Поиск по этому блогу

суббота, 3 марта 2012 г.

Новое о св.Довмонте, князе Дмитрии в свете Мирожской чудотворной иконе.


При использовании материала обязательна подпись: Евгения Георгиевна Домонтович.
        При цитировании давайте ссылку на http://domont.blogspot.com/  
История:
Название Мирожской иконы происходит от Мирожского Спасского мужского монастыря, расположенного при впадении р. Мирожи в реку Великую в городе Пскове.
Во второй половине XIII века между княжествами: Псковским, Полоцким, Владимиро-Суздальским и Переславль-Залесским, существовали прочные семейные связи: Псковский Довмонт был женат на дочери Александра Невского. Жена Александра Невского - Полотская княгиня являлась ближайшей родственницей псковского Довмонта.
Александр Невский (1259) был на княжении во Владимире.
а зять Довмонта Дмитрий (1276–1292) был на княжении в Переславле-Залесском. Во времена князя Дмитрия, (родина Александра Невского) Переславль-Залесский был столицею Руси. (об этом речь пойдет ниже)
Икона Мирожская — главная святыня Псковского Спасо-
Преображенского Мирожского мужского монастыря.
У иконы возносились и возносятся молитвы верующих к Божией матери, с предстоящими св.Довмонтом и св.Марфой, княгиней Марией (в иночестве Марфы), внучки ? святого благоверного князя Александра Невского. Изображение княжеской четы Довмонта и Марии помещено «под покровом» Богоматери».
На иконе подписано дочь, с XIX века исследователи уверили, что Мария дочь Дмитрия Переславского – сына князя Александра Невского, что повторяется многократно во всех публикациях. 
***      ***    ***
Несколько веков колебания в вере привело к тому, что в 1922 году Мирожский монастырь закрыли, а Мирожскую икону передали в областной художественный и историко-архитектурный музей.
Ныне в возрождённой обители чтится список (копия) древнего чудотворного образа, написанный первым настоятелем возрождённой-древней обители знаменитым православным иконописцем архимандритом Зиноном. Согласно православному мировоззрению, действенная сила чудотворения переходит с прославленной святыни на ее «список»
День празднования: 7 октября (24 сентября по старому стилю).
Прославилась икона в правлении Ивана Грозного 1567 г из очей Богородицы потекли слёзы. Во время мора (чумы) в город Псков принесли икону из Спасского монастыря, многие жители после молитвы перед святым образом получили исцеление.
С этого времени почитание Мирожской иконы приобретает особенное значение. После чудес от иконы Мирожской в Пскове ставится второй храм, во имя Довмонта (порушенный Петром I).
С именем Мирожской иконы связываеют спасение Пскова от пожаров, эпидемий, нападения врагов и разбойников, сохранение от всяких бед и напастей...
Чудо было хорошо известно на Руси, где хранилась память о дивной помощи Богоматери Мирожской.
Монахом Василием—Варлаамом составлено «Воспоминание»- «Сказания» о иконе Мирожской. И иконе в XVII веке была написана особая служба.
***    ***   ***
В 2011 году Мирожская икона увешана приношениями благодарных прихожан: цепочками, крестиками, кольцами…, за реальную помощь в житейских нуждах..
«Многие… чудеса сотворила…Мирожская Владычица в этом месте, но если все их написать, большой книги нам не хватит»
Историю чудотворной Мирожской иконы можно рассмотреть как исторический источник истории России.
В моём сознании история со св.князем Довмонтом и его жены псковской св.Марфы, оживает сквозь события, связанные с историей мирожской святыни, помощью Богородицы, псковского св. князя Довмонта и его супруги..
***   ***   ***
«В 1950-х годах реставратором Ф.А. Каликиным было доказано, что с иконы XIII века во второй половине XVI столетия была сделана копия-«список», находящаяся ныне в экспозиции Псковского музея. Икона поступила в музей в 1926 году из Стефановской церкви Спасо-Мирожского монастыря; ранее, будучи храмовой иконой, находился в самом соборе…» Каликин Ф.А. Портретное изображение псковского князя Довмонта // ТОДРА. Т. 18. М. ; Л., 1962. С.272-276.
Богоматерь Мирожская для русской традиции вообще уникальна. Обычное для средневекового искусства, византийского и западного, изображение донаторов, ктиторов, особенно в иконописи — явление редчайшее для Руси возникает в Пскове, известного своими западными контактами с иноземными образцами самого заказчика, псковского кн. Довмонта.
По условиям донаторства предстоящие «молебне» персонажи на иконе писались только с натуры («в живых»), таким образом, икона была создана при жизни князя Довмонта, до 1299 года. Особенно любимый псковичами, Довмонт был канонизирован вскоре после смерти как местный святой, а в XVI веке — для всей Руси.
Текст из «Сказания» об иконе (опубликовано А.Ляпустиным), составленного тогда же (1565), автором которого считается указанный выше псковский священник Василий (в иночестве Варлаам): «Понеже бо Богородица молится со слезами к Сыну Своему Христу Богу нашему за град и люди живущая в нем, чтобы Господь Бог наш не предал нас за многая наша и безчисленная согрешения в руце поганым латином и инем языком нечестивым же и не знающим Бога…»
Далее «Сказание» повествует о перенесении иконы в главный храм города — Троицкий собор, и поставлении ее торжественно «возле олтаря южных дверей». С этого времени «начаша многа и различна исцеления человеком бывати приходящим с верою ко образу Матере Господня». Заметим, что описание шествия с чудотворной иконой из монастыря во Псков с песнопениями и возгласом «Кирие элейсон!» (Господи, помилуй) напоминает описание византийской процессии — пресбейи, службы, предназначенной на случай смут и потрясений и сохранившейся на Руси под названием «молебен».
Автор «Сказания» вспоминает в связи с псковской иконой «обычное чудо» Божественного покровительства во Влахерне и приводит параллель между заступничеством Богоматери «светозарным своим омофором в царствующем граде Влахерне в Божественной церкви своей» и «здесь же… (в Пскове. — И.Р.) пречудным знамением веселиши русскую землю… и все православное христианство сущее». Таким образом, «чудо дивное» во Пскове воспринимается как событие вселенского масштаба.
Именно в это время икона Богоматери Мирожской становится общерусской святыней. Что связывается с конкретными обстоятельствами политики Ивана Грозного и митрополита Макария по «обновлению» русского государства: утверждению богоизбранности Руси — цитадели православия, через прославление отечественных чудотворцев и святынь, через учреждение новых праздников.
Мирожской иконе составлена особая служба (встречается в рукописных сборниках со второй половины XVI века; напечатана в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году).
Утеряна в XVIII веке. Найдена автором в отделе редкой книги Ярославского музея заповедника и выставлена на http://domont.blogspot.com/
***   ***   ***
Мирожская икона вполне могла пережить роковой пожар 1609 года, когда выгорел весь Троицкий собор. В псковской летописи записано: 1609 г выгорел весь Троицкий собор, уберёг Господь лишь гробницу Довмонта…Можно предположить и Мирожскую икону – тесно связанную с Довмонтом.
Надежда на обретение древней Мирожской иконе
И прояснились обстоятельства создания иконы-«списка», экспонируемой ныне в музее.
Обратимся еще раз к тексту «Воспоминания»: «… написан бысть образ пречистыя Богоматере с предвечным Младенцем в честную ону обитель Мирожскую вместо чюдотворныя иконы, такову же подобием, в лета 7091-го (1583) месяца сентября в 24 день. И поставлена бысть в той обителе в церкви у Боголепнаго Преображения, идеже и доныне стоит. А чюдотворная она икона (XIII век— И.Р.) стояше во граде Пскове в соборней церкви. Посем же времени немало прешедшу, бысть во граде Пскове пожар в лета 7117 (1609) месяца майя в 15 день, погоре весь град Псков и святая соборная и апостольская церковь. И оттоле та чюдотворная икона Мирожская не обретеся».
«Пред тем же пожаром в той же во святей… церкви за правым клиросом три иконы пядницы изыдоша из киота от мест своих, не вемы камо. По трех же летех паки явися едина икона…»
Составитель рассказа оставил псковичам надежду на обретение особо чтимой святыни в обозримом будущем.
Неясность подлинной судьбы Мирожской иконы способствовала тому, что икона-«список» в XIX веке признавалась «поновленной»
Как отзвук, идущей из глубины веков (На диске « Православная икона», приложение к книги «Храмы России». М. 2010.) находится икона Мирожская XV века..
*** *** ***
Для дальнейшего хода рассуждений коснемся книги времён Ивана Грозного: ПСРЛ т. 21 Книга Степенная царского родословия, составленную в 1560-х годах по благословению митрополита Макария при ближайшем участии духовника Андрея-Афанасия, впоследствии митрополита Московского и всея Руси).
Степенная книга составлена по 4 рукописям - 1)Рукопись Московского Румянцевского и Публичного Музеев; 2) Рукопись Московского Исторического Музея № 250; 3) Рукопись Московской Синодальной Библиотеки за № 56/358; 4) Рукопись библиотеки В.Г. Дружинина... Все эти летописи "поздние" - XVI-XVII вв.(Глава 11.)
О великомъ князе Дьмитрiи Александровиче Переяславскомъ и о зяте его, князе Доманте Пьсковскомъ. Въ лѣто 6774 бысть князь въ земьли Литовстей сынъ Миндовговъ, брат Вошлеговъ, именемь Домантъ, в него же вдохну Богъ благодать Святого Своего Духа. И сей, яко отъ сна возбнувъ отъ прелести идолослуженiя и помысливъ съ боляры своими, и остави земьлю отьчествiя своего и прiиде во градъ Пьсковъ со всѣмъ родом своимъ и крестишася во имя Отьца и Сына и Святого Духа. ему же речено бысть имя Тимофей. и княженiемъ Пьсковскимъ почьтенъ бысть, еще же и зять бысть великому князю Дьмитрiю Александровичю Переяславскому, и бысть во Пьскове радость велiя.
Побѣда на Литву на поганую.
По н
ѣколицехъ же дьнехъ сiй князь Домантъ Божiимъ поспѣшенiемъ начать побарати по Святѣй Троицы и отмьщати кровь христiянскую. Вземъ съ собою избранныхъ Пьсковичь и своего воиньства людей, всѣхъ числомъ двѣсте и седмьдесятъ, и шедъ поплени всю земьлю Литовскую, свое отьчество, и Герденеву княгиню и дву сыновъ ея плени; и возвратися и преиде за Двину реку пять верстъ со множествомъ полона. На Двинѣ же постави стражи, плененыхъ же посла во Псковъ, съ ними же посла воиньства своего сто осмьдесятъ мужей; у себе же остави толико девятьдесят мужей. Гердень же князь видѣ земьлю свою пленену и собра воиньства своего седмьсотъ человѣкъ и съ прочими князьми Литовскими гна: преиде за Двину и ста на брезе. Доманту же увѣдавшю сiю великую рать отъ стражей своихъ, и глагола дружине своей: "Се братiе предлежить намъ животъ и смерть. Потягнемъ мужески за святую Троицу и за святыя церкви и за вѣру христiянскую". И помолися Богу и Пречистой Богородице, призывая на помощь святого великого князя Всеволода и мученика Леонтiя, его же бѣ день тогда, <...> И нападе на противныхъ токмо з девятiю десять людiй. И силою Божiею побѣди Литовскихъ князей и всю силу ихъ: овѣхъ убиша, овiи же въ рецѣ истопоша. Князь же Герденъ вмале утече. И возвратишася ко граду Пьскову вси здрави со множествомъ полона и съ великою корыстiю, и бысть радость велiя о пособленiи Божiи.
Глава 12. Победа на лукавнующая Н
ѣмьцы и прочая побѣда на нихъ же.
Потомъ же великiй князь Дмитрiй Александровичь собра многое воиньство. Къ нему же прiидоша въ Великiй Новъградъ и вси князи Рустiи со множествомъ вой своихъ и зять его, князь Домантъ, со Пьсковичи. <...> и победиша Н
ѣмецъ мѣсяца февраля 18 въ суботу сыропустную и гониша ихъ на три пути, бiюще на седьми верстахъ до града Ракобора, и стояша три дьни на костехъ и поидоша въ Новъградъ. И оттуду великiй князь Дьмитрiй отиде къ Переяславлю, зять же его, князь Домантъ, иде на Вируяны по непроходнымъ мѣстомъ и плени земьлю ихъ, Поморiе все; и возвратися со множествомъ полона въ земьлю свою <...>
Поб
ѣда на Нѣмьцы.
По л
ѣте же единемъ законопреступнiи Нѣмьцы паки начаша ходити въ насадехъ и пакости творити во властехъ Пьсковскихъ. Боголюбивый же князь Домантъ, уповая на Бога и на молитву великомученика Георгiя, того бо дьни праздникъ его бысть, мѣсяца априля 23 день, вземъ съ собою токмо 60 Пьсковичь и сѣдоша во своя насады; достиже и победи ихъ осмьсотъ, а инiи истопоша, овѣхъ же живыхъ поимаша, инiи же бежаша на островъ. Князь же Домантъ зажже островъ той, и тамо овiи згорѣша, овiи же опалени бежаша и посечени быша. <...>
Третiя поб
ѣда на Нѣмцы.
Малу же времени минувшу, местеръ земьли Римьскiя, слыша таковое мужество князя Доманта, и совокупи множество воиньства и поиде ко Пьскову въ силѣ тяжьцѣ въ кораблихъ и въ лодiяхъ и на конехъ и съ пороки, хотя градъ Пьсковъ, домъ Святыя Троица, разорити и людей посеченiю предати, овѣхъ же пленити и съ женами и съ чады, князя Доманта жива поимати. Тоже слышавъ князь Дрмантъ и вниде въ церковь Святыя Троица и снемъ съ себе мечь и положи предъ олтаремъ и падъ моляшеся много съ плачемъ <...> Игуменъ же Исидоръ со всѣмъ чиномъ священническимъ, вземьше мечь, и препоясаша его и благословивше отпустиша. Онъ же во множествѣ ревности мужества своего, не дождавъ полковъ Новоградцкихъ, но поиде токмо съ малымъ числомъ Пьсковскаго воиньства и помощiю Святыя Троица изби вся полки Немецкiя и самого Нестера въ лице уязви и живыхъ много рукама ухващаху. Прочiи же убежаша, накладше мертвыхъ своихъ большихъ воеводъ многи корабля. Бысть же сiя побѣда мѣсяца iюня 8 день, и прiидоша во градъ Пьсковъ вси, Богомъ сохранени.
Брань съ Нѣмьцы. И по семъ Нѣмьцы начаша пакости творити во властехъ Пьсковскихъ. Домантъ же воева всю земьлю Чюдьскую и полон много взя.
Победа у Пьскова на Н
ѣмцы.
Потомъ же паки въ л
ѣто 6807 злокозненiи Нѣмьцы внезапу прiидоша ко Пьскову и посадъ пожьгоша и людiе и изгубиша и градъ опустиша. Князь же Домантъ призва Бога на помощь, у святого Петра и Павла на брезе; и избиша Нѣмець, а инехъ изымаша, а инiи истопиша; овiи же, повергъше оружiя, бежаша отъ страха и отъ грозы мужества его; а Вельневичь посла Домантъ къ великому князю Андрею Александровичю въ Володимеръ. И потомъ немного поживе благовѣрный князь Домантъ, въ том же лѣте и преставися, мѣсяца маiя 20; и положиша его во граде Пьскове въ соборной церкви Святыя Троица, иже многъ трудъ показа за домъ Святыя Троица и за Великiй Новъградъ и за Пьсковъ.
ВЫВОДЫ:
Согласно летописи «бысть князь въ земьли Литовстей…сынъ Миндовговъ, брат Вошлеговъ, именемь Домантъ … Дьмитрiю Переяславлю, зять же его, князь Домантъ, после Раковорской битвы иде на Вируяны …» следовательно:
1. Довмонт был князем в земле Литовской, но никак не литовец.
2. Псковский Довмонт был сыном Миндовга и братом Войшелга.( об этом написано в статье «Довмонт сын Миндовга» и выставлено в 2009г на http://domont.blogspot.com/)
3.Псковский Довмонт был зятем Дмитрия до знаменитой Раковорской битвы. Битва подробно описана в Немецких хрониках 1280-1290гг., где Довмонта назвали героем Раковорской битвы.
Раковорская битва произошла в 1268 году, 18 февраля, в ней псковский Довмонт именуется зятем Дмитрия.
По всем мною найденным источникам Дмитрий Переяславский родился около 1250 года.
Во времена Раковорской битвы Дмитрию было около 18 лет, и он не мог иметь взрослой дочери.
Согласно алгебре родства: зять это муж дочери или сестры. Следовательно жена псковского князя Довмонта, могла быть только сестрой Переславского князя Дмитрия и дочерью Александра Невского. 
Как и подписано на Мирожской иконе над князем  «Благоверный князь Довмант, во святом крещении Тимофей», а над княгиней — «Благоверная княгиня Мария, Домантова жена, дщерь великого князя Александра Невского» 
«Икона XIII в. с портретным изображением псковского князя Довмонта и его жены княгини Марии, помещенных на иконе в качестве донаторов — заказчиков. Это значит, что мы имеем уникальную копию с портретного изображения князя Довмонта-Ти-мофея, любимого героя псковской литературы и его жены св.Марфы. Принимая во внимание почти полное отсутствие современных портретных изображений князей первых веков образования Русского государства, икона Мирожская Оранта в копии XVI в. приобретает исключительную художественно-историческую ценность». http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/18_tom/Kalikin/Kalikin.pdf
P.S.. Во второй половине XIII века существовали прочные семейные связи: Довмонт был женат на дочери Александра Невского. Жена Александра Невского - Полотская княгиня являлась ближайшей родственницей псковского Довмонта.
Александр Невский (1259) был на княжении во Владимире, а зять Довмонта Дмитрий (1276–1292) был Переславским князем. В эти годы Переславль-Залесский был столицею Руси..
Конец XVII века начало правления Петра и разрушения православной культуры. Не для кого не секрет, что Российскую историю написали немцы, под диктовку Петра I, оставившего плохую память в Переславл-Залесском Никитском монастыре.
Всё потихоньку становится на круги своя.
Переславль-Залесский (родина Александра Невского) посещаю ежегодно с 2004 года. Приезжаю на дни памяти Александра Невского. Останавливаюсь в Никольском женском монастыре.
В Переславском Горицком музеи-заповеднике (монастырь закрыли в XVIII веке) сохранилась богатая коллекция православных икон. Работала в библиотеке заповедника. Разговаривала с научными работниками заповедника – о Мирожской иконе никто и не слышал.. Мирожская икона, подаренная мной была для них открытием. Там-же мне сообщили, что многие годы имя Дмитрия Переславского замалчивалось.
Собрала материалы Евгения Георгиевна Домонтович.
Благодарность моему другу Марку, приславшему летописи – участнику форума – «Псковский Довмонт кананизированый цареубийца?»
Права на авторство защищены Законом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий