Полемика
потомка древнего рода Е.Г. ДОМОНТович с историком В.И. Охотниковой
В
результате моих исследований появилась уверенность: история с князем ДОВМОНТОМ
искаженна. Пыталась свои находки донести до священнослужителей ПСКОВА, но не
была услышана. Исключение составили мой духовник о.Феодосий (Коротков) и о.Олег
Тэор. Он и подсказал обратиться к знатоку древней истории Пскова Валентины Ильиничне Охотниковой, дал её
телефоны. Знакома с её книгой «Повесть о Довмонте», которую мне подарил родной брат Геннадий в 1987 году.
Неинтересно показалось….но возвращалась к ней снова и снова…
И
наконец, мы встретились. С восторгом рассказала ей о четвёртой Ярославской
генеалогической выставки в мае 2007.. Они по моим материалам оформили 2 стенда,
фамилия Домонтович прозвучала впервые. На моих стендах псковская Мирожская
икона, святые Александр Невский и Ваш Довмонт.
Валентина
Ильинична охладила мой восторг по поводу общения с представителями СВРТР(союз
возрождения родословных традиций России) и оказалась права.
Поделилась
с Валентиной Ильиничной сомнениями - история с князем ДОВМОНТОМ искаженна,
предложив провести конференцию, посвящённую ДОВМОНТУ. Она ответила:
-Поверьте, не собрать - это
никому не интересно. А Вы знаете, что в Московской Третьяковской галерее выставлена псковская
икона XV века – князь Довмонт и Мария.
-Да, более того сумела её
сфотографировать она у меня с собой…
Подарила
ей две фотографии иконы князь Довмонт и Мария.
Валентина
Ильинична дала мне ряд ценных советов по работе с архивными документами и
обещала передать архимандриту Зинону мои семь фотографий его монастыря в
дер.Гверстень 2005 года.
Мне
подсказали, что Валентина Ильинична выпустила две книги по Пскову:
1.Псковская
агиография XIV - XVII вв. Том I. 2.Жития преподобных Евфросина псковского, Савы
крыпецкого, Никандра псковского.
2.Жития
князей Всеволода – Гавриила и Тимофея – ДОВМОНТА.
Внучка
Галина купила обе книги в Москве и привезла мне в подарок. В книге 350 листов
посвящено Всеволоду и 215 Довмонту. О Довмонте, в новой книге написано почти
всё то же, что и в «Повесте о Довмонте»
1986 г .
Посещая
ежегодно Псков, пыталась повторно встретиться с Валентиной Ильиничной, не
получилось.
Невозможность
пробиться в печать, встретиться со знатоками истории и лживые
публикации СВРТР(союз
возрождения родословных традиций России) вынудили открыть http://domont.blogspot.com/, где выставляю
все свои находки и вступаю в полемику с авторами статей.
В статью Валентины Ильиничны Охотниковой «ДОВМОНТ»
курсивом Arial вставлены десятилетние
исследования о князе ДОВМОНТЕ
Евгении Георгиевны Домонтович.
В.И.Охотникова: ДОВМОНТ (Тимофей) (†
20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в
Соборе Псковских святых),
Е.Г.Домонтович:
ДОВМОНТ – (острие меча, много имеющий) -
литовское .
В.И.Охотникова: правитель
Нальшанской земли в составе Литовского
великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле
(1266-1299), муж св. кнг. Марии
Димитриевны, зять вел. кн. владимирского и переяславского св. Димитрия
Александровича.
Е.Г.Домонтович: Правителем Нальшанской земли в составе
Литовского великого княжества
был другой Довмонт, убитый в 1285 году. См.http://domont.blogspot.com/ статью «Псковский Довмонт
кананизированный убийца-ли?».
Князь владимирский и переяславский Дмитрий в 1982 году включен как
святой в Собор Владимирских святых.
Димитрий Александрович
род. около1250 года. Князь Довмонт Миндовгович был верным другом Дмитрию, много
раз выручал его из беды. На иконе МИРОЖСКОЙ жена ДОВМОНТА – названа дочерью
Александра Невского. Что и подтверждает статья «Новое о св.Довмонте,
кн.Дмитрии, в свете чудотворной Мирожской иконе»на http://domont.blogspot.com/
В.И.Охотникова: Сведений
о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции
жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки
о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего
извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются
псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших
побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об
убийстве Д. кор. Миндовга. В
др. летописях, отражающих своды ХIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи
ХV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д.,
составленным псковским автором.
Е.Г.Домонтович: Сведения
о ДОВМОНТЕ можно разделить на 4 группы:
1.
До конца XVII века ПРАВДИВЫЕ. Ипатьевская летопись, повествующая об
убийстве Довмонтом кор. Миндовга. В XIII веке известны 3 князя Довмонта.
Псковский Довмонт был сыном Миндовга.
2.С
конца XVII века и почти до
конца XIX века – ИСКАЖЁННЫЕ. Вычёркивание ДОВМОНТА из истории России.
Переписывание летописей, икон.
Сомнения
в вере, крушение православных монастырей и православной культуры.
3. XX век. Окончательный
разгром православной культуры и ВСЕХ СВЯТЫХ. ВОЗВЕЛИЧИВАНИЕ Государя Петра I.
4. Конец XX века и XXI век – попытки восстановить истину.
В.И.Охотникова: Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях ХIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. ХVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. ХIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. ХIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.
В.И.Охотникова: Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях ХIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. ХVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. ХIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. ХIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.
Е.Г.Домонтович: Немецкие хроники только князя ДОВМОНТА
называют героем Раковорской битвы, тогда как Русские князья отступили… это
был период удельных княжеств и рождение Литовско – Русского государства.
Создателями его были: Миндовг, Войшелг, ДОВМОНТ….. Александр Невский с Миндовгом готовили
совместный поход против немецких рыцарей, но оба ушли в 1263 году из земной
жизни… Первый литовский король Миндовг
убит (в 60 лет). Александр Невский (в 43),
предположительно отравлен.
Псковская летопись сообщает слова
Александра Невского:
-Если
кто из позднейших моих потомков прибежит к вам в печали, или просто приидет к
вам, и вы не примите, не почтете его как Князя, то назоветесь вторыми жидами.
Псковичи,
благоговейно чтили память Александра Невского долгие годы, свято выполняли сей
завет..
В.И.Охотникова: Повести
о Д. в составе псковских летописей отводилось особое место. В Псковской I
летописи она стала предисловием к летописи; в Псковской II летописи она
помещена после вступления, в к-ром кратко излагается начальная рус. история, и
после Жития вел. кн. св. Александра Невского; в Псковской III летописи Повесть
включена в хронологический ряд. Тексты Повести в 3 редакциях псковских
летописей близки, но неидентичны. Первоначальный текст точнее передан в
Псковской I летописи. Составитель Псковской III летописи при включении Повести
в хронологический ряд проставил в ее тексте даты, внес незначительные
редакторские изменения. Жизнеописание Д. в Псковской II летописи (Г. Ю.
Грабмюллер необоснованно считает его наиболее близким к первоначальному тексту)
во многом отличается от жизнеописания Д. в др. источниках. Составитель данного
свода 1486 г. внес поправки, отразившие его промосковские и антивечевые
настроения (исключены фрагменты, в к-рых псковский князь по храбрости и славе
уподоблялся вел. кн. св. Александру
Ярославичу Невскому и его сыну св. кн. Димитрию, преуменьшена
роль «мужей-псковичей» в решениях и победах князя). Крещение кн. Довмонта «со всем родом» Миниатюра из
Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.л.40 об.)
Е.Г.Домонтович: Возвеличивание Александра Ярославича
Невского началось с 1723 года, с этого времени стали ставить церкви Александра
Невского..и т.д.
ДОВМОНТА
Миндовговича при жизни почитали, как святого, ибо ещё в 1374 году в Пскове был построен каменный храм в его имя.
При Иване (Грозном) в 1569 - 71гг псковичами был
воздвигнут второй храм, в честь князя ДОВМОНТА. Он был построен после чудес
с иконой Знамения Богородицы, происшедших в 1567 г. С тех пор икона
названа МИРОЖСКОЙ.. На иконе изображён князь ДОВМОНТ с женой, над ней
написано «Дочь Александра Невского».
ХРАМЫ и МОНАСТЫРИ, построенные ДОВМОНТОМ, переименованы
и РАЗРУШЕННЫ в XVIII -XIX веках.
В.И.Охотникова: В
2 псковских Прологах 1341 г. (РГАДА. Тип. № 175 и 179) читается краткое Житие
Д., в к-ром даются общие сведения о его жизни. Данное Житие было составлено
независимо от летописной Повести о Д., появившейся примерно в это же время.
В ХV в. Повесть о Д. вошла в общерус. своды, при этом
ее текст был соединен с известиями Новгородской I летописи. Со временем текст
Повести претерпевал изменения в соответствии с общим характером правки в
летописных памятниках. Особый интерес представляет жизнеописание Д. в
Сокращенной Литовской летописи (список 20-х гг. ХVI в.), где говорится как о
литов. периоде жизни Д., так и о его побеге в Псков, крещении и походе в Литву.
Повесть о Д. в этом источнике обнаруживает сходство с известиями о князе др. летописей
(Владимирского летописца, летописи типа Софийской I, летописных сводов 1479 г.
и кон. XV в., «Книги
степенной царского родословия» и др.). Рассказом о
вел. кн. Войшелке,
сыне Миндовга, и «благоверном» «новопросвещенном» Д. завершается повествование
Сокращенной Литовской летописи об истории Великого княжества Литовского;
Войшелк и Д. представлены как последние представители династии Миндовга, после
них пошли князья «иншаго роду».
Е.Г.Домонтович: У
МИНДОВГА было несколько жён и множество детей. Прославились два сына – Войшелг
и ДОВМОНТ.
Войшелг (Давид,
Роман) – род.1223 г. – убит 1267 г построил православный монастырь на р.Неман. Родной
тёткой ДОВМОНТУ была православная Полоцкая княжна – святая Евпраксия Псковская, (+1243г.), дочь
Полоцкого князя Рогволда Борисовича -
Евфросиния в миру. И другая тётка Полоцкая княжна Евфросиния, которую князь ДОВМОНТ пленил в
1265 году с двумя княжицами и привёз в Псков (погребена в Псковском
Иоанна-Предтеческом монастыре).
К тому же
родницами ДОВМОНТУ были: Полоцкая княжна Параскева (Александра) – дочь
Брячислава, ставшая супругой Александра Невского в 1239 году, а так же прославленная Российская святая
Полоцкая княжна Евфросиния Полоцкая, жившая в XII веке.
«Книги степенной царского родословия»
повествуют, что Довмонт младший брат Войшелга и сын Миндовга.
В.И.Охотникова: Текст, близкий к
Повести о Д. из Новгородской V летописи, лег в основу 2 редакций ХVI в.
жизнеописания Д.- хронографической (РНБ. Собр. ОСРК. Q. I. 70) и средней (ГИМ.
Син. № 850; РНБ. Погод. № 901). Хронографическая редакция, по свидетельству ее
составителя, была им списана «с хронографа». Из разнесенных по годовым статьям
известий о Д., которые соединяли тексты Новгородской I летописи и псковской
Повести, редактор создал цельное произведение, внеся в летописный текст нек-рые
поправки и изменения. Так, он уточнил, что рака Д. была поставлена в Троицком
соборе «за правым клиросом». Автор средней редакции значительно
переработал и дополнил общий с хронографической редакцией протограф. В средней
редакции впервые рассказывается о строительстве Д. храмов, основании
Снетогорского мон-ря.
Е.Г.Домонтович: В православных храмах на правой
стороне погребали наиболее почитаемых святых.
На
памятной плите Снетогорского (Довмонтовского до XVIII века) монастыря и в летописях
написано, что он основан ДОВМОНТОМ.
В.И.Охотникова: Автор
данной редакции из своего источника исключил детали, к-рые напоминали бы о
зависимости Д. от вел. князей Владимирских. Одно из основных отличий средней
редакции от предыдущих вариантов состоит в том, что в ней появляется «Родство о
блаженнем и приснопамятнем князе Вышелеге», в к-ром рассказывается о Войшелке,
его пострижении на Афоне, возвращении в Литву, основании мон-ря «на некоем
месте», мести убийцам отца и уходе в мон-рь на Св. Горе. В «Родстве...» Д. назван братом Войшелка и младшим
сыном кор. Миндовга, после убийства к-рого «сродниками» Д. был вынужден
бежать в Псков. «Родство...» было составлено под влиянием одной из версий
родословной росписи вел. князей Литовских, отразившейся в Летописной и
Румянцевской редакциях родословных книг 30-х гг. ХVI в.
Мирожская икона Божией Матери, с предстоящими святыми кн. Довмонтом и кнг. Марией. 2-я пол. XVI в. (ПИАМ)
Прославление
Мирожской иконы Божией Матери началось
после истечении слез от образа Богородицы в 1567 г., очевидно, привело к
усилению местного почитания Д.
Е.Г.Домонтович: Псковский
Мирожский
монастырь хранил бесценную духовную жемчужину – чудотворную икону Божией Матери
Знамение. В ХIII
веке псковичи у ног Богородицы увековечили князя Довмонта с его супругой Марией. В знак любви
и благодарности псковичей этим почитаемым людям
(над ней подписано жена Довмонта-дочь Александра Невского).
Ни одно пожизненное изображение
Александра Невского до наших дней не сохранилось.
В XVI веке икона, прославилась чудесами и
получила название МИРОЖСКАЯ. Ей написана особая служба, ПОТЕРЯННАЯ в XVIII веке и найденная
в Ярославском музее заповеднике в XXI веке. Она выставлена на страничке http://domont.blogspot.com/ …
В XVIII веке, уничтожая наследие ДОВМОНТА, с
иконы удалены образы ДОВМОНТА и МАРИИ.
В.И.Охотникова: Житие
Д. (распространенная редакция Повести), представляющее собой свод
многочисленных свидетельств о псковском князе разного времени и происхождения,
было написано в кон. ХVI в. В Житии (как и в средней редакции Повести о Д.)
князь назван сыном Миндовга. Житие начинается с рассказа о Войшелке, об
убийстве Миндовга «сродниками», о мести Войшелка и о побеге Д. в Псков. Кроме
известных по др. редакциям событий, связанных с Д., в распространенной редакции
приведен рассказ о 2 посмертных чудесах и о видении кузнецу Дорофею Пресв.
Богородицы и Псковских святых, в т. ч. Д., во время осады Пскова польск. кор. Стефаном
Баторием в 1581 г. Автор распространенной редакции свободно
обращается с историческим материалом, сопровождает рассказы о победах князя
библейскими цитатами, агиографическими характеристиками, подробными описаниями
сражений, к-рые складываются из традиц. формул воинских повестей. Н. И. Серебрянский
предполагал, что автором распространенной редакции был псковский агиограф Григорий
Топинский. Однако сопоставительный стилистический анализ
сочинений этого автора и Жития Д. не подтверждает данную гипотезу.
Е.Г.Домонтович: После
осады Пскова польск. королём Стефаном Баторием в
1581 г. князю Довмонту была написана особая служба, потерянная в XVIII веке (выставлена на http://domont.blogspot.com/ ) …,
в ней ДОВМОНТ называется братом Войшелга. В конце XIX века Довмонту сочинена другая служба..
Довмонту
Миндовговичу первая служба сочинена в XVI веке
Александру Невскому
первая служба составлена в XVIII веке.
Мощи князя ДОВМОНТА,
княжившего в Пскове 33 года, удалены из Псковской Троицкой церкви. В соборе в XIX веке оставлены мощи князя Гавриила, изгнанного
Новгородом, за поражения в походе на Суздаль.
Псковичи его приютили, и был он Псковским князем около полгода. Мощи его
почивали в псковском Троицком соборе на северной стороне.
В . И . Охотникова
В статью
В.И.Охотниковой, курсивом Arial вставлены исследования Е.Г.Домонтович.
ПРОСТИТЕ,
БОГА ради, если кого невольно обидела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий