Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Сокровище Пскова - меч св.Довмонта – меч князя XIII века


«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Римлянам 1:18)

  В Псковском музее-заповеднике в экспозиции Поганкиных палат - хранятся два меча князей: большой меч с надписью «Honorem meum nemini dabo» (Чести моей никому не отдам) предположительно принадлежал Всеволоду – Гавриилу (
в Средней Европе известно 12 таких мечей), а малый меч, Довмонту-Тимофею (в Средней Европе известно всего 4 меча такого типа).
Изображения меча Довмонта, который при жизни стал легендарной личностью, было на псковском знамени и псковских монетах XV в.
Пастырский собеседник №20 за 1899 писал... «мечи Гавриила и ДОВМОНТА перепутанные, следовательно, меч с подписью-чести моей никому не отдам-принадлежит Довмонту».

Жития святых(написанные монахиней Таисией во Франции) М. 2004 С.263
" ...по утверждению уроженцев города Пскова ...большой меч с надписью -чести моей никому не отдам - лежал на гробнице князя ДОВМОНТА..."
После канониза­ции XIV ве­ка изображение Довмонта с мечом появилось на псков­ских монетах, печатях и на псковском знамени. На них изображение меча удивительно напоминает тот, что хранится ныне в музее, ку­да он попал из Тро­ицкого собора.
 «З. Доленга-Ходаковский приписывает меч, висящий над гробницей Всеволода-Гавриила, не этому, как то делает Карамзин, а Довмонту…и надпись на мече прилична скорее подвигам Довмонта, а не Всеволода…»
Великие и удельные князья северной РУСИ в татарский период с 1238-1505 г. А.В.Экземплярского. С/П. 1888г.    С.397
«Мечь, висевший над гробницей Всеволода.-Гавриила, с надписью «Honorem meum nemini dabo» (Чести моей никому не отдам)  приписывается Карамзиным - Всеволоду, но по разысканием З. Доленги – Ходаковского, он принадлежит Довмонту» Энциклопедический ЛЕКСИКОН, Санктпетербург, том 17. 1841 год. С. 56, 57

Возможно - ли восстановить историческую правду в наши дни?

Созданы два фильма о мечах Святынях Пскова:
Первый фильм о мечах Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея создавался в 2006 г.

 Второй фильм о мече князя Довмонта - «Слово о мече и князе», создавался в 2010 г.    Премьера фильма «Слово о мече и князе» на канале «Россия-1 – Санкт-Петербург» состоялась 2011г 30 апреля в 10.05.
Низкий поклон и благодарность создателям фильма. МОЛОДЦЫ!
 Воистину Христос воскресе!
И подай Господи, всем создателям фильма: неизреченную благость, любовь истинную, сердца очищение, уст хранение, правоту деланий, мудрость смиренную, мир помыслов, тишину душевных Ваших сил, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерную, воздержание, и всех благих плодов земных наполни, и не возведи Вас в половины дней земных, но соверши Божьим совершенством…




*** *** ***
А.А. Трусов
Древних стен возрождение
Прошлое и настоящее Лидского замка
Строительство Лидского каменного замка - одного из самых больших на территории Белоруссии (размеры двора составляют приблизительно 80Х80 метров) относится к 30-м годам XIV столетия. Тогда во главе Великого княжества Литовского стоял князь Гедимин, который вошел в историю как талантливый полководец, борец против крестоносцев. Он понимал, что остановить наступление отрядов крестоносцев могут только каменные замки с укрепленными гарнизонами.
В 1977 году в окрестностях Лиды во время мелиоративных работ был найден короткий легкий меч - корд - длиной около метра.Датируется он XV столетием. В настоящее время экспонируется в Лидском краеведческом музее. На его лезвии есть два клейма: г. Пассау -"волк" и крест на дуге. Скорее всего меч изготовлен в Германии, так как такими знаками, как пассауский "волк", помечалось в те времена оружие, изготовленное в немецких городах. Кстати, похожее клеймо стоит на мече псковского князя Довмонта….. (По исследованию автора Е.Г.Д. князь Гедимин был племянником Псковского Довмонта)
*** *** ***

А.Р.Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника XIII века. Москва 1998 С.56-57


** *** ***
В 2002г, вторично приехав в Псков, автор зашла в Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, посмотреть меч князя Довмонта. В нашей стране известны только два меча этого периода. Оба они - именные. Один, по преданию, принадлежал князю Довмонту Миндовговичу.


Второй меч приписывается князю Всеволоду Мстиславичу. Это богатое привозное оружие, отделанное позолоченным серебром, орнаментом, снабженное девизом ("Чести моей никому не отдам"), выбитым на перекрестье.


*** *** ***
Максим Коршев (СПб)
МЕЧ ДОВМОНТА МЕЧ МИРОТВОРЦА
В начале работы с мечом Довмонта перед нами стояла задача просто восстановить, утраченную в ходе эвакуации лицевую пластину шапа. Затем в ходе исследований материалов, необходимых для достоверного восстановления утраченного элемента, выяснились факты, имеющие большое значение для подтверждения подлинности возраста меча. Поэтому я хочу рассмотреть их более подробно.
Судя по форме клинка, меч Довмонта принадлежит к XV типу, согласно классификации, разработанной Э.Оакшоттом. Эти клинки использовались, начиная с середины XIII-го века, они предназначались для нанесения колющих ударов, хотя ими одинаково хорошо было наносить и рубящие удары. Их появление связано с переходом от кольчужного, к комбинированному кольчужно – пластинчатому доспеху, против которого рубящие мечи, использовавшиеся до этого времени, оказались не эффективны. Вот как описывает это Оакшотт: «…за время почти всего XII-го столетия защитный доспех рыцаря практически не претерпел никаких изменений, типичный на то время комплект состоял из длинной кольчуги с капюшоном (хауберг), кольчужных чулок и шлема округлой или конической формы. Лишь в конце столетия доспех начинают укреплять за счет металлических пластин, закреплявшихся на кожаной арматуре. Этот процесс в ХIII-м веке приобретает массовый характер, кольчужный доспех сверху прикрывается кожаной кирасой с наклепанными на нее металлическими пластинами, плечи, руки и ноги также защищают дополнительные пластинчатые латы. Таким образом, форма обоюдоострого клинка, рассчитанная только на нанесение рубящего удара, стала неэффективной, понадобился клинок, которым можно было не только рубить, но и колоть, нанося удары в места сочленения пластинчатых лат.
Необходимо все-таки уточнить, что пластинчатый доспех распространился ранее всего на Латинском Востоке, в Южной и Западной Европе, на Севере и Востоке кольчужный доспех был в широком употреблении вплоть до конца XIII–го столетия…»
Эта форма клинка оказалась настолько удачной, что активно использовалась на протяжении более 250 лет вплоть до первой четверти XVI-го века. В настоящее время в Европе находится несколько образцов мечей с такой формой клинка и множество изображений в скульптурных убранствах соборов и живописи(см. таблицы 6,7, 10 – 12)
Нет сомнений, что меч Довмонта - это самый старый из сохранившихся до наших дней образцов типа XV, тем более если учесть тот факт, что его возраст подтверждается в летописных источниках XIII–го века, 1–я Псковская летопись описывает сражениес рыцарями под стенами Пскова, где Довмонт ранит Мейстера Ордена колющим ударом в лицо.
Кроме того, дополнительными деталями, подтверждающими дату создания данного меча, являются детали убранства эфеса, к которым относится, например, растительный орнамент на навершии и облицовке гарды. Он широко использовался в европейском декоративном искусстве с конца XI–го века. Примеры аналогичных мотивов на изображениях XIXIII веков приведимой мной в таблицах 8 и 9.
Орнамент, украшавший лицевую пластину шапа, изображение которого дошло до нас лишь благодаря фотографическим снимкам началаXX–го века, также косвенно подтверждает тот факт, что перед нами подлинный меч князя.
Более подробно эта деталь будет рассмотрена ниже (смотри таблицу 1).
На снимке в путеводителе по Пскову за1913 год, прекрасно видны все утраченные детали убранства эфеса меча. Это крупный полупрозрачный камень круглой формы в навершии и лицевая пластина так называемого шапа, который в английской традиции называется «rain-guard», поскольку он предохранял место сочленения клинкас гардой от влаги и грязи. На снимке эфеса, сделанном в 1913–м году,хорошо видно изображение перекрещенных пальмовых ветвей на лицевой пластине шапа.
К сожалению, у нас было лишь черно-белое изображение, что не позволяло точно определить цвет камня, украшавшего навершие, здесь нам помогла акварель середины XIX–го века, на которой видно, что камень был фиолетовый. К развернутому исследованиютого, какой именно камень и почему украшал навершие меча Довмонта, мы вернемся несколько позже. Начать же мне хочется с предметного рассмотрения пластины шапа.
1. Символика меча – Перекрещенные пальмовые ветви
Изображение перекрещенных ветвей пальмы– это символическое изображение девиза времен палестинского периода рыцарей-госпитальеров: - obsequium pauperum (служение бедным) и tuitio fidei(защита веры), позже у этой эмблемы появляется еще одна трактовка – «defence of justice and mercy» - защита справедливости и милосердие.
Понятно, что любое утверждение нуждается в подтверждающих его фактах. Таковыми фактами в нашем случае могут служить изображения этого символа на аналогичных деталях сохранившихся мечей, либо на предметах, имеющих непосредственное отношение к Ордену Госпиталя Иоанна Предтечи в Иерусалиме.
Поэтому прошу внимательно ознакомиться с изображением меча Висконти (см. таблицу 2). Этот меч подробно описан Э.Оакшоттом в его книге «Меч в эпоху рыцарства», но нам интересна лишь та часть описания, в которой говорится об интересующих нас деталях, которые соответствуют деталям отделки меча Довмонта.
XV тип, меч из Монцы, принадлежавший Эсторе Висконти (EstoreVisconti)
Этот хорошо сохранившийся меч был найден в каменном саркофаге Эсторе Висконти, Правителя Милана в 1412-13 годах.Навершие украшено серебряными щитами, украшенными гравированными изображениями Змеи Висконти и Креста Милана. Рукоять эфеса имеет деревянную основу, которая обмотана скрученной двухжильной проволокой, со следами позолоты. Серебряный шап, украшен растительным орнаментальным изображением (две перекрещенные пальмовые ветви в цвету) на уцелевшей лицевой части. Кроме того, изображение ветвей обрамлено штриховкой по пустому полю, а так же имеет кайму в виде косички. Данная косичка означает, что Эсторе былчленом «Братства Лохматых» (Zopfgesellschaft) рыцарского содружества, учрежденного Альбрехтом III Великимгерцогом Австрийским (the Archduke Albrecht III or Austria). Кроме того, семья Висконти оказала Ордену госпитальеров большие услуги, за которые им было даровано почетное право, быть «Рыцарями благочестия» (Chevaliers de devotion), то есть быть рыцарями ордена, без принятия монашеских обетов. Обратная пластина шапа утрачена, но есть описание,где указаны инициалы Эсторе: H. V., (Hestor Viscomes). Данный меч в настоящее время хранится в сокровищнице БазиликиСан-Джованни Батиста (Basilica of SanGiovanni Battista), в Монце.
Интересно, что техника проработки изображения ветвей схожа с той, что мы видим на фото меча Довмонта, где перекрещенные пальмовые ветви так же обрамлены штриховкой и это несмотря на то, что разница в возрасте между ними более 100 лет!
Правда, может оказаться, что разница в возрасте между самими клинками мечей, значительно меньше, поскольку такой формой гарды, как у меча Висконти, итальянцы начали пользоваться как раз с середины XIII-говека.
Следующий меч, с похожим изображением на шапе, находится в коллекции музея Глазго, время его изготовления можно определить как промежуток между 1320-1340 годами (смотри таблицу 3). Форма лицевой пластины очень похожа на шап с меча Довмонта, правда этот шап изготовлен из железа и позолочен лишь по краям. Форма гарды аналогична мечу Висконти и определяется, как типично итальянская, зато этот шап дошел до нас не поврежденным, так что он дал возможность представить, как обычно выглядел шап.
Судя по отделке, данный меч менее знатного рыцаря, в отличие от мечей Эторе Висконти и Довмонта .
Кроме нанесения на шапы мечей, символ перекрещенных пальмовых ветвей так же украшал герб Ордена, начиная с XV века, возможно,что это случалось и ранее, но фактических материалов, которые бы могли нам это подтвердить, не сохранилось. Также он использовался в гербах земель, которые принадлежали Ордену. До сих пор этот символ можно встретить на гербах Мальты, Кипра и на гербе города Сент-Этьен во Франции, входившего в один из орденских бальяжей на территории Франции (см.таблицу 4).
Кроме того, многие современные организации, отвечающие за равновесие в международных отношениях, например ООН, избрали пальмовые ветви своим символом. Интересное перекликание, между целями этих современных миротворческих организаций и Орденом, можно найти так же в Уставе Ордена, написанном Магистром Раймоном де Пюи, и где сказано буквально следующее:
«…II. За веру Христианскую да стоит твердо; да придерживается всегда справедливости; обиженным да помогает; угнетенных да защищает и освобождает; язычников,неверных и магометан да гонит по примеру Маккавеев, которые гнали врагов народа Божия; да прилежит всем христианским добродетелям; да печется о вдовах и сиротах. Нарушители же сего правила да подвергаются временному и вечному наказанию…
…XVIII. Никому в свете да не обязуют себя клятвою; никакого военного корабля да не снаряжают без согласия и предзнания Великого Магистра; когда произойдет война между двумя христианскими государями, да не прилепляются ни к одной стороне, но всевозможно да стараются о прекращении раздора и об утверждении между ними согласия и мира…»
(перевод И. Антошевского)
1.2.Орден Госпитальеров и Восточная Европа
На территории современной Польши и Прибалтики, кроме Тевтонского ордена существовали обширные владения тамплиерови госпитальеров. Орден госпитальеров имел земельные владения в Польше. Вот выдержка из книги И. Антошевского «Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским вРоссии.» (СПб., 1914): - …многие короли и владетельные сеньоры христианских государств жертвовали иоаннитам деньги и земли, из которых были образованы крупные земельные образования, получившие название командорств или комтурств, отчислявших в орденскую казну часть своих доходов. Рыцари, управляющие ними, назывались командорами или комтурами, иподчинялись приорам или Великим приорам-провинциалам, контролировавшим всекомандорства. Командорства составили бальяжи или великие командорства, бальяжи– приорства и Великие Приорства, приорства были объединены в «Языки» (или«Нации»). Первыми земельными владениями иоаннитов за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и командорства в Шампани и Аквитании. В началеXIV в. иоанниты имели около 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и Польше. К числу польских земель относилось и командорство с центром в Пилау.
Самое интересное заключается в том, что польские рыцари никогда не испытывали большого интереса к делам Святой земли,тем не менее ¾ всех странноприимных домов в королевстве принадлежали госпитальерам и тамплиерам!
Кроме того, госпитальеры часто выступали арбитрами в спорах о собирании церковной десятины, согласно дарованным ордену привилегиям.
Вот выдержка из труда Черенкова И. «История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского»:
-Римские папы постоянно давали привилегии иоаннитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти, дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники Ордена отчитывались только перед Капитулом и Великим Магистром.
В 1143 г. папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой Орден иоаннитов не подчинялся ни духовным,ни светским властям – только непосредственно самому римскому папе.
Иерархия Ордена Иоаннитов – рыцари, священники и братья-госпитальеры – была утверждена римским папой Александром IV позднее, в 1259 г. Дальнейшие привилегии предоставили Ордену папы АдрианIV, Александр III, Иннокентий IV, а папа Климент IV присвоил главе Ордена титул: «Великого Магистра святого Госпиталя Иерусалимского и Настоятеля Рати Христовой».-
Таким образом, можно предположить, что меч Довмонта имеет непосредственное отношение к событиям, связанным с католическим крещением первого литовского короля Миндовга, в процесс которого были вовлечены не только рыцари Тевтонского ордена, как считалось ранее, но и госпитальеры.
Тем более что к середине XIII–го века, конфликт за первенство в Ливонии между Орденом тевтонов и Епископом Рижским, закончился крахом надежд рыцарей Ордена Марии Тевтонской, поскольку Епископ Рижский, бывший князем Империи с 1207–го года с конца 1242–го года официально превратился в Архиепископа. Окончательную точку в споре поставил папа Иннокентий IV. В его булле от 27 июля 1243–го года, прямо указано: – чтобы епископы Прусские подчинялись юрисдикции архиепископа Рижского. – Папа не был заинтересован в дальнейшей конфронтации между двумя рычагами католического влияния в Прибалтике, Орденом и архиепископом.
Для окончательного улаживания спора, он посылает в 1252 г.в Ливонию легата, возможно в сопровождении рыцарей Госпиталя, которым в тот момент принадлежали земли в Пруссии (командорство Пилау). Эта делегация доставляет так же дары для вновь обращенного христианского короля Литвы и символическую дарственную грамоту, согласно которой, папа возвращает земли Литвы Миндовгу, как легитимному христианскому правителю.
Кроме короны, в летописи говорится о дарах, среди которых конкретно описывается лишь Евангелие, поднесенное королеве Марфе. Списка даров Миндовгу не сохранилось, но согласно существовавшей тогда традиции возведения на трон, в числе даров должен был иметь место меч, благословленный папой. Этим-то мечом, вполне возможно, и является наш «меч Довмонта». Тем более что у христианского короля,было два символа власти – это держава, олицетворявшая власть над землями и меч – символ Высшего справедливого суда.(см. таблицу 10)
Вот интересное замечание на этот счет из труда известного польского историка Зджислава Жигульского «Оружие рыцарей – оружие плебеев»: – Использовавшийся при коронации и церемонии принятия в рыцари, он (меч) олицетворял собой символ Высшего суда, находящегося в руках короля, либо папы или епископа. В продолжение столетий, папы благословляли мечи, которые вместе с короной посылались обращенным монархам, защитникам веры.
Опять же, меч с эмблемами госпитальеров, как ревнителей Христианства и Католической церкви, нес в себе вполне конкретный  смысл – помочь своему владельцу стать истинным служителем престола Св. Петра и опорой христианства в Прибалтике. Из хроник известно, как активно Миндовгу в организации королевской власти помогали орденские рыцари, начиная с 1251–го года, ведь у них был накоплен огромный опыт в вопросах государственного устройства, о чем говорит позитивный пример их владений в Святой земле. При этом надо заметить, что ни в одной из дошедших до нас русских, либо литовских летописях нет четкого разделения братьев–рыцарей по их орденской принадлежности.
2. Символика меча – Камень навершия
Теперь необходимо более подробно остановиться на навершии меча.
Дело в том, что при подготовке материалов восстановительных работ, нам пришлось пользоваться двумя источниками, это черно-белое фото из путеводителя «Весь Псков» за 1909г. и акварель Казарина, на которой виден глубокий фиолетовый цвет.
Теоретически, это могли быть и сапфиры, поскольку цветовая гамма этих камней иногда совпадает. Здесь на помощь пришла история использования драгоценных камней в Европе в Средние века, где удалось найти очень интересную информацию, которая помогла устранить все двусмысленные вопросы.
Сапфир
Оказывается что сапфир – это Камень власти, но не духовной, а светской. Сапфир являлся 4-м камнем в основании Небесного Иерусалима, согласно Ветхому завету. Именно сапфир украшал знаменитый перстень Соломона, что послужило началом легенды, согласно которой, сапфир придает своему владельцу мудрость в делах государственных и помогает отличать разумных сподвижников, от шарлатанов и льстецов. Им украшаются короны правителей по всей Европе, так корона русской царицы Ирины Годуновой была украшена по кругу очень крупными сапфирами и густоцветными аметистами. Некоторые князья церкви наряду со своим высоким церковным положением, одновременно являлись правителями обширных владений, они-то и стали носить перстни с сапфирами, показывая тем самым, свое высокое светское положение.
Аметист
В средние века аметист высоко ценился ина Востоке и в Европе, где считался предпочтительным для украшений предметов церковного обихода и одежды священников.
Вплоть до XVII века аметист не уступал по стоимости бриллианту. В христианской вере аметист был камнем апостола Матфея. Епископ Андрей Кесарийский писал, что аметист похож на Апостола Матфея, речи которого были наполнены огнем небесным и горячим желанием служить Господу.
При посвящении в сан кардинала, папа вручал ему кольцо с аметистом, отчего в католических странах камень называли епископским, пастырским, а на Руси архиерейским. Кардинальские перстни носили на четвертом пальце правой руки, поверх перчатки. Образчик такого кольца смотри в таблице 8.
Аметист непременно присутствует на многих церковных предметах, так как считается, что аметист помогает направить «метущиеся души» к истинной вере.
Высокопоставленные пастыри и князья церкви любят украшать фиолетовым самоцветом свои митры, камилавки, клобуки, панагии, наперсные кресты, оклады икон, Евангелий, церковные чаши для причастия. Известные реликвии, в оформлении которых использован аметист: крестархимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля; икона Успения БожьейМатери из иконостаса главного алтаря Успенского собора Киево-Печерской лавры; икона Богородицы-Троеручицы из Нижнего Тагила; малахитовый крест с аметистовыми вставками; аметистовые четки английской королевы Шарлотты. Крупные, великолепно подобранные аметисты сияют на иконе Божьей Матери Взыскание погибших (XVIII век) в храме Воскресения в Москве. В Оружейной палате Московского Кремля аметисты цепочкой обрамляют массивный переплет "Морозовского евангелия", бледно-фиолетовой приятной окраской светятся на иконе "Вседержитель" 1648 года, "Смоленской богоматери" примерно того же периода.
Один из самых крупных аметистов мира украшает английскую корону.
Таким образом, аметист своей сакральной связью с идеями христианства одинаково почитаем, как в Католической, так и в Православной традиции.
К выше сказанному можно добавить еще несколько любопытных фактов из истории использования аметиста. Вот что говорит о кардинальском перстне герой романа А. Франса «Аметистовый перстень»: - Епископ носит свой перстень. Как символ своего духовного брака с церковью, а поэтому перстень должен в известном смысле выражать самим своим видом идею чистоты и строгой жизни-… В христианской символике он обозначает скромность и смирение. Самые ранние кардинальские аметистовые кольца, дошедшие до нашего времени, датируются X-м веком. С XII-го века, право ношения колец с аметистом было предоставлено папой Иннокентием II, как привилегия отдельным настоятелям «Ревнителям веры» из числа орденской братии и тех, кто занимался обращением в христианство в «варварских землях».
В Священном писании мы также находим неоднократные упоминания Аметиста, в частности, аметист является двенадцатым камнем в основании Стены Небесного Иерусалима (Откр.,XXI,20) и входит в число 12 камней в Наперснике (пекторале) первосвященника Аарона (Исход, XXXIX, 12).
Еще более любопытную информацию приводит ученый и алхимик XVI-го века Конрад Мегенбергский. В своем исследовании о полезных свойствах аметиста он пишет следующее: …в германской рукописи о делах в Святой земле XII века сказано, что некоторые знатные рыцари их числа Божьего воинства, украшали свои мечи аметистами темного цвета, чтобы избежать ран в бою, дьявольских козней и не заболеть от дурных поветрий (проказа, чума, холера)…
Думаю, что данных примеров достаточно для того чтобы принять, как возможную, предлагаемую версию камней, украшавших навершие меча святого Довмонта.
3. Клинок меча
В финальной части доклада, я хочу внимательно рассмотреть клинок меча.
Дело в том, что сам клинок был досконально описан профессором А. Н. Кирпичниковым во многих его работах по исследованию вооружения, имевшего распространение на территории средневековой Руси. Выводы, изложенные в исследованиях неоспоримы, поскольку совпадают с результатами аналогичных исследований, проводившихся европейскими специалистами по средневековому оружию, в своих странах. Поэтому достаточно ограничиться их перечислением в Приложениях (см. таблицу 5). Я позволю себе более внимательно взглянуть на то, что до сих пор оставалось без должного внимания, либо упоминалось вскользь. Это то, как клинки мастеров из Пассау, превращались в мечи.
Период Крестовых походов принес Европе не только массу новых знаний, моду на одежду, труды великих мыслителей и ученых, так же он принес и глобализацию оружейного производства.
Некоторые зачатки этого процесса были замечены и ранее, взять хотя бы знаменитые франкские мечи с клеймом INGELRI, распространившиеся по всей Европе, начиная с X-го века. Но появление частых упоминаний о корпорациях оружейников, начинается только с конца XI-го века. Новая торговая ситуация потребовала свежих решений и они были найдены. Очевидно, что война всегда была не только выгодным, но и очень дорогим делом. Поэтому, начиная военные действия, правители Европы хотели, как можно более досконально подготовиться, любой рыцарь желал быть уверенным в качестве своего вооружения. В свою очередь, кузнец-оружейник тоже хотел получить за свою работу максимальную прибыль. В результате этих процессов, появляется на свет такое явление, как «brandname». Это уже не то частное клеймо, которым отмечали свои изделия кузнецы-одиночки прежних времен. Бренд - это клеймо качества, которое ставилось на оружии после его всесторонней проверкой выборной группой признанных мастеров, эта группа специалистов была в цеховой системе одновременно и отделом по контролю качества, и дирекцией, и юридическим отделом. При этом право на собственное клеймо так же сохранилось, но заверенное корпоративным, оно значительно вырастало в цене.
Наиболее старое упоминание о клейме«волк» содержится в отрывке из старой хроники XIV–говека, приведенной Лебером в своем труде «Императорский цейхгауз в Вене», где сообщается, что городские кузнецы получили знак волка от Альбрехта II Хромого(1298—1358). На этот факт ссылаются старшины оружейного цеха Пассау в жалобе на пиратское использование «бегущего волка» кузнецами из Золингена, датированной1464 годом. Но нет сомнений, что мастера, работавшие в оружейных мастерских местного епископа, начали ставить это клеймо гораздо раньше, поскольку «волк»был гербовым символом епископов земли Пассау с конца XII–го столетия, на гербе города волк появляется значительно позже. Так сохранилась городская печать начала XIV–го века, где изображен Св. Стефан у ног которого щит с волком.
Нет сомнений в том, что мастера из Пассау прекрасно разбирались в защитных латах и технике боя. Поскольку без этого невозможно создать клинок, который, оказавшись в умелой руке, гарантированно достигнет цели.
Здесь уместно опять вспомнить территорию, где такая форма клинка приобрела наибольшее распространение – это Западная и Южная, включающая в себя Святую землю, части Европы. Именно на этих территориях в результате войн с маврами и сарацинами, повсеместно распространяется пластинчатый доспех. Этот факт достаточно серьезно освещен в работах Э. Оакшотта, который ошибочно писал о том, что на Востоке и Севере Европы практически не осталось примеров такого клинка, не зная о существовании меча Довмонта.
Теперь перейдем к эфесу меча. Прежде всего, на себя обращает внимание форма гарды.
4. Гарда меча
Ее концы плавно загнуты в сторону клинка, напоминая собой полумесяц. Такая форма характерна для изделий итальянских мастеров XIII – XV веков. Много изображений гард, схожих с гардой Довмонтова меча можно найти в живописи и скульптуре (см. таблицу 6).
Можно сказать, что эта форма гарды в то время делила «пальму первенства» с формой гарды меча Висконти. Кроме того, украшение гарды путем ее обертки в тонкий позолоченный лист серебра, тоже характерно именно для итальянских мастеров. Косвенным подтверждением этой версии может служить второе клеймо на клинке Довмонтова меча, возможно в виде Единорога, поскольку похожее клеймо имеется на серебряной посуде, из коллекции Венского музея, произведенной итальянскими мастерами.
Правда, надо сказать, что некоторые мастера из Пассау также использовали Единорога в качестве собственного клейма. Меч с аналогичным клеймом описан у Оакшотта в книге «Меч в эпоху рыцарства», он находится в коллекции Национального музея в Копенгагене, только там тип клинка не XV, а XVI a и изготовлен он был между 1320 – 1340 годами. Кроме того, растительный орнамент, которым украшены окантовка гарды и навершие, характерны для стиля итальянских ювелирных мастерских Пизы и Генуи. Именно итальянские ювелиры часто работали на Орден Госпитальеров, потому что это было выгодно. Согласно булле Папы Иннокентия II-го от 1143-го года, любые торговцы или ремесленники, выполнявшие заказы для рыцарей Ордена Госпиталя Иоанна, освобождались от уплаты любых местных налогов! Скорее всего, такое же послабление имел и оружейный цех из Пассау, находясь под покровительством епископа. Отсюда происходит еще одна причина, по которой подделывать клеймо «волк» было не только престижно, но и выгодно.
В общем можно даже примерно проследить путь, который прошел меч Довмонта, в процессе своего создания:
-в начале Орден заказал клинок, оплатив его через один из итальянских банков
-отделение банка в Пассау выплатило мастерской плату за изготовление клинка и обеспечило его доставку в итальянскую мастерскую, занимавшуюся изготовлением эфесов и ножен
-готовый меч из эфесной мастерской, доставляется заказчику в любой из приоратов Ордена.
Насколько такая практика была распространена в то время, можно судить по интересным фактам из истории Ордена, приведенным в книге И. Антошевского «Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России.» СПб., 1914
Аналогичную информацию приводят и современные исследователи истории Ордена Андреев А., Захаров В., Настенко И. всвоей книге «История Мальтийского ордена. XI – XX века.» – Москва – «Русская панорама», 1999
–…Существует мало сведений о производстве требующей железо экипировки в Святой Земле, и практические всё оружие и доспехи, что использовалось госпитальерами, импортировалось из Европы. На Латинском Востоке производство военной амуниции было минимально развито, поэтому госпитальеры завозили технику и экипировку из Западной Европы, где производители, сотрудничавшие с госпитальерами, освобождались от уплаты налогов, налагаемых на экспорт оружия…
Ко всему, выше сказанному можно еще добавить из той же «Истории Мальтийского Ордена» следующее:
В то же время осадные механизмы изготавливались на месте, и иоаннитские замки зачастую имели в своем арсенале баллисты-камнеметы. То, где и как закупались материалы, и нанимался обслуживающий персонал, остается неясным, но прекрасно известно, что все большие экспедиции госпитальеры были в состоянии хорошо обеспечивать осадной техникой.
Несмотря на общую дороговизну, между различными предметами цена сильно колебалась. В конце 12го - середине 13го в Генуе, например, кольчужный хауберг был приблизительно в пять раз дороже отдельного капюшона, а кираса и панцерия - лёгкий кольчужный доспех встала бы в половину стоимости хауберга. Для сравнения есть данные из Венеции, показывающие, что шлем стоил 30 денариев, меч - от 45 до 50 денарий, нож или кинжал - 20 денариев, и даже арбалетный болт - 1 денарий. В 1262 году полностью снарядить рыцаря-госпитальера обходилось в 2000 серебряных Турских денье (deniers de Tours); в 1303 собрать сержанта стоило 1500 денье…
Правда, приводя примеры цен на вооружение, необходимо учесть, что 45 – 50 денариев, это цена меча обычного рыцаря, поскольку сам клинок из Пассау стоил не менее 40 денариев. Стоимость же меча Довмонта вполне могласоставлять 100 – 180 денариев (1000 – 1800 deniers de Tours).
Сохранилось слишком мало информации, касающейся производства оружия в государствах крестоносцев на Востоке, упоминается, что щиты изготавливались в Иерусалиме, а арбалеты - в Акре. Нехватка оружия побуждала многих к использованию оружия мусульман, например тамплиеры даже вооружали им своих сержантов.
Постоянная нехватка военного снаряжения отражается также в возрастающем беспокойстве Ордена о том, чтобы вооружение попадало только из Европы на Св. Землю, но не обратно. Братья, возвращавшиеся в Европу, снабжались лишь самым необходимым минимумом, в то время как главные руководители, приезжавшие из Европы, обычно везли с собой то, что описывалось как 'плата доспехом' (passage of armour).От обычных братьев ожидалось, что они едут с полным военным комплектом, а в 1293 г. Магистр Жан де Вилье издал приказ, по которому возвращающийся с Запада брат, также должен привезти еще три скотины - лошадей и вьючных животных…
Резюме
В финальной части я позволю себе обобщить все те факты, которые перечислены мной в этой работе.
1. Сравнительный анализ клинка меча Довмонта и сохранившихся аналогов подтверждает, что он дошел до нас в том виде, в котором он принадлежал своему последнему владельцу, если не считать изношенности левой грани, в связи с частым использованием и следов коррозии металла, возникших из-за естественных условий.
2. Прибор эфеса так же является «родным» (я имею в виду те детали эфеса, которые сохранились до наших дней)
3. Сочетание элементов на эфесе меча, согласно сохранившимся фотографиям и рисункам, дает право предположить, что перед нами уникальный образец меча, имевшего символику мечей «Рыцарей по справедливости» (cavalieri di giustizia), которые занимали все руководящие посты в Ордене. Либо этот меч был изготовлен по заказу папы Орденом для кандидата в «Рыцари благочестия» (chevaliers de dewotion); этим термином госпитальеры именовали высокопоставленных светских государей, которые были почетными членами Ордена, но не принимали монашеских обетов в виду своего высокого светского положения, ярким примером «рыцаря благочестия» был король Англии Ричард Львиное Сердце.
4. Сочетание формы клинка, формы гарды, узора на серебряном приборе шапа (сам шап утрачен в период эвакуации), техники изготовления украшений эфеса и ножен, дают право предположить, что данный меч был изготовлен в период с 1230 по 1255 год.
5. Судя по технике, в которой нанесено клеймо «бегущий волк» перед нами прекрасно сохранившийся образец ранних клинков из Пассау, относящийся к XV типу, согласно классификации Оакшетта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И. А. Настенко, Ю. В. Яшнев ИсторияМальтийского Ордена., в 2-х томах , М.: «Русская панорама», 2005
Антошевский И. Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914
 Лаввис Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001
Черенков И. История державного ордена святого Иоанна Иерусалимского. Воронеж, 1803
Шепелев Л. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. -Л.: Наука, 1991
Кирпичников А. Н., Медведев А. Ф. Раздел «Вооружение», «Археология СССР Древняя Русь Город, замок, село.» М., Наука, 1985
Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIIXV вв., Л., 1976
Н. Ф. Окулич-Казарин. Спутник подревнему Пскову. Псков, 1913
Оакшотт Э. Меч в век рыцарства (Ewart Oakeshott The sword in the Age ofChivalry,Lutterworth Press, Guilford 1964)
Оакшотт Э. Археология оружия (Oakshott R.E. The Archaeology of Weapons: Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry, Lutterworth Press, Guilford 1960)
Boeheim, Wendelin. Handbuch der Waffenkunde – das Waffenwesen in seinerhistorischen Entwicklung von Beginn des Mittelalters bis zum Ende des achtenJahrhunderts. Leipzih, 1890
Tobler, Christian. Secrets of German medieval Swords manship – SigmundRingeck’s Commentaries on Johannes Liechtenauer’s Verse. Union City(California), 2001
Royal Academy of Art The Age of Chivalry: Art in Plantagenet England1200 – 1400 , London 1987
Wallace Collection European Arms and Armour, London 1962
Dufty, A. R. European Swords and Daggers in the Towwer of London, HMSO, London 1974
Filitz, H. Vienna Kunsthistorishes Museum: Katalog der Weltlichen undder Geistlichen Schatzkammer, Vienna1968
Zdzislaw Zygulski Jr. KnightlyArms - Plebian Arms, Cracow, Poland
Доклад Максима Коршева (СПб) прозвучал в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике в 2009г.
*** *** ***

2007 году 22 января в Псковском музее-заповеднике прошли съемки фильма о мечах Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея .
В Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике прошли съемки одной их серий цикла документальных фильмов под общим названием «Рассказы о российском оружии», которые осуществляются по заказу и при финансовой поддержке Роскультуры. Всем фильмам, вошедшим в сериал и повествующим о славных, драматических и трагических страницах истории нашего Отечества, об оружии Руси и России, присвоен статус национального фильма. Съемки фильма о лучших образцах холодного оружия проводит киностудия «Лотос Вижн».
Как рассказала директор Псковского музея-заповедника Наталья Дубровская, съемки проходили в экспозиции Поганкиных палат - памятника архитектуры XVII века. Главным объектом съемок стали мечи князей Всеволода- Гавриила и Довмонта-Тимофея, которые хранятся в Псковском музее-заповеднике. Одним из участников съемочного процесса стал доктор исторических наук, заведующий отделом истории материальной культуры Российской Академии наук, профессор Анатолий Кирпичников - один их лучших российских знатоков холодного оружия. Он сопроводил съемки рассказом об истории этих мечей. Как отметила Наталья Дубровская, Анатолий Кирпичников внес уточнение в датировку меча Всеволода- Гавриила, который раньше им же относился к XV веку. После дополнительных исследований профессор Кирпичников отнес датировку меча к первой трети XIV века.
«Рассказы о российском холодном оружии» будут готовы в августе этого года, премьера состоится на канале «Культура».
Отметим, что двуручный меч, принадлежавший Всеволоду-Гавриилу, хранящийся в Псковском музее-заповеднике, является образцом западной работы. На его серебряном перекрестье читается девиз: «Honorem meum nemini dabo» (Чести моей никому не отдам). Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя. Второй меч - боевое оружие князя Довмонта - меч XIII века работы мастеров немецкого города Пассау. После смерти Довмонта псковичи вручали меч князьям, приглашае­мым на псковский престол. Хранилась псков­ская святыня в Троицком соборе при раке святого благоверного князя Довмонта. В начале XX века меч был передан в Псковский музей.
*** ** **
13.11.2010 10:00
Меч Тимофея Псковского. Расследование в жанре фэнтези
Автор: Алексей Олиферук
doc
История главной Псковской святыни - меча святого Тимофея Псковского, никогда раньше не использовалась в качестве основы масштабного телевизионного проекта. Его связывают с XIII веком и временем правления выходца из Литвы Ольшанского князя Довмонта. Точная датировка оружия вызывает ожесточенные споры, возможные пути попадания меча на северо-запад Руси затмевают любые сценарии в жанре средневекового фэнтези.
Полгода назад лучшие оружейники Петербурга и Златоуста создали точную реплику меча Довмонта. Мастера старались следовать средневековым технологиям и повторили клинок в мельчайших деталях. С подачи известного археолога профессора Анатолия Кирпичникова исследователи обратили внимание на элементы убранства меча, утраченные после революции. Символика на рукоятке и гарде позволила выдвинуть новые версии происхождения уникального памятника оружейного искусства.
Реплика меча Довмонта отправилась в вояж по Европе стем, чтобы повторить возможный путь оригинала XIII века. Остановка в Иерусалимедля оружия подобного типа имеет по большей части сакральный смысл.
Защитник Псковской земли князь Довмонт успешно отражал набеги ливонских рыцарей, и помогал ему в этом клинок западно-европейского, возможно, трофейного происхождения. Уже в XIII веке меч князя связал две цивилизации христианского мира. Напоминанием о едином начале стало освящение клинка на камне миропомазания в храме Гроба Господня. Краткая церемония у наиглавнейшей святыни христианского мира не требует посреднических усилий священников.
"И всё, что происходит на этом пути, свидетельствует о том, что всё не случайно, и Довмонт очень сильно нам помогает: на любом этапе всё складывается просто удивительнейшим образом", - уверен директор Международного культурного центра Санкт-Петербурга Игорь Коровин.
Князь Тимофей-Довмонт Псковский, канонизированный Русской православной церковью, правил в Пскове с 1266 по 1299 годы. Возглавил около 10 удачных походов против врагов купеческой столицы, неоднократно защищал город от нашествия ливонских рыцарей, участвовал в знаменитой Раковорской битве, был женат на внучке Александра Невского. Ярчайшая фигура русского Средневековья Князь Тимофей-Довмонт Псковский крепко забыта, о чём ещё в XIX веке сокрушался знаток псковской старины Иван Василев.
"Этим проектом мы бы и хотели эту историческую несправедливость чуть-чуть исправить. То есть заинтересовать молодёжь, заинтересовать людей, которые об этом знали и слышали, то есть дать дополнительный импульс и толчок и возможность ещё раз окунуться в прошлое", - поясняет участник проекта Лев Баранов. Весной 2011 года реплика меча князя Довмонта должна вернуться в Псков. Более 6 столетий оригинал клинка находился в Троицком кафедральной соборе, рядом с гробницей псковских покровителей. После потрясений 1917 года святыня переместилась в местный музей. Возвращение меча, проделавшего путь оригинала в дом Святой Троицы, станет логическим завершением проекта.
Автор: Алексей Олиферук
«Слово омече и князе»
Так называется новый специальный проект телеканала«Россия-1 – Санкт-Петербург» – фильм Алексея Олиферука, посвященный загадке уникального памятника оружейного искусства – меча святого Тимофея Псковского.
XIII веке князь Тимофей, по происхождению литовский правитель. Дов­монт, был призван на княжение в Псков. 33 года опытный воин, возглавивший русскую дружину, защищал купеческую столицу. Он выиграл все семь отмеченных в летописи сражений, после смерти князя в 1299 году на его надгробие в Свято-Троицком соборе был положен, как сказано в летописи, «на утверждение граду Пскову» меч, обладавший необъяснимой мистической силой. Форма меча Довмонта была необычна для своего времени, а символика на клинке указывала на западно-европейские корни этого оружия. Разгадать его тайну и попытались создатели фильма.
– Алексей, кто подсказал вам идею такого проекта?
– Идея принадлежит Анатолию Николаевичу Кирпичникову, нашему известному археологу, доктору исторических наук, который долго работал в Старой Ладоге, Новгороде и Пскове. В основу фильма легли возможные версии происхождения меча Довмонта, съемки велись в течение года в Пскове, Петербурге, Литве, Белоруссии и частично на Кипре. Проработка материала в городе тоже заняла достаточно много времени: мы искали фактуру и в закрытых фондах Эрмитажа, и в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки.
– Ваши изыскания привели к каким-то открытиям?
– Ожесточенные споры специа­листы давно уже ведут вокруг датировки этого оружия. Если меч действительно принадлежал Довмонту, а не был изготовлен позже, то это единственный в России и один из немногих уцелевших в мире мечей XIII века, сохранившихся в таком прекрасном состоянии. Аналоги ему есть в Италии, Польше и Шотландии, но всего не более десятка. В фильме участ­вуют известные российские и зарубежные историки, специалисты по холодному оружию и исследователи средневековья, которые выдвигают довольно смелые научные версии происхождения меча.
– С какими трудностями пришлось столкнуться во время съемок?
– Одна из линий фильма была связана с так называемой реп­ликой (точной копией) меча, которую в течение года изготавливали, а потом«старили» лучшие петербургские оружейники. Этот меч путешест­вовал с нами по Европе и неизменно вызывал массу вопросов у таможни. Например, нас часа два родержали в аэропорту Иерусалима… Нам удалось дважды освятить меч – в церкви Святого Лазаря на Кипре и в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Эти процедуры по своей эмоционально-мистической составляющей были очень интересны и значимы для фильма.
– А где сейчас находится сам знаменитый оригинал?
– До революции эта главная псковская святыня в течение почти семи столетий находилась рядом с мощами святого Довмонта в Свято-Троицком соборе, а сейчас хранится в псковском музее-заповеднике Поганкины палаты.
– В вашем фильме больше вопросов или ответов?
– От начала этой истории нас отделяют почти восемь веков, и в ней есть позиции, по которым наши знания навсегда останутся на уровне догадки. Но работа над фильмом вызвала к жизни достаточно сенсационные версии, которые, возможно, получат громкий резонанс среди специалистов и любителей истории.

Татьяна Позняк
Меч Князя Довмонта
Под таким рабочим названием ведутся съемки нового телевизионного фильма съемочной бригадой РТР, выход которого планируется на март 2011 года. Часть исторических сюжетов 22 января 2011 года снималось в исторической усадьбе «Сваргас». По мнению специалистов РТР фактура усадьбы очень точно соответствует историческим реалиями режиссёрскому видению в рамках общей концепции фильма.
Задействованы в съемках были так же представители исторической реконструкции из межклубного объединения «Меченосец». Эффектные постановочные бои, иллюстрации далеких событий, захватывающие сцены поединка Довмонта и Миндовига все это, безусловно, придаст фильму реалистичности и объемного понимания исторических перипетий. Поэтому уже скоро фильм выйдет в показ, а для тех, кто имеет только смутное понимание, о чем идет речь небольшая выдержка из статьи Юрия Стрекаловского, которая вышла на страницах Информационно-аналитического журнала «Прагматика» 1/2006 — январь-февраль.
«…Второй княжеский меч-реликвия, хранящийся в музее Пскова, принадлежал князю Довмонту, принявшему при крещенииимя Тимофей. В отличие от Всеволода-Гавриила, он княжилв Пскове долго, с 1266 по 1299 год, и совершенно заслуженно остался в памяти псковичей как самый знаменитый и любимый правитель независимого княжества Псковского. Один из властителей языческой в то время Литвы, он прибыл сюда после неудачного участия в междоусобной войне. По многим свидетельствам, именно юный Довмонт убил знаменитого Миндовга — основателя литовского государства, первого князя, объединившего воинственные языческие племена, и двух его сыновей. До сих пор имя Довмонта (Даумантаса) в Литве связывается в первую очередь с этим его деянием. Вынужденный покинуть свои земли, он нашел убежище в Пскове, где был принят с почетом и уважением — тем более, что с ним прибыла многочисленная и хорошо вооруженная дружина. Вскоре он крестился и по решению веча был приглашен на княжение. Все тридцать три года своего правления он верой и правдой служил Пскову как воин и строитель. При нем увеличилась каменная псковская крепость, на территории которой были возведены несколько храмов, в том числе церковь небесного покровителя князя св. Тимофея Газского, в день памяти которого была одержана победа над немецкими рыцарями  в 1268 году, и св. Феодора Стратилата, в оз­наменование разгрома немцев в битве, происшедшей 8 июля 1272 года. В этом бою он своим мечом ранил в лицо магистра Ливонского ордена. По словам летописца, этот князь «не терпе обидим быти» и, сочетая военный талант и личное мужество с умением воодушевить сердца воинов, творил чудеса на поле битвы, держа в страхе противников Пскова. На протяжении XIV и XV веков боевым присловьем всех псковских князей были слова, приписываемые Довмонту: «Братья мужи Псковичи! Потягаете за святую Троицу, и за святые церкви, и за свое отечество!» Последняя битва князя, не знавшего поражений, состоялась в 1299 году, когда он вновь разгромил рыцарей у стен Пскова. В том же году уже престарелый Довмонт скончался и был похоронен в Троицком соборе, где княжеский меч был выставлен «над гробом его на похвалу и утверждение граду Пскову». Довмонт-Тимофей был наиболее почитаемым псковским князем, повесть о его подвигах открывает все псковские летописные своды, его меч был главной святыней и символом средневекового Пскова. Им опоясывали князей при возведении на псковский стол, после канонизации изображение Довмонта с мечом появилось на псковских монетах и печатях XV века .На них изображение меча удивительно напоминает тот, что хранится ныне в музее, куда он попал из ризницы Троицкого собора.
Это оружие с удлиненно-треугольным клинком с продольным выступающим (вместо дола) ребром посередине. В верхней части клинка, вблизи перекрестия, на обеих его сторонах имеется клеймо, вы­полненное путем точечной инкрустации желтым металлом — так называемый «пассауский волчек», ставившийся на оружии, изготовленном в австрийском городе Пассауна Дунае. Рукоять меча обложена деревом и обвита сдвоенной серебряной с позолотой проволокой. Перекрестие также серебряное, позолочено и загнуто внутрь. Из позолоченного серебра и дисковидное навершие, в центре которого имеются гнезда для крупных драгоценных камней, окруженные гравированным орнаментом. Ножны меча деревянные, обтянутые зе­леным бархатом, серебряный наконечник ножен, закрывающий треть длины, украшен гравированными листьями и окантовкой, напоминающей готический крестоцвет.
Такое оружие, применявшееся как для рубки, так и для колющих ударов, характерно для XIV и XV веков, но крайне редко встречаются образцы, относящиеся ко второй половине XIII века — времени жизни Довмонта. Известна точная аналогия нашему мечу на одном рыцарском изображе­нии 1299 года. Упоминания о клейме на оружии в виде волка, которым украшен меч, начинаются около 1260 года. Конечно, полностью ручаться за принадлежность дошедшего меча именно Довмонту нельзя, но совокупность датировки, украшений, боевого и почетного значения, а также сходство с мечом на ранних изображениях князя позволяет достаточно уверенно предполагать,что до нас дошел подлинный меч святого покровителя Пскова — оружие, которым он одерживал свои знаменитые победы, которым «уязви в лице“ орденского магистра, а может быть, этот меч —тот самый, которым был убит великий Миндовг….»
Петербуржцы вернули жителям Пскова важную реликвию13-го века - меч князя Довмонта. Такой подарок один из древнейших городов России получил в свой день рождения. Оружие будет храниться в Троицком соборе, рядом с гробницей самого князя.
Довмонт, правил в купеческой столице рекордный для того времени срок - 33 года - и стал настоящим героем псковской истории, как и его легендарный меч. Оружие было освящено по всем правилам средневековых обрядов. Специально для этого его возили в Иерусалим в храм Гроба Господня. А затем ещё раз освятили в самомПскове - именно в День города. Со временем имя Довмонта и его подвиги забылись. Теперь историческую справедливость восстанавливают. За возвращением реликвии в Псков наблюдал наш корреспондент Алексей Олиферук, сюжет смотрите в ближайших выпусках.
*** *** ***
На монетах, отчеканенных в 60-е годы XV в. изображен удлиненно-треугольный меч с перекрестием, аналогичным перекрестию мечаДовмонта. Типы навершия меча, изображенного на этих монетах, все еще варьируют, хотя преобладают уже линзовидные навершия, аналогичные навершию меча Довмонта.
На печати псковской 6977 г.изображение меча имеет трехчастное навершие, в третьей четверти XV в. уже не употреблявшееся.
В это время мемориальный меч Довмонта уже безусловно существует: по данным летописи в 1460 г.этим мечом опоясывали князя при возведении его на псковский стол. Поэтому можно предположить, что в 60-е годы XV в. в ритуале возведения князя на стол использовался меч иного типа, нежели меч Довмонта, либо канона в изображении меча в это время еще не существовало.
На псковских монетах конца XV—начала XVI вв. изображение меча за редким исключением аналогично мечу, хранящемуся в Псковском музее-заповеднике.
Меч работы западноевропейского мастера (г.Пассау). На лезвии клинка "пассауский волчок" (волк). Единственный из средневековых мечей, хранящихся в музеях Росии, имеет "биографию" по летописи. Этим мечом князь ТимофейДовмонт ранил рижского магистра в битве 1271 г. Несколько столетий, как государственнаяреликвия, хранился в Троицком соборе Псковского кремля.
Сохранность: царапины,потертости.Инв.номер: 1956/78

*** *** ***
Резюме автора http://domont.blogspot.com/
В финальной части автор позволит себе обобщить все имеющие факты, с учётом открытий в статьях: «Довмонт сын Миндовга» и «Новое о св.Довмонте и князе Дмитрии, в свете чудотворной Мирожской иконе», размещённых на http://domont.blogspot.com/.
Историки (Васильев и другие) писали о замене и подмене княжеских мечей.
Как восстановить историческую правду?
Возможно ли это в наши дни?
1.В 1567 году в Пскове замироточила икона Знаменье П.Б., с Довмонтом и Марией, с тех пор икона именовалась Мирожской, по названию монастыря и крестным ходом перенесена в храм св.Троице, помещена у гробницы св.Довмонта.
В 1571-73гг был возведён в Пскове второй храм во имя Довмонта.
2.Пастырский собеседник №20 за 1899 г писал... «мечи Гавриила и ДОВМОНТА перепутанные, следовательно, меч с подписью-ЧЕСТИ МОЕЙ НИКОМУ НЕОТДАМ-принадлежит Довмонту».
3.Жития святых (написанные монахиней Таисией во Франции).М. 2004 С.263 " ...по утверждению уроженцев г.Пскова ...большой меч- лежал на гробнице князя ДОВМОНТА..."
Меч работы западноевропейского мастера (г.Пассау). На лезвии клинка"пассауский волчок" (волк) подлинный меч князя Довмонта Миндовговича.
Второй меч приписываемый князю Всеволоду Мстиславичу. Это богатое оружие, отделанное позолоченным серебром, орнаментом, снабженное девизом ("Чести моей никому не отдам").
Второй меч XV века не мог принадлежать Всеволоду Мстиславичу.
Автор Е.Г.Домонтович предполагает: У князей в XIII веке было несколько мечей и ??возможно оба меча, хранящиеся в государственном историко-архитектурном и художественном музей-заповеднике Пскова принадлежали князю Довмонту?.А меч, приписываемый  Всеволоду, подменён на аналогичный меч более позднего времени??
Необходимо вспомнить: В 1610 году был большой пожар в Пскове, выгорел весь Троицкий Собор, уберёгГосподь только гробницу Довмонта, а то всё погорело - сообщает Псковская летопись.
Хранилась псков­ская святыня - меч Довмонта в Троицком соборе при раке святого благоверного князя Довмонта в южной части Троицы, ближе к алтарю. В XVIII веке гробница с мощами князя ДОВМОНТА, удалена из Псковского Троицкого собора и вынесена в общую усыпальницу под храм. Вероятно в этот период и произошла замена и подмена мечей. Куда преместили меч Довмонта?
В Троицком соборе Пскова XVIII века оставлена одна рака с мощами князя Всеволода - Гавриила, изгнанного Новгородом, за поражения в походе на Суздаль. Псковичи его приютили, и был он Псковским князем около полгода. Мощи его почивали в псковском Троицком соборе на северной стороне.
Гробница св.князяДовмонта, стояла в южной части Троицы, ближе к алтарю. В Православной традиции самые почитаемые святые лежат в южной части храмов..
В современном Псковском соборе Святой Троице гробница князя Довмонта отсутствует.
Копия меча Довмонта положена на единственную гробницу, стоящею в северной части Псковской Троице.
В октябре 2011 году автор Е.Г.Д. посетила Псков одиннадцатый раз, в Троицком храме читала Акафист Довмонту, у единственной гробницы, табличка на ней отсутствовала, всякий подходящий был уверен, что это гробница Всеволода, т.к. на ней помещена его икона, нет в святой Троицы и иконы св.Довмонта.
Использованы интернет ресурсы.
Собрала материалы Евгения Георгиевна ДОМОНТович

Комментариев нет:

Отправить комментарий