власть была лишь в лице Генерал-Губернатора. Необходимо заметить, что Финляндия никогда не была самостоятельным государством, а лишь провинцией Швеции, отошедшей к России.
Государственную независимость Финляндия провозгласила в 1917 году во многом благодаря усилиям Александры Михайловне Коллонтай (рожд.Домонтович).
 

А.М. КОЛЛОНТАЙ «ЕВРЕЙКА»?
Однако в наши дни Александру Михайловну Коллонтай нередко включают в список евреев, переменивших фамилию, вероятно, плохо представляя себе реалии тогдашней царской России. Евреям был наглухо закрыт доступ в кадетские корпуса, юнкерские училища. Евреи не могли быть офицерами, кроме прапорщиков в военное время. Женитьба офицера на еврейке влекла за собой изгнание его из полка или вынужденную отставку [26].
Невольно вспоминается, что и у нас в Тбилиси, где мы трое Домонтовичи родились и проживали уже в советское время, утвердительно спрашивали:
- Вы Домонтовичи по национальности евреи?
- Евреи? Но среди родственников и знакомых евреев нет, пишемся русскими, а бабушка говорит, что мы белорусы.
-К какому классу принадлежите?
-К рабоче-крестьянскому.
Так о нас писали, так мы и думали.

ОТЕЦ А.М. Коллонтай МИХАИЛ Алексеевич «УКРАИНЕЦ»? Необходимо отметить, что отец Александры Михайловны Коллонтай - Михаил Алексеевич Домонтович наиболее близок к литвинам-белорусам, согласно его описанию в книги «Черниговская губерния. Описание. (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба) Домонтовича Михаила Алексеевича» 1885 г. С/Пб. С 532,533 ..Кто проживал на Черниговщине: Описание украинцев они же малороссов, проживающих, «…крепкое телосложение, …черноглазы, нередко горбоносы…медленная походка…отличают их от литвинов…».
Согласно архивных документов, восстановлена поколенная роспись Александры (потомок Ивана основателя рода в девятом колене.) 1.Иван Михайлович (основатель рода) – следущие три поколения: 2.Иван – 3.Михаил – 4.Иван (бунчуковые товарищи – ближайшие помощники гетманов Украины). 5.Георгий – подпоручик. 6.Алексей – подпоручик. 8.Михаил - генерал. 9.Александра – писатель, посол СССР…
Рассмотрена одна малая ветвь огромного родового древа ДОМОНТовичей и нарисовано генеалогическое древо упомянутых представителей этой фамилии.



[Прим. автора: подробное древо Домонтовичей приведено на личной страничке: http://domont.blogspot.com. Подробнее о роде Святого Благоверного Князя Довмонта написано в книге «Памяти предков - Благу потомкам». Рукописная авторская книга, пока не издавалась. Выбор герба «ostoia» подписал внук, основателя рода, Ивана – Михаил Иванович Домонтович - бунчуковый товарищ. В России герб был утверждён в С/П 1 января 1798 году[26] и внесен в гербовник как род Домонтовичей герба «Остоя». Этот герб имел внутреннее содержание, намёк на известный подвиг предков. Он был достоянием всего рода.]
В ПАМЯТЬ о Александре Михайловне пишутся книги, поставлена пьеса, созданы документальные фильмы. Её образ сохранился и на почтовой марке.
Гражданский, (невенчанный) муж Александры. Балтийский матрос, анархист Павел Дыбенко. Из Черниговских крестьян. В феврале 1918 командовал отрядом моряков под Нарвой, был разбит и сдал город, за что в мае 1918 отдан под суд, но оправдан..
Расстрелян, как враг народа в 1937.
На Александру Михайловну готовили дело, но она была слишком знаменита, её не тронули.
Постаревшая Александра Михайловна писала своему старому другу Боди: "Ни у кого, ни к кому нет доверия, все следят друг за другом и друг на друга доносят. Это не жизнь, это пытка... Мы проиграли. Идеи рухнули, друзья превратились во врагов, жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет, и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству. Но все равно надо жить…»
Александра тщательно сохраняла свой личный архив с молодости. Но правила свои дневники, убирая ругательства в адрес вождей…Круг знакомых сузился. Единственной радостью Александры Михайловны стали свидания с внуком Владимиром, в Замоскворечье, на Калужской улице
Александра Михайловна умерла от сердечного приступа, не дожив пяти дней до своего 80-летия. О ее смерти написали все крупнейшие газеты мира. В Советском Союзе скромный некролог был помещен в "непартийных" "Известиях".
1.Москва. Новодевичий монастырь. Памятник Александре Михайловне. Фото автора 15 марта 2010 года.
Была гражданская панихида. Она прошла в тесном конференц-зале Министерства иностранных дел, вспомнили, что она была единственной в мире женщиной-послом. Похоронили Александру Коллонтай на правительственном Новодевичьем кладбище, на "аллее дипломатов" — рядом с Литвиновым и Чичериным

Род Святого православного князя Довмонта (ДОМОНТА) существует до сих пор, в лице многочисленных потомков св. князя, разбросанных судьбою по всему миру имеющих фамилии: ДОМОНТовичей[10], ДОМАНТовичей, ДОМОНТОВ, ставших волею судьбы католиками, протестантами, жителями разных континентов земли.

Мы Русские забывшие веру предков, и исказившие свою историю, стали одним из неуважаемых народов в мире. Уважаемым народом мы станем тогда, когда нас соединит православная ВЕРА. Ведь РУССКИЙ по сути – синоним слову ПРАВОСЛАВНЫЙ.
Хотелось бы, чтоб новые хозяева России помнили, что в основе слова БОГатство – слово БОГ. Не совершайте такого, что будет мучить Вас на смертном одре. Смерть грешника ЛЮТА (псалтырь), а ЖИЗНЬ МГНОВЕНИЕ.
К тому-же, в дореволюционных послужных списках не было графы НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Только графа – ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ.
( См. личную страничку автора http://domont.blogspot.com/)
Говорят, когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. Думаю, что это неверно. Бог не наказывает, а напротив, предостерегает человека от совершения безумных поступков. Предупреждает, мол, не делай этого, человек, ибо, нарушая заповеди, в первую очередь ты вредишь самому себе, губишь свою душу. В мире действует множество законов, нарушать которые смертельно опасно. Если я по собственной воле прыгну с 10-го этажа на асфальт и разобьюсь, это что? Закон всемирного тяготения меня наказал, а виноват в том сэр Исаак Ньютон? Мы не всегда понимаем, как действуют некоторые законы нашей обычной человеческой жизни. Но мы сегодня уже явственно видим, к чему приводит их нарушение[28].
Источники и Библиографический список:
1. Центральный Государственный Военно Исторический Архив. (Москва). Фонд 400, оп12, дело 15959, л 1-34.
2. Дата рождения псковского Довмонта найдена: «Вестнике Юго-Западной и Западной России». Киев. 1862. С.5; «Генеалогия Украины». А.Н.Нарбут. Научный труд. Москва. 1966. С.80,81
3. Коллонтай, А.М. Из моей жизни и работы [Текст] / А.М. Коллонтай. — М.: Сов. Россия, 1974. – с 19.
4. Столешников, А.П. Реабилитации не будет [Звукозапись] / А.П. Столешников; исп.: Вячеслав Евсеев – М.: Молвица, 2010.
5. Софии Снессоревой «Земная жизнь ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ…» Ярославль. 1998. С.330
6. Князь Владимир Палей. «Великий пост»
7. Б.В.Никитин «Роковые годы» Новые показания участника. Москва. 2007 год.
8. «Русская старина»: историческое издание. Т. 62. / Типография В.С. Балашева. – 1889. – с. 757-758.
9. Богданович, Е. «Святый Благоверный Князь Довмонт псковский. В память шестисотлетия со дня кончины, 1899, с.10
10. Богданович, Е. Святый Благоверный Князь Довмонт псковский. В память шестисотлетия со дня кончины, 1899, с.22
11. «Русская старина»: историческое издание. Т. 62. / Типография В.С. Балашева. – 1889. – с. 757-758.
12. Российский Государственный Архив Древних Актов. (Москва). – Ф. 1350. – 2 часть. 1 ед. Д. 8861. с.86.
13. Центральный Государственный Военно Исторический Архив. (Москва). Фонд 242. Оп 1. Материалы фонда Домонтовича М.А., председателя военно-исторической комиссии Главного управления Генерального штаба.
14. Российский Государственный Архив Социально-Политической истории. (Москва) – Ф. 134. – Оп. 1. – Д. 2982. – Л. 65.
15. РГИА. Российский Государственный Исторический Архив (С,Пбг).. – Ф. 1343. – Оп. 20. – Д. 2982. – Л. 2.
16. РГИА. Российский Государственный Исторический Архив (С,Пбг).. – Ф. 1343. – Оп. 20. – Д. 2982. – Л. 114.
17. Пушкин, А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. [Текст]. Сочинения в 3-х томах. Т.3 / А.С. Пушкин. – М., 1986., – 386 с.
18. Газета «Кавказ» / Тифлис. – 1854 г., №34, 5 мая.
19. Послужной список Михаила Алексеевича Домонтовича. МОСКВА. Центральный Государственный Военно Исторический Архив. Фонд 242
20. Газета « Кавказ» / Тифлис. – 1868г., №120, 13/25 октября.
21. Газета «Кавказ» / Тифлис. – 1868., № 121, 16/28 октября.
22. Николаев, П.А. Русские писатели. Библиографический словарь / П. А. Николаев. – М.: Просвещение», 1992.
23. Российский Государственный Архив Социально-Политической истории. (Москва) РГАСПИ. – Ф. 134. – Оп. 4. – 26 ед.
24. А.М.Коллонтай. Из моей жизни и работы. Москва. 1974. С.20
25. А.М.Коллонтай. Летопись моей жизни.
Рубинштейн, Б.В. Повесть о старом Петербурге [Электронный ресурс] / Б.В. Рубинштейн.–Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/r/rubishtejn_b_w/povest_o_starom_peterburge.shtml
26. Дворянские роды Российской империи. Том 1. 1993. С.20
27. Милорадович. Родословная книга Черниговского дворянства. С,Пбг. 1901. С.306
28. www.zrd.spb.ru/zrd/2008/zrd_02-141.htm

Низкий земной поклон ВСЕМ за МОЛИТВУ.
Благодарю:
Брата Геннадия Георгиевича Домонтовича, воспоминания о Геннадии см.
http://domont.blogspot.ru/2013/07/blog-post.html            

Настоятеля Псковской церкви Александра Невского о.Олега Тэора.
Дочь Ольгу Владимировну Уланову;
Сына Константина Владимировича Чижикова;
Внуков: Галину, Николая и Евгению Улановых;
Галину Павловну Федюк - заведующею секцией Редкой книги Ярославской научной библиотеки им. Н.А. Некрасова;
Дмитрия Сергеевича Песню. ЗА ПОМОЩЬ.

вторник, 27 сентября 2011 г.

Память о ДОВМОНТЕ в ПЕТЕРБУРГЕ

Память о ДОВМОНТЕ в XXI веке в ПЕТЕРБУРГЕ.
Повелением Российского Государя Петра I в 1703 г. 16 апреля основали город на Неве.
На строительство нового города, получившего название Петербург, из разных уголков России были переведены все лучшие люди.
Множество мастеров перевели из Пскова..
В этот период Псков был одним из лучших городов Европы. Он имел многовековую историю, его сравнивали с Парижем и Римом.
Расцвет Пскова связывают с именем князя ДОВМОНТА (р.1227 . +1299) самого любимого Псковского князя, которого псковичи при жизни почитали за святого.
Псковичи боготворили своего князя ДОВМОНТА и увековечили его с супругой на иконе Знамение рядом с Богородицей. После чудес, происшедшей с иконой, икона, получила название Мирожская, и ей была составлена особая служба в 1666 г., утерянная в XVIII веке. Найдена в XXI и выставленная на http://domont.blogspot.com/.
Изображение князя ДОВМОНТ до конца XVII века было во всех Псковских храмах. ДОВМОНТА изображали в доспехах, с опущенным мечом, в рост, на берегу р. Великой, на фоне псковского Крома.

В Питере в XIX веке был написан иной нетрадиционный облик псковского св.князя ДОВМОНТА.
ДОВМОНТА изобразили глубоким старцем, без меча и доспехов.
Икона Св. кн.Довмонта XIX века, в наши дни находится в Владимирском Соборе Петербурга.. Довмонта превратили в дряхлого старца, убрав с его рук меч. Псков в этот период лежал в развалинах.

Многочисленные потомки св.ДОВМОНТА, именуемые Довмонтами, Домонтами, Довмонтовыми, Су довмонтовыми были самыми влиятельными людьми по всему западному краю.
Знатность рода в XVIII веке имело колоссальное значение. Уважаемым человеком считался тот, кто знал о своих предков до восьмого колена, к какому бы он сословию не принадлежал.


В XVIII веке уничтожая наследие Довмонта, множество ценных предметов вывезли в Петербург.
В одном из Петербургских музеев есть свинцовая печать с изображением и именем князя ДОВМОНТА.
На одном из колоколов соборной колокольни есть колокол времён Ивана Грозного с надписью ДОВМОНТА, где он назван ВЕЛИКИМ.
В Петербург доставлялись множество ценных предметов из поверженных в XVIII веке городов Гродно, Чернигова, Новогрудка.
В одном из музеев Петербурга хранится кубок, вырезанный из цельного куска горного хрусталя, « цi меч князя ДАУМОНТА – чаша Ядвiгi». Этот уникальный предмет был найден при раскопках в Новогрудске.
ГТРК «Петербург» создала фильм «Слово о Мече и Князе», посвящённый ДОВМОНТУ.
В читальном зале Псковской Историко-краеведческой библиотеки им.И.И.Василёва 27 мая 2011 г. прошла
XVI ЮНОШЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
посвященная Дню славянской письменности, культуры

и 745-летию начала княжения в Пскове Довмонта-Тимофея.
В заключение состоялся эксклюзивный премьерный показ фильма
«Слово о Мече и Князе» (режиссёр - Алексей Олиферук; авторы Игорь Коровин, Максим Коршов, Алексей Олиферук; хронометраж фильма 44 мин.).
Представил фильм Алексей Олиферук, ГТРК «Петербург». Фильм представил сам автор идеи и режиссер Алексей Андреевич Олиферук, рассказал о съемках в Литве, Белоруссии, Кипре, на Святой земле (Израиле). Фильм вызвал большой интерес у собравшихся.

Полгода назад лучшие оружейники Петербурга и Златоуста создали точную реплику меча Довмонта. Мастера старались следовать средневековым технологиям и повторили клинок в мельчайших деталях. С подачи известного археолога профессора Анатолия Кирпичникова исследователи обратили внимание на элементы убранства меча, утраченные после революции. Символика на рукоятке и гарде позволила выдвинуть новые версии происхождения уникального памятника оружейного искусства.
Реплика меча Довмонта отправилась в вояж по Европе с тем, чтобы повторить возможный путь оригинала XIII века. Остановка в Иерусалиме для оружия подобного типа имеет по большей части сакральный смысл.
Защитник Псковской земли князь Довмонт успешно отражал набеги ливонских рыцарей, и помогал ему в этом клинок западно-европейского, возможно, трофейного происхождения. Уже в XIII веке меч князя связал две цивилизации христианского мира. Напоминанием о едином начале стало освящение клинка на камне миропомазания в храме Гроба Господня. Краткая церемония у наиглавнейшей святыни христианского мира не требует посреднических усилий священников.
"И всё, что происходит на этом пути, свидетельствует о том, что всё не случайно, и Довмонт очень сильно нам помогает: на любом этапе всё складывается просто удивительнейшим образом", - уверен директор Международного культурного центра Санкт-Петербурга Игорь Коровин.
Князь Тимофей-ДОВМОНТ Псковский, канонизированный Русской православной церковью, правил в Пскове с 1266 по 1299 годы. Возглавил около 10 удачных походов против врагов купеческой столицы, неоднократно защищал город от нашествия ливонских рыцарей, участвовал в знаменитой Раковорской битве, был женат на внучке Александра Невского.
Ярчайшая фигура русского Средневековья Князь Тимофей-Довмонт Псковский крепко забыта, о чём ещё в XIX веке сокрушался знаток псковской старины Иван Василев.
"Этим проектом мы бы и хотели эту историческую несправедливость чуть-чуть исправить. То есть заинтересовать молодёжь, заинтересовать людей, которые об этом знали и слышали, то есть дать дополнительный импульс и толчок и возможность ещё раз окунуться в прошлое", - поясняет участник проекта Лев Баранов.
Весной 2011 года реплика меча князя Довмонта вернулась в Псков. Более 6 столетий оригинал клинка находился в Троицком кафедральной соборе, рядом с гробницей псковских покровителей. После потрясений 1917 года святыня переместилась в местный музей. Возвращение меча, проделавшего путь оригинала в дом Святой Троицы, станет логическим завершением проекта.

Род князя ДОВМОНТА существует до сих пор,
в лице дворян ДОМОНТовичей.

По статистике, сегодня каждый десятый россиянин интересуется историей собственного рода. Недаром в основе слов Родина, Отчизна, Отечества все те же – «отец» и «род».

ПИТЕРСКИЕ Домонтовичи происходили из старинного казацкого рода – дворян Черниговских, Сосницкого уезда. Фамилия эта происходит от князя ДОВМОНТА, вождя земли псковской
ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР: Василий Васильевич ДОМОНТович. Воспитывался в 1 кадетском корпусе Санкт-Петербурга. Современник Пушкина. В 1828 году романс двадцатилетнего Василия «Я счастлив, коль с тобой бываю» - был признан лучшим романсом года . Это во времена Пушкина!
Черниговский дворянин происходил из старинного казацкого рода. Р.1807 в Кудровке, ум.12/24 октября 1868 внезапно в Грузии (г. Тбилиси) холостым.

ДОВМОНТовичи погребённые на кладбищах Санкт-Петербурга
Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 n 88/1-рп об утверждении перечня мест захоронений на кладбищах Санкт-Ппетербурга известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга
Смоленское кладбище. Большая часть этих захоронений не сохранилось.
Домонтович Иван Георгиевич р. ?1782г +1871. Чиновник 6 кл. 12 лет по выбору двор. Департамента С/П уездного суда. Имел ордена: Анны, Станислава, Владимира и знак безупречной службы 35 лет.
Домонтович Елизавета Варламовна (Ширина) + 14 октября1873г на 84 году. Венчаны с Иваном Григорьевичем Домонтовичем 15 января 1809г в ц. Благовещенья Господа, под №2 значится за № 3667 Государственного Адмиралтейства. Титулярный советник Иван Егоров Домонтович с дочерью Двора Его Императорского величества Граф Фурьера Варлама Ширина с дочерью Елизаветой 1 браком.
9 детей: Николай, Александр, Иван, Павел, Михаил, Константин, Георгий, Владимир и Варлаам (см.род Домонтовичей на http://domont.blogspot.com/ . (Жили на Васильевском острове Санкт-Петербурга.)
Домонтович Иван Иванович р.3 января 1815, +23 июня 1895. С 1833-66 служил в Святейшем Правительственом Синоде. Общественный деятель, окончил Петербургский университет. Духовская дорога. Гранитный саркофаг. Участок 41. Почетный член Санкт-Петербургского универститета. Рядом и И.Г. и Е.В.Д.
Домонтович Владимир Иванович +1918. Собрание Ивана Ивановича Домонтовича 311 назв. в 511 томах редких изданий в 1913/14гг его сын Владимир Домонтовичем подарил университету С/Пга.
Домонтович Николай Иванович старший советник р.20 июня 1810, +21 февраля 1857. Гренадёрский полк. В Эриванской карабинерской по министерству финансов.
Домонтович Яков Акимович капитан и кавалер. Р.30 апреля 1872, +21 июня 1818.

Новодевичье кладбище С/Пбга: Место для кладбища Новодевичего монастыря выбрали к востоку от монастырского строения, у небольшой сосновой рощи. Первые захоронения: в 1849 - 3, в 1850 - 4, в 1851 - 2, в 1852 -12.
Монастырское кладбище было учреждением церковным и охранялись как нива Божия, где посеяны семена для жизни вечной.
Новодевичье кладбище было дорогим и поддерживалось в образцовом порядке. Дорожки были посыпаны песком, устроены газоны, цветники, высажен декоративные пустырник. Богатые склепы украшали иконы, серебрянные венки, ковры, на могилах теплились лампады. Гибель монастырского кладбища началась - в первые послереволюционные годы.
ДОВМОНТовичи погребённые на Новодевичьем кладбище:
Домонтович Константин Иванович р.1 сентября 1820. +28 апреля 1889. Сенатор С/Пга, один из авторов закона об отмене крепостного права. Рядом братья Г.И. и М.И.Д.
Домонтович Екатерина (млад.) р.7 ноября 1847. +18 июля 1854. Дочь генерал-майора. Рядом с М.И.Д.
Домонтович Георгий Иванович р.20 января 1815. +21 янв. 1883
Генерал-лейтенант, инженер, генерал-лейтенат; строитель одного из крепостных фортов в кр.Кронштадте; гласный С.-Петербургской думы.
Рядом И.Г. и М.И.Д. Уч.17.
Домонтович Иван Георгиевич – студент С/Пгск универститета +28 апреля 1872. Рядом с Г.И.Д. Уч.17
Домонтович Михаил, млад. Р.13 февраля 1851 +2 ноября 1852.
Домонтович Михаил Алексеевич генерал от инфантерии, председатель военно-исторической комиссии С/Пбга. Р.24 ноября 1830 + 8 октября 1902, уч15. (Отец Александры Михайловны Коллонтай)
Домонтович Александра Александровна(ур.Масалина. Мравинская в 1 браке )+10 сентября 1901г. (Мать Александры Михайловны Коллонтай)
Домонтович Михаил Иванович - отставной полковник. Р.10 января1818, +7 марта 1882, служил в сапёрной батареи. Рядом Г.И. и К.И.Д.
Домонтович Павла Михайловна жена Г.И. Домонтовича 8 мая 1872. Рядом З.Г.Соколова
Гибель монастырского кладбища началась - в первые послереволюционные годы. После революции большая часть могил осталась без родственного ухода и присмотра. Многие из тех, чьи родственники похоронены здесь были вынуждены покинуть родину, другие подверглись репрессиям, погибли в гражданскую войну или от голода. Грабеж и мародерство на кладбище продолжались несколько десятилетий. Некрополь превратился в громадную каменоломню. Его разрушили и вывозили множество ценных надгробий.

Большая часть захоронений Домонтовичей не сохранилось.

Печален, сохранившийся единственный памятник ДОМОНТовичу Георгию Ивановичу – инженеру, генерал-лейтенату; строителю одного из крепостных фортов в кр.Кронштадте; гласному С.-Петербургской думы.
К тому-же при входе на кладбище, с левой стороны, помещён список знаменитых персон, погребённых на кладбище. В перечне знаменитых персон, погребённых на кладбище С,Пбг Новодевичьего монастыря фамилия Домонтович отсутствует.
3 октября 2008г автор Е.Г.Д. посетив на кладбище место упокоения Домонтовичей, выдергав сорняки, у памятника Георгия Ивановича Домонтовича, пошла на вечернюю службу в Казанский храм. Приложилась к раке, с частицами мощей Козьмы и Демьяна Чудотворцев. Простояла до конца службы. Подошла к батюшке, попросив благословить на дорогу. Спросила: «Знает ли он, чьими потомками являются Домонтовичи, лежащие на монастырском кладбище?»
-Это всем известно-ДОМОНТовичи - потомки псковского ДОВМОНТА.
-Простите, а Вы заметили в каком состоянии находится единственный сохранившийся памятник ДОМОНТовичу Г.И.? К тому-же в перечне знаменитых персон, погребённых на кладбище С,Пбг Новодевичьего монастыря фамилия ДОМОНТович отсутствует.
-Этот вопрос не ко мне, а к настоятельнице.
Настоятельницы в храме не оказалось. Из храма почти все вышли, подхожу к монашке. Спросила её о том же. Она какая-то недовольная, ей явно не до Домонтовичей, ответила весьма грубо:
-Матушке не до могил, бесполезно говорить ей об этом она дом строит.

Три фото автора 2008 год, 3 октября



???Согласно исследованием автора странички НИКОЛАЙ Фёдорович ДОМОНТович принадлежит к Кудровским ДОМОНТовичам.

Журнал «Для пользы и удовольствия» С/П 1805 № 11 С.149-153
Чтение к друзьям.
На смерть НИКОЛАЯ Фёдоровича ДОМОНТовича, приключившуюся октябрь восьмого дня 1805 года.
Quis desiderio sit puder,
aut modus
Tam cario capitis---
Hobat Oda XXIV. Liber I.

Друзья?, где наш Дамон, куда он удалился?
Почто в унынии безмолствует наш круг.
Не в милую ли свою отчизну возвратился
В объятия к своему родителю наш друг?
Или спокойный сон так долго вожделенный
Спустился на его зеницы изнуренный.
О тяжкий сон, о путь ужасный
Что вижу? Ужас предо мной
Се в гробе зрак его безгласный
Покрытый вечной тишиной
Вот сон вокруг его теснится
У тех из глаз струя катится
Те взгляд и руки к небесам
С безмолвным вздохом воздевают
Сии, со вздохом закрывают лице
Дай волю их слезам.
И я в охране муз, воспитанный с тобою
Проведший, вместе там приятнейшие лета
Ласкавшийся в душе той дружбою святою
Которая была отрадой нам всегда
Я должен провождать тебе в сие мгновенье
В цветущих самых днях в ничтожество, в истленье.
Что значит наша добродетель,
Познанья, кротость все дела
Когда смерть общий наш владетель
Не вместит доблести ни зла.
Когда закрытый взор имея
И друга ближних и злодея
Равно косой своей разит
Едва дав разума свободу
Раскроет опыт нам природу,
Как очи смерть сомкнуть велит.
Он красного ещё полудня не достигнул
Ни прелести отрад сей жизни не познал
В духовном деле уж всё низкое отринул
Неслыханный пример трудами всем являл
В нём кротость, в нём любовь ко ближним обитала
И лет его заря день ясный предвещала.
Стези соблазнов убегая, в тишие злодейственных путей
В покое подло чернь златая ползёт к предмету лишь страстей.
Стремилась мысль его всечастно прямым полётом безопасна
В храме изящности одной.
И славный путь сей, то тернистый не омрачал он о?користе
Во гроб, ни вздохом, ни слезой.
Когда в последние дни, исполненный страданья
О БОГЕ, о Душе беседовали мы
Коль чистой вере огнь пылал в его познаньях
Как солнца яркий блеск, явившейся из тьмы.
О ежели бы, он вещал: нить дней моих продлилась
Тебе бы вся душа..всемощный восхитилась.
Но ах, моления бесплодны, что искупить могло тебя
Ни чувства сердца блогородны, ни страсть ко ближнему твоя
Слетел дух смерти, ты предался,
С прекрасным солнцем распрощался
Обнял друзей в последний раз
И как в безмерном своде неба последний луч,
В вечерне Фэба на сцене Римула погас.
Погас ты, но в сердцах друзей тебе преданных
И самых тех врагов, что маску их несли,
Осталась память свойства даров твоих похвальных
Часть лучшая тебя живёт на сей земли.
Меж тем, когда душа в селениях небесных
Терзается в зарях ?веселия нам местных?
О, кто был в жизни добр душою
По смерти часто тот славней вельмож,
Ласкаемых толпою, сребро-искательных людей.
Нередко первый, в низкой доле
Трудом, примером зиждет более,
Чем знатный, в креслах золотых,
А сей - под маской друга царства
Скрывает часто яд коварства,
Велик падением других.
Нет, не был ты велик, был даже не известен
Но светом истины небесной озарён
Всем знающим тебя: любезен, кроток, честен
К единому добру сердечно прилеплён.
Чего ж, когда нас всех едина вечность ценит
Шумиха там спадёт и пышность нам изменит.
Да будет Юноша почтенный
Священ для добрых душ твой прах
Да посвятитель привлеченный,
Твоим надгробием, в слезах, тебе воздвигнутым друзьями.

Общество некоторых друзей намечают соорудить сему достойному юноши, коего нельзя довольно оплакать превечный памятник.
Стр.154..
Сердечной горестью, струями, согретый камень твой почтит и если он порочной смерти, да прах твой искрой неприметной к добру им чувства возродит.
???Согласно исследованием автора странички стихи о Николае Фёдоровиче Домонтовиче принадлежат перу редактора Петербургского журнала Алексею Варенцову. Журнал закрыли.
Редактор журнала Алексей Варенцов умер в 1806 году.
Николая Домонтовича вероятно погребли на Смоленском кладбище???
Произошло это в царствование Александра 1.

Однако род Святого православного князя ДОВМОНТА (ДОМОНТА) существует до сих пор, в лице многочисленных потомков св. князя, разбросанных судьбою по всему миру, имеющих фамилии: ДОМОНТовичей], ДОМАНТовичей, ДОМОНТОВ, ставших волею судьбы католиками, протестантами, жителями разных континентов земли.




Собрала материалы: Евгения Георгиевна Домонтович.
Ярославль 2011-09-14.
Источник:Архив С/Пга. РГИА. Ф.1343., оп.20 ч.2. дело2979. Фильм 47
Литература:
1.Вестник Юго-Западной и Западной России. К.Говоровский. Июль. Киев. 1862. С.5, Довмунд князь псковский, род.1227 год, умер1299 год.
2.А.Р.Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М. 1998. С.236
3.Навагрудок. Фотоальбом. Т.П.Царук.Минск. 2006. С.47
4.Меч Тимофея Псковского. Расследование в жанре фэнтези
Автор: Алексей Олиферук
5.Н.Ф.Окулич-Казарин. Спутник по древнему Пскову. Псков. 1913; Псков 2001. С.17
6.Журнал «Русская старина» 1889, С.757
7.Эвтерпа. Отборные песни и романсы. 1828. 1829. 1836 гг
8.Модзалевский. Малороссийский родословник. Т.1. Киев.1908
9.Питерский Никрополь.С/Пбг. 1912.
10.Ново-девичье кладбище Санкт-Петербурга. С/Пбг. 2000.

Память о св.ДОВМОНТЕ в Москве

Память о псковском св.ДОВМОНТЕ, о его потомках и Иване Дорогомилове в XXI веке в МОСКВЕ.
«…немцы окружили город Псков, Домант же с сыном Иваном Дорогомиловым выехал на них и победил их у Святого Петра и Павла на березе и была сеча злая. Яко никогда такой не было в Пскове, …многие немцы устремились в бегство от страха и грозного мужества Довмонта…»
В летописи упоминается Иван Дорогомилов, защищавший в 1299 г. вместе с князем Довмонтом Псков от нападения врагов, и неудивительно, что в Москве оказались представители фамилии Дорогомиловых, один из которых, возможно и упомянутый Иван, дал название этому месту в Москве.
Впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом в 1412 году в правление Великого князя Василия III. В летописи 1550 года в Дорогомилове упоминается Новодевичий монастырь. До XVIII века вся территория вдоль западной стороны улицы Плющихи до Новодевичьего монастыря называлась Дорогомиловой.
Иван Дорогомилов, имени которого обязана своим названием данная местность, в XIII веке был владельцем вотчины, расположенной в районе нынешней ул. Плющиха. Название Дорогомилово закрепилось за этой территорией именно c того времени. Сейчас она включает в себя местность между Садовым кольцом (бывшим Земляным валом) и границами города XVIII века (Камер-Коллежским валом).
На правый берег Москва-реки это название было перенесено в конце XVI века – вместе со Смоленской дорогой, ранее проходившей южнее (от Смоленских ворот Земляного города, по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря через Сетуньскую переправу).
В конце XIX века Дорогомилово от заставы было соединено с центром города конкой, замененной в начале XX трамваем.
В 1897-1900 годах на пустынном Красном лугу к югу от Большой Дорогомиловской улицы были проложены пути Московско-Киево-Воронежской (ныне Киевской) железной дороги и появилось маленькое деревянное здание вокзала.
Новое здание вокзала, которое начали воздвигать еще в 1914 году, и в 1920 году было закончено (инженер И.И. Рерберг), и перед ним образовалась широкая площадь. В 1937 году в Дорогомилово провели линию метро, и около Киевского вокзала выросла станция «Киевская».
В МОСКОВСКОМ 2-м кадетском корпусе получил образование ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР Таврической губернии Алексей Иванович ДОМОНТович. Р.1846 +1908
Генерал от кавалерии, командир Персидской казачьей бригады.
Находился в Персии по 1882 год. Написал "Воспоминание о пребывании первой русской военной миссии в Персии», напечатанные в журнале «Русская старина» (№ 1—4, 1908 год).
Жена дочь генерал майора Лариса Яковлевна.
Дети: Лена, Сергей, Александр, Георгий.
В МОСКВЕ в восстановленном храме Христа Спасителя, на стене увековечены фамилии погибших в 1812 году, 24 и 25 августа.
Подпоручик ДОМОНТович (без имени).

Святой ДОВМОНТ в главном алтаре храма ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в МОСКВЕ
Изображения Довмонта и кнг. Марии были включены в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве. Мирожский образ с фигурами Довмонта и кнг. Марии повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи храма Христа Спасителя в Москве.
В современный Храм Христа Спасителя входят "Нижний храм" (Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре) и "Верхний храм" – Храм Христа Спасителя. «Верхний храм» имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Храм Александра Невского - воинский храм. На каждой второй иконе изображены Святые воины русской земли, причем все с мечами в руках. Внизу в рост: Св. ДОВМОНТ Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский, Св. Великомученица княгиня Анна Тверская…...
Фото Константина "Кот" Белого
Святой благоверный князь Довмонт Псковский (в крещении - Тимофей). Князь Псковский и Полоцкий был непобедим и неустрашим. Его дружина в 90 человек побеждала 800.
Летописные слова ДОВМОНТА:
"Братья мужи псковичи, кто старъ, то отецъ, кто младъ, то ми братъ, слышалъ есми мужество ваше во всѣх странах; се же, братья, нам предлежитъ животъ и смерть. Братья мужи псковичи, потягнѣте за святую Троицу и за святыя церкви, за свое отечьство».

Древнее житиё князя ДОВМОНТА повествует: ДОВМОНТ власть княжескую благоугодно правил, был СПРАВЕДЛИВ НА СУДЕ, НЕ УСТУПАЛ МОГУЩЕСТВЕННЫМ. Души враждующих, в тишину и мир приводил. Честностью и бесстрашием всех к себе привлекал.
В Даниловом мужском монастыре Москвы есть образ св. псковского князя Довмонта.

На Новодевичьем кладбище Москвы погребён потомок ДОВМОНТА Александра Михайловна Коллонтай.
Около пятисот лет семьи ДОМОНТОВ - ДОМОНТовичей были глубоко религиозны. Двести лет колебания в вере. И наступал XX век почти полного безверия в России.
Одним из ярких представителей этого века является дочь царского генерала Михаила Алексеевича ДОМОНТовича – Шурочка. Роковая женщина. Самой большой её жертвой стал Иван Дорогомилов, партнёр по танцам, сын генерала, пустивший себе пулю в лоб.
Фото. Москва. Новодевичий монастырь. Памятник Александре Михайловне. Фото автора 15 марта 2010 года.
Сохранились воспоминания Александры Михайловны (1872-1952), о предках фамилии ДОМОНТович. Фамилия эта происходит от князя ДОВМОНТА(1227 -1299), вождя земли псковской.
«Мой отец, Михаил Алексеевич ДОМОНТович(1830-1902) – (председатель военно-исторической комиссии С/Пбга), был из помещичьей семьи… Это была старинная семья, и отец очень интересовался генеалогическим деревом. Род ДОМОНТовичей ведёт свою родословную от знаменитого князя ДОВМОНТа Псковского, княжившего в XIII столетии в Пскове, и признанного православной церковью святым Тимофеем Псковским.
Александра Михайловна Коллонтай (рожд. Домонтович) умерла от сердечного приступа, не дожив пяти дней до своего 80-летия. О ее смерти написали все крупнейшие газеты мира. В Советском Союзе скромный некролог был помещен в "непартийных" "Известиях".
Гражданская панихида по Александре Михайловне Коллонтай (рожд.ДОМОНТович) прошла в тесном конференц-зале Министерства иностранных дел, вспомнили, что она была единственной в мире женщиной-послом. Похоронили Александру Коллонтай на правительственном Новодевичьем кладбище Москвы, на "аллее дипломатов"
Род князя ДОВМОНТА существует до сих пор, в лице дворян Домонтовичей. См. http://domont.blogspot.com/

Собрала материалы: Евгения Георгиевна Домонтович.
Ярославль 2011-09-12.

понедельник, 26 сентября 2011 г.

Схема родословной – св. ДОВМОНТА псковского -
потомка полоцких Князей.

….сие княжество досталось Изяславу…..от него произошли Полоцкие князья владевшие через 200 лет всею ЛИТВОЮ…Полотск был столицею до построения Гедимином г.Вильны…



Схема - результат десятилетних исследований по роду дворян ДОМОНТовичей.
Схема родословной св.ДОВМОНТА псковского, со всеми ссылками, на семи листах, выслана в ПСКОВ в два адреса: 1. Настоятелю ц.Александра Невского о.Олегу Тэору. 2.Настоятелю Псково-Печёрского монастыря о.Тихону(Секретарёву), заказными письмами 12 сентября 2011.
Кому интересна история, почитайте, статьи: «Довмонт сын Миндовга»; «Из глубины веков»; «Память о ДОВМОНТЕ в XXI веке» на http://domont.blogspot.com/

Род Святого православного князя ДОВМОНТА (ДОМОНТА) существует до сих пор, в лице многочисленных потомков св. князя, разбросанных судьбою по всему миру, имеющих фамилии: ДОМОНТовичей], ДОМАНТовичей, ДОМОНТОВ, ставших волею судьбы католиками, протестантами, жителями разных континентов земли.
Свое праведное слово скажет Русская Православная Церковь.
Осознаю - ряд исторических данных должен быть проверен исторической критикой.
Схему составила Евгения Георгиевна ДОМОНТович
(Чижикова в замужестве).
Ярославль. 9-20 сентября 2011 года.
PS: В схеме ошибка. Монах Войшелг не был убит, а умер в глубокой старости...

понедельник, 5 сентября 2011 г.

Российские дворяне Домонтовичи

Российское Дворянское Собрание преследует культурно-просветительские цели, направленные на возвращение России ПРАВДЫ о её величии и забытых заслугах её сыновей.
Задача - не брать, но отдавать.

Потомки Дворянского рода ДОМОНТовичей:
В 2001—2005 гг на основании архивных документов доказали свое происхождение от рода Домонтовичей 2 члена сословной общественной общероссийской организации: « Союз потомков Российского Дворянства — Российское Дворянское Собрание»
• I. Г-н Домонтович Геннадий Георгиевич (решение Совета дворянского собрания от 22 мая 2001 года. Диплом № 2010.)
• II. Г-жа Чижикова (урож. Домонтович) Евгения Георгиевна (определение Герольдии и Приемной комиссии от 19 декабря 2005 года. Диплом № 2420)
Наш прадед Павел Ильич Домонтович внесен в шестую часть родословных книг Российской Империи «Древние благородные дворянские роды». Наш дед Михаил Павлович одновременно приходился троюродным братом Александре Коллонтай и двоюродным братом ее первого мужа Владимира Коллонтай.
Ссылки
• Домонтовичи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
• Tadeusz Gajl. Polish Armorial Middle Ages to 20th Century. — Gdańsk, 2007.
• Большая библиографическая энциклопедия
• РГИА. Фонд 1343. Оп. 20. Дело 2982. Л. 216.
• Tadeusz Gajl. Polish Armorial Middle Ages to 20th Century. — Gdańsk, 2007. — ISBN 978-83-60597-10-1
• Справка:
• ДОМОНТовичи до 1668 года писались: ДОМОНТЫ-Домонтовы…Многие Домонтовичи вынуждены были покинуть Россию в XVIII веке.
• Некоторые Домонтовичи были высланы в Сибирь и Закавказье.
Под пули горцев в 71 пехотный Кубанский полк был выслан Черниговский дворянин Павел Ильич Домонтович . Разжалованный в рядовые 1850 года 10 октября.
В XVIII и XIX веках проявляются подлоги родословных, сделанные нанятыми романовскими генеалогами. В этот период и сформировалась фальсифицированная русская история.