Поиск по этому блогу

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Полемика потомка древнего рода Е.Г. ДОМОНТович с историком В.И. Охотниковой


Полемика потомка древнего рода Е.Г. ДОМОНТович с историком В.И. Охотниковой
2007 год в октябре седьмой раз  посетила ПСКОВ.

В результате моих исследований появилась уверенность: история с князем ДОВМОНТОМ искаженна. Пыталась свои находки донести до священнослужителей ПСКОВА, но не была услышана. Исключение составили мой духовник о.Феодосий (Коротков) и о.Олег Тэор. Он и подсказал обратиться к знатоку древней истории  Пскова Валентины Ильиничне Охотниковой, дал её телефоны. Знакома с её книгой «Повесть о Довмонте», которую  мне подарил родной брат Геннадий в 1987 году. Неинтересно показалось….но возвращалась к ней снова и снова…
И наконец, мы встретились. С восторгом рассказала ей о четвёртой Ярославской генеалогической выставки в мае 2007.. Они по моим материалам оформили 2 стенда, фамилия Домонтович прозвучала впервые. На моих стендах псковская Мирожская икона, святые Александр Невский и Ваш Довмонт.
Валентина Ильинична охладила мой восторг по поводу общения с представителями СВРТР(союз возрождения родословных традиций России) и оказалась права.  
Поделилась с Валентиной Ильиничной сомнениями - история с князем ДОВМОНТОМ искаженна, предложив провести конференцию, посвящённую ДОВМОНТУ. Она ответила:
            -Поверьте, не собрать - это никому не интересно. А Вы знаете, что в Московской  Третьяковской галерее выставлена псковская икона XV века – князь Довмонт и Мария.
            -Да, более того сумела её сфотографировать она у меня с собой…
Подарила ей две фотографии иконы князь Довмонт и Мария.
Валентина Ильинична дала мне ряд ценных советов по работе с архивными документами и обещала передать архимандриту Зинону мои семь фотографий его монастыря в дер.Гверстень 2005 года.
Мне подсказали, что Валентина Ильинична выпустила две книги по Пскову:
1.Псковская агиография  XIV -  XVII  вв. Том I. 2.Жития преподобных Евфросина псковского, Савы крыпецкого, Никандра псковского.
2.Жития князей Всеволода – Гавриила и Тимофея – ДОВМОНТА.
Внучка Галина купила обе книги в Москве и привезла мне в подарок. В книге 350 листов посвящено Всеволоду и 215 Довмонту. О Довмонте, в новой книге написано почти всё то же, что и в  «Повесте о Довмонте» 1986 г .
Посещая ежегодно Псков, пыталась повторно встретиться с Валентиной Ильиничной, не получилось.
Невозможность пробиться в печать, встретиться со знатоками истории и лживые публикации  СВРТР(союз возрождения родословных традиций России) вынудили открыть  http://domont.blogspot.com/, где выставляю все свои находки и вступаю в полемику с авторами статей.
 В статью Валентины Ильиничны Охотниковой «ДОВМОНТ»
курсивом  Arial вставлены десятилетние исследования о князе ДОВМОНТЕ
                                                              Евгении Георгиевны Домонтович.
В.И.Охотникова: ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых),
Е.Г.Домонтович: ДОВМОНТ – (острие меча, много имеющий) - литовское .
 родился в 1227 году- см. http://domont.blogspot.com/  статью «Довмонт сын Миндовга» 
В.И.Охотникова: правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны, зять вел. кн. владимирского и переяславского св. Димитрия Александровича.
Е.Г.Домонтович: Правителем Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества был другой  Довмонт, убитый в 1285 году. См.http://domont.blogspot.com/  статью «Псковский Довмонт кананизированный убийца-ли?».

Князь владимирский и переяславский Дмитрий в 1982 году включен как святой в Собор Владимирских святых.
Димитрий Александрович род. около1250 года. Князь Довмонт Миндовгович был верным другом Дмитрию, много раз выручал его из беды. На иконе МИРОЖСКОЙ жена ДОВМОНТА – названа дочерью Александра Невского. Что и подтверждает статья «Новое о св.Довмонте, кн.Дмитрии, в свете чудотворной Мирожской иконе»на http://domont.blogspot.com/ 
В.И.Охотникова: Сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга. В др. летописях, отражающих своды ХIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи ХV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором.
Е.Г.Домонтович: Сведения о ДОВМОНТЕ можно разделить на 4 группы:
1. До конца XVII века ПРАВДИВЫЕ.  Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Довмонтом кор. Миндовга. В XIII веке известны 3 князя Довмонта. Псковский Довмонт был сыном Миндовга.
2.С конца XVII века и почти до конца XIX века – ИСКАЖЁННЫЕ.  Вычёркивание ДОВМОНТА из истории России. Переписывание летописей, икон.
Сомнения в вере, крушение православных монастырей и православной культуры.
 3. XX век. Окончательный разгром православной культуры и ВСЕХ СВЯТЫХ. ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ Государя Петра I.
4. Конец XX века и XXI век – попытки восстановить истину.
В.И.Охотникова: Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях ХIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. ХVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. ХIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. ХIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.
Е.Г.Домонтович: Немецкие хроники только князя ДОВМОНТА называют героем Раковорской битвы, тогда как Русские князья отступили… это был период удельных княжеств и рождение Литовско – Русского государства. Создателями его были: Миндовг, Войшелг, ДОВМОНТ…..  Александр Невский с Миндовгом готовили совместный поход против немецких рыцарей, но оба ушли в 1263 году из земной жизни… Первый литовский король Миндовг убит (в 60 лет). Александр Невский (в 43),  предположительно отравлен.
Псковская летопись сообщает слова Александра Невского:
            -Если кто из позднейших моих потомков прибежит к вам в печали, или просто приидет к вам, и вы не примите, не почтете его как Князя, то назоветесь вторыми жидами.
Псковичи, благоговейно чтили память Александра Невского долгие годы, свято выполняли сей завет..
В.И.Охотникова: Повести о Д. в составе псковских летописей отводилось особое место. В Псковской I летописи она стала предисловием к летописи; в Псковской II летописи она помещена после вступления, в к-ром кратко излагается начальная рус. история, и после Жития вел. кн. св. Александра Невского; в Псковской III летописи Повесть включена в хронологический ряд. Тексты Повести в 3 редакциях псковских летописей близки, но неидентичны. Первоначальный текст точнее передан в Псковской I летописи. Составитель Псковской III летописи при включении Повести в хронологический ряд проставил в ее тексте даты, внес незначительные редакторские изменения. Жизнеописание Д. в Псковской II летописи (Г. Ю. Грабмюллер необоснованно считает его наиболее близким к первоначальному тексту) во многом отличается от жизнеописания Д. в др. источниках. Составитель данного свода 1486 г. внес поправки, отразившие его промосковские и антивечевые настроения (исключены фрагменты, в к-рых псковский князь по храбрости и славе уподоблялся вел. кн. св. Александру Ярославичу Невскому и его сыну св. кн. Димитрию, преуменьшена роль «мужей-псковичей» в решениях и победах князя). Крещение кн. Довмонта «со всем родом» Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.л.40 об.)
Крещение кн. Довмонта «со всем родом» Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.л.40 об.) Е.Г.Домонтович: Возвеличивание Александра Ярославича Невского началось с 1723 года, с этого времени стали ставить церкви Александра Невского..и т.д.
  ДОВМОНТА Миндовговича при жизни почитали, как святого, ибо ещё в 1374 году в Пскове был построен каменный  храм в его имя.
При Иване (Грозном) в 1569 - 71гг псковичами был воздвигнут второй храм, в честь князя ДОВМОНТА. Он был построен после чудес с иконой Знамения Богородицы, происшедших в 1567 г. С тех пор икона названа МИРОЖСКОЙ.. На иконе изображён князь ДОВМОНТ с женой, над ней написано «Дочь Александра Невского».
ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ, построенные ДОВМОНТОМ, переименованы и РАЗРУШЕННЫ в XVIII -XIX веках.
В.И.Охотникова: В 2 псковских Прологах 1341 г. (РГАДА. Тип. № 175 и 179) читается краткое Житие Д., в к-ром даются общие сведения о его жизни. Данное Житие было составлено независимо от летописной Повести о Д., появившейся примерно в это же время.
В ХV в. Повесть о Д. вошла в общерус. своды, при этом ее текст был соединен с известиями Новгородской I летописи. Со временем текст Повести претерпевал изменения в соответствии с общим характером правки в летописных памятниках. Особый интерес представляет жизнеописание Д. в Сокращенной Литовской летописи (список 20-х гг. ХVI в.), где говорится как о литов. периоде жизни Д., так и о его побеге в Псков, крещении и походе в Литву. Повесть о Д. в этом источнике обнаруживает сходство с известиями о князе др. летописей (Владимирского летописца, летописи типа Софийской I, летописных сводов 1479 г. и кон. XV в., «Книги степенной царского родословия» и др.). Рассказом о вел. кн. Войшелке, сыне Миндовга, и «благоверном» «новопросвещенном» Д. завершается повествование Сокращенной Литовской летописи об истории Великого княжества Литовского; Войшелк и Д. представлены как последние представители династии Миндовга, после них пошли князья «иншаго роду».
Е.Г.Домонтович: У МИНДОВГА было несколько жён и множество детей. Прославились два сына – Войшелг и ДОВМОНТ. 
Войшелг (Давид, Роман) – род.1223 г. – убит 1267 г построил православный монастырь на р.Неман. Родной тёткой ДОВМОНТУ была православная Полоцкая княжна – святая Евпраксия Псковская, (+1243г.), дочь Полоцкого князя Рогволда Борисовича -  Евфросиния в миру. И другая тётка Полоцкая княжна  Евфросиния, которую князь ДОВМОНТ пленил в 1265 году с двумя княжицами и привёз в Псков (погребена в Псковском Иоанна-Предтеческом монастыре).
К тому же родницами ДОВМОНТУ были: Полоцкая княжна Параскева (Александра) – дочь Брячислава, ставшая супругой Александра Невского в 1239 году, а  так же прославленная Российская святая Полоцкая княжна Евфросиния Полоцкая, жившая в XII веке.
«Книги степенной царского родословия» повествуют, что Довмонт младший брат Войшелга и сын Миндовга.
 В.И.Охотникова: Текст, близкий к Повести о Д. из Новгородской V летописи, лег в основу 2 редакций ХVI в. жизнеописания Д.- хронографической (РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 70) и средней (ГИМ. Син. № 850; РНБ. Погод. № 901). Хронографическая редакция, по свидетельству ее составителя, была им списана «с хронографа». Из разнесенных по годовым статьям известий о Д., которые соединяли тексты Новгородской I летописи и псковской Повести, редактор создал цельное произведение, внеся в летописный текст нек-рые поправки и изменения. Так, он уточнил, что рака Д. была поставлена в Троицком соборе «за правым клиросом». Автор средней редакции значительно переработал и дополнил общий с хронографической редакцией протограф. В средней редакции впервые рассказывается о строительстве Д. храмов, основании Снетогорского мон-ря.
Е.Г.Домонтович: В православных храмах на правой стороне погребали наиболее почитаемых святых.
На памятной плите Снетогорского (Довмонтовского до XVIII века) монастыря и в летописях написано, что он основан ДОВМОНТОМ.
            В.И.Охотникова: Автор данной редакции из своего источника исключил детали, к-рые напоминали бы о зависимости Д. от вел. князей Владимирских. Одно из основных отличий средней редакции от предыдущих вариантов состоит в том, что в ней появляется «Родство о блаженнем и приснопамятнем князе Вышелеге», в к-ром рассказывается о Войшелке, его пострижении на Афоне, возвращении в Литву, основании мон-ря «на некоем месте», мести убийцам отца и уходе в мон-рь на Св. Горе. В «Родстве...» Д. назван братом Войшелка и младшим сыном кор. Миндовга, после убийства к-рого «сродниками» Д. был вынужден бежать в Псков. «Родство...» было составлено под влиянием одной из версий родословной росписи вел. князей Литовских, отразившейся в Летописной и Румянцевской редакциях родословных книг 30-х гг. ХVI в.
Мирожская икона Божией Матери, с предстоящими святыми кн. Довмонтом и кнг. Марией. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ)
Мирожская икона Божией Матери, с предстоящими святыми кн. Довмонтом и кнг. Марией. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ) 
Прославление Мирожской иконы Божией Матери  началось после истечении слез от образа Богородицы в 1567 г., очевидно, привело к усилению местного почитания Д.
Е.Г.Домонтович: Псковский Мирожский монастырь хранил бесценную духовную жемчужину – чудотворную икону Божией Матери Знамение. В ХIII веке псковичи у ног Богородицы увековечили князя  Довмонта с его супругой Марией. В знак любви и благодарности псковичей этим почитаемым людям  (над ней подписано жена Довмонта-дочь Александра Невского).
Ни одно пожизненное изображение Александра Невского до наших дней не сохранилось.
В XVI веке икона, прославилась чудесами и получила название МИРОЖСКАЯ. Ей написана особая служба, ПОТЕРЯННАЯ в XVIII веке и  найденная в Ярославском музее заповеднике в XXI веке.  Она выставлена на страничке http://domont.blogspot.com/ 
В XVIII веке, уничтожая наследие ДОВМОНТА, с иконы удалены образы ДОВМОНТА и МАРИИ.
В.И.Охотникова: Житие Д. (распространенная редакция Повести), представляющее собой свод многочисленных свидетельств о псковском князе разного времени и происхождения, было написано в кон. ХVI в. В Житии (как и в средней редакции Повести о Д.) князь назван сыном Миндовга. Житие начинается с рассказа о Войшелке, об убийстве Миндовга «сродниками», о мести Войшелка и о побеге Д. в Псков. Кроме известных по др. редакциям событий, связанных с Д., в распространенной редакции приведен рассказ о 2 посмертных чудесах и о видении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы и Псковских святых, в т. ч. Д., во время осады Пскова польск. кор. Стефаном Баторием в 1581 г. Автор распространенной редакции свободно обращается с историческим материалом, сопровождает рассказы о победах князя библейскими цитатами, агиографическими характеристиками, подробными описаниями сражений, к-рые складываются из традиц. формул воинских повестей. Н. И. Серебрянский предполагал, что автором распространенной редакции был псковский агиограф Григорий Топинский. Однако сопоставительный стилистический анализ сочинений этого автора и Жития Д. не подтверждает данную гипотезу.
Е.Г.Домонтович: После осады Пскова польск. королём Стефаном Баторием в 1581 г. князю Довмонту была написана особая служба, потерянная в XVIII веке (выставлена на http://domont.blogspot.com/  ) …, в ней ДОВМОНТ называется братом Войшелга. В конце XIX века Довмонту сочинена другая служба..
Довмонту Миндовговичу  первая служба сочинена в XVI веке
Александру Невскому первая служба составлена в XVIII веке.
Мощи князя ДОВМОНТА, княжившего в Пскове 33 года, удалены из Псковской Троицкой церкви. В соборе в XIX веке оставлены мощи князя Гавриила, изгнанного Новгородом, за поражения в походе на Суздаль.  Псковичи его приютили, и был он Псковским князем около полгода. Мощи его почивали в псковском Троицком соборе на северной стороне.          
В . И . Охотникова

В статью В.И.Охотниковой, курсивом Arial вставлены исследования Е.Г.Домонтович.

ПРОСТИТЕ, БОГА ради, если кого невольно обидела.


Комментариев нет:

Отправить комментарий