Поиск по этому блогу

пятница, 2 июня 2017 г.

К 790-летию (1227 – 2017) со дня рождения общерусского
Святого князя Довмонта (Доманта, Домонта)

ВСТУПЛЕНИЕ


О дате рождения Довмонта сообщает:
1           А.Н.Нарбут. ГЕНЕАЛОГИЯ УКРАИНЫ. Москва. 1996. С. 81



1    Вестник Юго-западной и западной России. К. Говоровский. Июль. Год первый. Киев. 1862. С.5



   ДЕНЬ ПАМЯТИ св. ТИМОФЕЯ (Довмонта) 20/2 июня

                                                    2 июня православный календарь, среди святых (мчч. Фалалея, Александра и Астерия. Свят. Алексея. Мч. Аскалона. Прпп. Завулона и Сусанны) поминает и Довмонта (Домант, Домонт) Псковского - уникального человека, непобедимого воина, дипломата и управленца, потомка полоцкой ветви св. Владимира. 

Удивительно, но о св. князе Довмонте нет информации в программе средней школы, нет информации о св. князе Довмонте и в ВУЗовской программе.

 Гордость Руси – св. Довмонт потомок полоцкой ветви св. Владимира -  пример для современных военачальников и политиков, забыт в истории Руси.
Меж тем нам рассказывают сказки о великих полководцах «древних» Египта, Греции и Рима. Дети видят на экранах вымышленных героев, пауков, черепах-ниндзя, Рэмбо, НиктУ, и пр. Как же такое возможно, завидовать народам с вымышленными героями и не знать о собственных!!!!!?

О смерти Домонта сообщает Софийский временник или русская
летопись с 862-1534 год. Часть I. Москва. 1820. С.292

После смерти Домонта иконы псковского князя были на иконостасе деисусного ряда, (третий ряд) церквей, в молитвенной позе склонившегося к Спасителю.

Князя Довмонта при жизни почитали за святого, ибо в 1374 году в Пскове построен каменный храм во имя Тимофея - Газского (небесного покровителя Довмонта)
Второй Храм во имя Довмонта возведён через семь лет (1567-1574), после чуда-излияния слез на иконе Знамения. Божья Матерь изобра­жена с воздетыми к небу руками; по сторонам ее вверху изобра­жены Архангелы Гавриил и Михаил, а под ними св. князь Домант Псковский и его супруга княгиня Марья…
Икона Знамения прослав­лена чудесным излиянием слез из очей Богородицы, во время боль­шого мора, бывшего во Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, напечатанная в Московской Сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году.  
Из минеи 1666 г. мы узнаём, что в этот день началось излияние слёз у иконы Богородицы в Мирожском монастыре.  После этих событий икона получает название МИРОЖСКОЙ.

      Второй храм во имя Довмонта, возведен в Пскове (на южной стене Довмонтова города) в 1574 г.
Храм Св. Кн. Тимофея Довмонта 1574 г. отмечен на плане г. ПСКОВА составленным Ф. А. Ушаковым на основании летописей и старинных чертежей. (Фрагмент чертежа из книги - ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ губернского ПСКОВА. Псков. 2005.)  
С.491 -
1) Собор Троицы – 965 г
8) Св. Дмитрия Солунского – 1138 г
13) Св. Георгия – 1370 г
15)  Св. Кн. Тимофея Довмонта 1574 г
17)  Св. Великомученика Федора 1272
18Св. Тимофея Газского 1268 - (небесного покровителя Довмонта)
19)  Св. Кирилла – 1374 г
Е.  – Терем Князей до Кн. Довмонта с церковью Благовещенья
З. – Пушечные сараи, потом торговые палатки, ныне дом Духовной Консистории
 Ж. – Оружейные палаты и пороховой артиллерийский склад, Палаты Тиунов, а ныне дом старой Консистории…

Домонтов город XVI века.
В летописях и в документах XVII века Довмонтов город часто именуется «Домантовой стеной».
Святая и благочестивая жизнь Князя Домонта, после его кончины, на столько чтилась Псковитянами, что в честь Домонта строились Божьи храмы и имя его при­зывалось в молитвах в годины народных бедствий. 
Об его заступничестве пред Господом Богом до нас дошло несколько благочестивых преданий. Так, когда в 1480 году стотысячная рать Меченосцев подступила к Пскову, то, по преданию, Св. Домонт, явившись, одному жителю Пскова, сказал: «Возьмите одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города; молитесь и не бойтесь!» Когда это было исполнено, Немцы, подступившие к городу на судах, были смяты Псковитянами, во множестве погибли в воде остальные ночью убежали. 
По другому преданию, у гроба Св. Домонта в 1530 году последовало чудесное исцеление слепой. Гораздо позднее, во время знаменитой осады Пскова королем Стефаном Баторием (1581 г.), по народному преданию, штурм поляков был отбит, благодаря заступничеству и молитвам Св. Домонта. Ежедневно молились Псковитяне с их духовенством у раки Св. Князя Домонта и в 1615 году, когда шведская армия, предводимая Густавомъ-Адольфомъ, появилась в виду их родного города, подкре­пляемые надеждой на небесное заступничество Благовернаго Князя, затворившиеся во Пскове pyccкие полки выдержали все приступы Шведов.

     В XVII веке из святых XXI века 20 мая: мчч. Фалалея, Александра и Астерия, свят. Алексея. Св. Довмонта. Мч. Аскалона. Прпп. Завулона и Сусанны.
В день 20 мая почитали только Св. Тимофея - Довмонта.

Изображение князя Тимофея - Доманта сохранилось в минеи (жития святых) на фреске XVII века в Храме Иоанна Предтечи г. Ярославля.
Фрагмент майской минеи.
На фреске изображены святые: 
19 мая – Патрикий и Акакий. 20 мая Тимофей – Домонт. 21 мая – Константин и Елена.

   Пройдут века и тысячелетия; произойдут, огромные перемены в мировой жизни. Но, среди этих перемен, в славе и непоколебимой мощи будет стоять Русь, если только в сердцах сынов её не угаснет пламя святой любви и безграничной предан­ности своей вере и отечеству.
Не оскудеет она тою силою духа, которая некогда давала возможность Свя­тому Князю Домонту «однимъ девяносто побеждать семь сотъ».

Пусть только каждый из нас припоминает чаще славные образы прошлого своей родины и, поучиется у них, подражая их вере и любви.

Невольно возникает вопрос почему в России, кроме Александра Невского ни один выпускник современной русской школы не может вспомнить НИКОГО, даже если наморщит обе свои ЕГЭзвилины!!!!!!?

Чтобы понять вышеизложенное (забытия Св. Домонта в истории Руси) и разобраться с вековыми историческими вымыслами рекомендуем почитать книгу 
«от князя Довмонта до князя Давида» изданную к 750-летию (1266 - 2016) княжения – св. Тимофея (Довмонта) - в Пскове.

   В заключение скажем: как мы относимся к истории России и своим предкам, своим истокам, так мы, относимся и к самим себе. 

Сегодня наблюдается большой интерес к прошлому, желание увидеть, разглядеть черты тех, кто жил до нас, почувствовать силу их духа и обнаружить сходство и различие старой и современной нам жиз­ни.

Мы, живущие сейчас, как и бывшие до нас, являемся родом преходящим, связью меж­ду прошедшими и будущими поколениями. 

И то, что посеем мы, будут пожинать наши потомки.

ИСТОЧНИКИ:

Софийский временник, или русская летопись с 862 по 1534 год. Павел Строев. Часть первая с 862 по 1425 год. Москва. 1820.

Е. Богданович «СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДОМОНТ ПСКОВСКИЙ» 1899.

Потомство Рюрика. Протоиерей Александр Николаевич Соколов. Нижний Новгород. 2007. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий