Поиск по этому блогу

вторник, 24 декабря 2013 г.

Псковский святой ДОВМОНТ [1] (Домонт, ДОМАНТ) и ТРОИЦКИЙ СОБОР в свете новых источников.-дополненная версия

История псковского Троицкого Собора неразрывно связана с именем святого ДОВМАНТА [1] (Домант, Домонт - в русских летописях) 

 Старая версия от 19.02.2013 
 http://domont.blogspot.ru/2013/02/1.html

Права на авторство защищены Законом.
При использовании материала обязательна подпись:Евгения Георгиевна Домонтович.
При цитировании давайте ссылку  http://domont.blogspot.com/




 Ф. автора в Снетогорском (Довмантовском) монастыре. 2012, окт.
Автор Евгения Георгиевна Чижикова (рожд.Домонтович) 
Потомок КАЗАЦКОГО рода ДОМОНТОВ.  
Действительный член РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ.       Диплом № 2420, 2005 год.
РДС преследует культурно-просветительские цели, направленные на возвращение России ПРАВДЫ о её величии и забытых заслугах её сыновей.
Задача - не брать, но отдавать.
   «Господь - просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь?     Господь - защитник жизни моей: от кого устрашусь?» (Псалом  26: 1)
Забвение и искажение прошлого – большое зло нашего времени.

Попытаюсь приподнять завесу времени, совершив путешествие в прошлое ПСКОВСКОГО ТРОИЦКОГО СОБОРА на основании новых документов, находок историков, краеведов, исследователей.

                                       ПЕРВЫЙ ХРАМ

по преданию, был сооружен во времена святой Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение.  Вероятно он был деревянный и сгорел в результате пожара. Церковь простояла около 200 лет.

                                 ВТОРОЙ ХРАМ

построен из камня, строили его предположительно смоленские строители, — в те времена псковская школа зодчества еще не сложилась.
Постройку храма приписывают Всеволоду-Гавриилу.
Князь Гавриил скончался в четверг масленой недели, к-рый в 1138 г. приходился на 10 февр.а храм заложен около 1190 года.
 Исследование Юрия Павловича Спегальского:
«К концу 80-х или к самому началу 90-х годов XII века следует отнести возведение первого каменного Троицкого собора в Детинце. Церковное предание ошибочно приписывало его постройку князю Всеволоду-Гавриилу и относило его ко времени пребывания князя в Пскове – 1137 году, наиболее вероятная дата постройки каменного Троицкого собора — начало 90-х гг. XII в
 Православная энциклопедия подтверждает исследование Ю.П.С: (В. Седов, П. А. Раппопорт и др.) до кон. XII в. (Н. Н. Воронин, А. И. Комеч и др.), то возможным разрешением указанного противоречия может служить гипотеза Воронина, что Троицкий собор, в к-ром в 1138 г. похоронили В. М., был еще деревянным, со временем - быть может, в связи с закладкой каменного собора ок. 1190 г.- мощи были переложены в Димитриевскую ц., а по завершении строительства в 1192 г. возвращены в кафедральный храм. 
Построителем второго Троицкого собора не мог быть Всеволод.
В нём молился Александр Ярославович Невский (род.1220, +1263).
  В этом храме князь ДОМАНТ (род.1227, +1299) принял Святое крещение с именем Тимофей, "и посадиша его на княжении во граде Пскове". И здесь же "в лето 6775" (1267 год), когда рижские немцы во главе со своим магистром решили покончить с Довмонтом, "съвокупи много вой своих и ополчився в силе тяжце ... и прииде ко Пскову, ови на конех, а инии в кораблях и в лодиахъ и с порокы (стенобитными орудиями - пороками, - Е.М.), хотяше пленити дом святыа Троица, а князя Довмонта руками яти, а мужей пскович мечи иссечи, а ... жены и дети пленивше в работоу вести" (это снова были рыцари Ливонского ордена, как во время Ледового побоища). Князь Довмонт-Тимофей, оценив ответственность момента, "вниде в церковь святыя Троица, и положивъ мечь свои перед олтарем (тот самый, что ныне хранится в музее Пскова - Е.М.), пад, моляшеся много с плачем". Князь-герой Довмонт со слезами на глазах всенародно истово молился коленопреклоненный перед алтарем Троицкого собора, положив перед ним свой меч, собираясь с духом на подвиг, укрепляя своё мужество и мужество своей дружины, которая, безусловно, стояла за ним и молилась вместе с князем. "Игумен же Сидор и весь иерейский чин", взяв меч, торжественно перепоясали им Довмонта и благословили князя. "Довмонтъ же въ множестве ярости мужества своего, не дождавъ полков новгородских, с малою дружиною, с мужи псковичи, выехавъ, изби полки" врагов "и самого местера (магистра Ливонского ордена - Е.М.) раниша по лицю. Они же трупия своя многы оучаны накладаше (положив трупы в речные суда - Е.М.), отвезоша в землю свою, а прочий останокъ их устремиша на бегъ, месяца иоуня в 18 день". 

Троицкий собор - патрональная святыня Пскова, его символ, его утверждение. Если новгородцы говорили: "Кде София, ту и Новгород" (то есть где Софийский собор, тут и Новгород), то псковичи в трудную минуту жизни обращались друг к другу с сакраментальными словами: "Братья мужи-псковичи! Постоим (или даже "потягнем") за Святую Троицу, за своё отечество!" Это боевое присловие псковичей, идущее от князя Домонта, повторялось из века в век...
 В Троицком соборе Пскова Домант возносил благодарственные молебны после победы над врагами.

  После смерти в 1299 г. ДОМАНТ стал неофициально почитаться как местный святой, и был положен в храме святой Троице на южной стороне.

    ДОМАНТ-ТИМОФЕЙ, как былинный богатырь княжил в вечевом Пскове 33 года. В минуты опасности для Пскова, Псковской земли он обращался на вече: «Братья мужи-псковичи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество».
В ночь на 1 июля 1365 года свод его обрушился, простоял храм 226 лет.

                                ТРЕТИЙ ХРАМ

     в камне возводили псковские мастера с 1365— 1367 гг.
Псковская Святая Троица построена в три года.  Храм освятили 30 января 1368 году.
Возводили храм  псковские мастера во главе с Величайшим зодчим Руси Кириллом.
«псковичи, наяша мастеров, и даша делу мзды 400 роублев. Они же заложиша церковь Святыя Троица по старой основе (по фундаментам храма XII века). Делаша же по три лета. И свершен бысть храм Святыа Троица».

1409 г. - «Подписана бысть церковь Святыя Троица... А псал Антоне инок киевлянин с учеником с Ыгнатьем, а выспод подписывал Марк псковитин». "В лето 6917 (1409) ... Тое же весны ... на страстной неделе в великий четверг, преставися во Пскове князь Данило Олександровичь... Бысть тогда во Пскове туга и печаль по благолюбивом князи". Псковичи любили князя Даниила: был он приветлив, украшал церкви, кормил нищих, давал милостыню вдовицам и сиротам... "И бысть тогда жалость мужемъ и женамъ и малымъ детямъ по боголюбивомъ князе Даниле; и проводиша его все поповство, и положиша и в соборнеи церкви, в святей Троици, съ псалмы и песньми".

  1420-21 гг. «Псковичи наяша мастеров Федора и дружиноу его побивати церковь Святыа Троица свинцом, новыми досками... И приеха мастер с Москвы от Фотея Митрополита и наоучи Федора - мастера Святыа Троици (лить свинцовые доски), а сам отъеха на Москву. И тако побита бысть церковь Святыя Троица». В создании храма принимали участие не только псковичи, но киевляне, москвичи... вся Русь.

   В 1467- «побиша железом верх оу Святей Троицы», «побиша лоб оу Святей Троици железом».     Таким образом, семипрестольный собор в целом был закончен строительством либо в 1421 году (покрыт по сводам свинцом), либо в 1467 году (покрыт по деревянным   доскам белым железом).

В 1472 году "приеха из Рима за князя великого Ивана Васильевича цесаревна" - Софья Палеолог, невеста Ивана III. В Троицком соборе пели за неё молебен и благословили её. "А псковичи много чтиша ю (её) и даша в даръ 50 рублевъ". И царевна обещала псковичам, в случае надобности, заступиться за них перед своим будущим супругом - великим князем Московским Иваном III.


Здесь в 1487 году был погребён князь Ярослав Васильевич (Севастьян) Стрига-Оболенский - личность яркая и неоднозначная ("того же лета князь Ерославъ преставися во Пскове, и положиша его оу святыя Троици"). Он памятен не только битвой со псковичами на Торгу и подменой "смердьей грамоты", но и основанием Псково-Печерского монастыря, и помощью Крыпецкому монастырю, к которому в благодарность за исцеление княгини, замостил лесную заболоченную дорогу: построил "мост через мхи и болота на протяжении трех-четырех верст". Князь Ярослав изображён на двух клеймах иконы из Крыпецкого монастыря, которая находится в экспозиции Псковского музея.

  Основным строительным материалом стал местный известняк.  Вид Троицкого храма сохранился в четырёх псковских церквах на иконах.
Зодчие старались   показать псковскую свободу и самостоятельность.

      Размеры собора: Ширина 20 метров. Размер подкупольного квадрата более 7 метров. Толщина стен около двух метров. Размеры кажутся невероятными. Здание больше Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. И больше Софии Новгородской (возведённой в 1050г и стоящей в Новгороде до наших дней), в пределах трех нефов. Такой величины памятников не было в Смоленске!!!



Г. Я. Мокеев. Троицкий собор. Реконструкция.


     Г.Мокеев в работе о мастере Кирилле Псковском пишет: «величайший зодчий Руси Кирилл, очевидно, предложил Псковичам на Вече после возведения им Троицкого собора расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею «Дома Святой Троицы», положив в ее основу эсхатологическую тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества (все описано в Откровении Иоанна Богослова). Причем, как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи, возможность строительства 25 символических престоло-храмов возле престола-храма Живоначальной Троицы. Троицкого собора в 1367 году и церкви святого Иоанна Богослова (в противоположных концах будущего Дома), затем нескольких крайне необходимых церквей на посаде и в торгу, псковичи в 1373 году разрешили Кириллу торжественно начать строительство маленьких символических храмов-престолов перед Святой Троицей в Довмонтовом городе с возведением сначала храма имени святого ДОМАНТА в ДОМАНТовом городе.

   Первым возведели храм имени святого ДОМАНТА, самого любимого псковского князя.  Древнее (XIV век) проложное житие – как всегда, краткое – так характеризует ДОМАНТА: "Страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая".
Затем возвели храм имени святого Кирилла Иерусалимского, потом – двух Святых Ворот в ДОМАНТову стену, церкви Входа в Иерусалим, храма-крещальни Сошествия Святого Духа и др. храмы.

   Все храмы Домантова города были расписаны фресками.
Из храма Святой Троицы псковичам истекало избавление от бед, когда чудотворная икона Богоматери (Мирожская, зам.автора) и мощи св.заступника псковской земли (князя Доманта, зам.автора), принесённые на место битвы одушевили защитников города и враги были отражены. Из этого храма начинались крестные ходы в память спасения города от нашествия Ляхов.

        К собору Святой Троицы пристроили Сени. Сени Святой Троицы находились с южной стороны собора. Это был красивый двухэтажный притвор к храму, обращенный фасадом на Вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В Сенях заседал государственный Совет – Тайная Господа, вершился также светский суд; находился Ларь с государственными грамотами-договорами, старые разрядные книги, содержащие историю государственных назначений на Руси.

  Весь (архив), состоявший в ведении особого Ларника; хранилась государственная печать, государственная и соборная казна (в других ларях)… Собор вечевого Пскова был неразрывно связан Сенями с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью соборной. Сени находились «под сенью» Самой Святой Троицы.

     Прекрасный, возносящейся к небу храм, был одноглавым, пирамидальным по композиции и включал в себя 6 приделов, - то есть в целом был 7-ми престольным стены Святой Троицы были расписаны фресками.

   Царствующий надо всем, он являл собой сакральную и архитектурную доминанту города и занимал 1-е, ни с чем не сравнимое место в иерархии ценностей псковского народа, утверждая приоритет православной духовности и олицетворяя Дом Самого Бога на земле, в Пскове.

Самым любимым псковским князем был ДОВМАНТ (в русских летописях ДОМОНТ, ДОМАНТ) – в крещении Тимофей, сумевший 33 года прожить в мире с псковским вече.. «..90 воинами побеждал 700 врагов..был милостив паче меры, сердца враждующих приводил в мир…церкви строил и украшал…почитал священство…» сообщают Псковские летописи.

По известию одной старинной рукописи, мощи благоверного Доманта покоились в Троицком, строенном в 1367 году храме в главной его церкви за правым клиросом, на южной стороне, тут-же находился меч и одежда князя.
Подпись на гробнице ДОВМОНТА в Псковском храме Святой Троицы: «Святый Благоверный Князь Тимофей, прежде именовался Домант, родился в земли Литовской от Литовского Князя Миндовга и в лето 1266, оставив землю Литовскую, переселился во град Псков, со всем своим родом, и в нем Святое Крещение принял; мужества же ради ради и добронравия Княжением Псковским бысть почтён. Во время же своего княжения во граде Пскове многия преславные одержал победы над Литвою и Немцами, многия грады их разорил и Чудь и Поморие попленил. За дарованные же от Бога победы в знак благодарения и для памяти будущим родам многие Святые поставил Церкви, и пожив свято и Богоугодно в посте и молитвах, преставился в Небесную славу в лето 1299 месяца Майя в 20 день и положено честное тело его в Соборной Церкви Пресвятые Троицы».

   «В августе 1480 г. немцы подошли к Изборску ратью, хотели взять город, стрелы огненные пускали. Два дня отстояли возле стен, одолеть изборян не смогли, пошли ко Пскову. На четвертый день юрьевцы подошли, подвезли много “ратного запаса, и хлебов, и пива, и вологи, акы на пир,” решили город стоянием взять; “... напившеся, закляшеся князю своему поганому местеру посады огнем зажещи, а Псков град взяти; и собравше по Завеличью оставшаяся древеса и жердье и солому, и накладоша 2 оучаны, акы тростья стань посталяша, и полияша таковыи хврастъ смолою, и таковымъ замышлениемъ зотеша Запсковие зажещи, бяше бо тогда посивенъ ветер от Завеличья на град.” И многие горожане от страха из города побежали. Тогда были посланы гонцы за помощью. 

  А священники и диаконы святой Троицы “нощию вземше от гроба одеяние благоверного князя Домонта, и с кресты оходиша 3-щи около Кромоу, молящеся господеви и благоверным княземъ способствовати на поганыя”http://www.rusarch.ru/frolova_l1.htm
  
      Изображения меча ДОМАНТа, который при жизни стал легендарной личностью, было на псковском знамени и псковских монетах XV в. Особенно любимый псковичами, князь ДОМАНТ был канонизирован вскоре после смерти как местный святой, а в XVI веке — для всей Руси.

        1510 год в этом храме произошло уничтожение Псковской вольности "генваря въ 24 день приехалъ во Псков государь и великий князь Василеи Иванович..." (присоединив Псков к Москве). "И бе тогда во Пскове плач и рыдание и стенание велие (великое - Е.М.), во всех домех друг друга обнимающе...", "а самъ князь великий слез с коня у всемилостивого Спаса на площади... и пошел ко святей Троицы. И пеша молебенъ…

    Было это в лето 6846-го(1538), в день Пятидесятницы, когда совершается празденство Пресвятой Троицы (в день празднования Живоначальной Пресвятой Троицы) в ее же божественном храме было множество людей, молящихся во время Божественного пения. Среди молящихся  у раки блаженного князя Тимофея, стояла слепая женщина, ничего невидявшая. Стояла близ раки блаженного князя Тимофея, оплакивая свою слепоту, с плачем прося помощи святого. И сквозь слезы, все в церкви увидела, поняв исцеление свое, неизреченную радостью исполнилась и дар исцеления исповедала. Поцеловав раку святого и благодарными слезами окропив, возвратилась в свой дом, прославляя Святую Троицу и ее угодника, блаженного князя Доманта.    Слышали о прозревшей жены от раки святого немощные. Один руку сухую имел, другой был слеп очами. Укрепившись упованием, к гробу святого приходят, и исцелением Святого сподобливаются.. Благодарят всесильного Бога, и с большою любовью целуют раку святого, уходя с великою радостью. 
  
  Исходит от честных мощей блаженного вместо мира благовонная теплота некая и видна бывает, как  зимой в оконцах храма, в скважинах гроба, измерзает, в белый иней чудно превращается. И это бывает каждое лето.  

    Подает и доныне благодать исцелений с верою приходящим осенением Святого Духа от честныого гроба князя Доманта.  - Сообщает житиё Доманта, написанное в XIV веке

  Царь Иван Васильевич позолотил (1556) верх Троицкого собора, построенного еще в 1377 г. псковскими мастерами теми самыми, которые тогда же соорудили придворный Благовещенский собор в Москве.

  1567 г. из Спасо-Преображенского монастыря в Троицкий собор Пскова перенесли чудотворную икону Богоматерь Мирожскую. Над фигурой ДОМАНТа помещена киноварная надпись: «Благоверный князь Довмант, во святом крещении Тимофей», а над княгиней — «Благоверная княгиня Мария, Домантова жена, дщерь великого князя Александра Невского»
Эта икона была написана не иначе, как по их заказу, так как князь ДОМАНТ и княгиня представлены на ней как донаторы — заказчики.

   Поставили чудотворную икону торжественно «возле олтаря южных дверей», у раки св.ДОМАНТА. Чудо было хорошо известно на Руси, где хранилась память о дивной помощи Богоматери Мирожской. Многие жители после молитвы перед ракой св.ДОМАНТа и святым Мирожским образом в Троицком соборе получили исцеление. Подробнее: http://domont.blogspot.ru/2012/03/blog-post.html .

  В этом храме Псковские князья молились и клялись в верности Псковичам, опоясываясь мечом ДОМАНТа защищать Псков: "Братья мужи-псковичи: кто стар - тот отец, а кто млад - то и брат; потягнем (положим жизнь) за Святую Троицу!" 
Меч ДОМАНТа стал символом непобедимости Псковичей.

    «До XIV века на Руси нигде, кроме Пскова, не было храмов во имя Святой Троицы. Псковичи величали так и главный храм, и город, и всю свою землю. Из речи князя Довмонта: «Братье моужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, то ми брат. Слышал есми мужество ваше въ всех странах; се же вам надлежит живот и смерть; братия моя, потягнете за Дом Святые Троица!...» (5, С.17.) Дом Бога на земле» - столичный центр вечевой Псковской земли – был создан в результате великих прозрений и огромных трудов творческим гением Кирилла и всего народа псковского.

 Довмонтов город с его соборами и церквями, ориентированными к Святой Троицы, становится  - центром церковного Пскова. К концу XV века на этой территории в 1,5 га было возведено не менее 18 храмов, 6 из них были соборными (т.е. в них постоянно «горели светильники», совершались молитвы). Домантова стена стала границей иного мира - за ней было царство вечного покоя. Псков был превращен в столицу, со всеми ее функциями - Ядром Пскова стала уникальная, нигде более не встречающаяся, 2-х частная структура сакрального центра: «Кремль (Кром) + Довмонтов город».

  Ценности Пскова - сначала духовная, затем вечевая и, наконец, княжеская власть - нашла воплощение последовательно: в Троицком соборе, Персях, Довмонтовом городе и Княжьем дворе.

    Все, что было явлено в «Откровении» Иоанну Богослову как Небесный Престол Господа, нашло свое воплощение в архитектурно-градостроительном ансамбле Кирилла Псковского. И Псков уподобился Небесному Престолу, то есть стал «Домом Бога», «Домом Святой Троицы » на земле.

    Эта удивительная идея была не только блестяще воплощена, но и обогатилась провидческим, эсхатологическим акцентом; она включила в себя не только градостроение, но и людей, как живых, так и пребывающих в лучшем мире.

     Именно с молитвы за живых, а затем за мертвых начиналось всегда псковское вече. «…Вече сидело на лавках, а частью стояло в амфитеатре Персей. Оно было обращено лицом к Святой Троице, ее Сеням и правее - к трибуне, Вечевой Степени. А позади вечников в низине Довмонтова города под Персями находилось общегородское буевище – кладбище с могилами их «праотец, отец и братии», заставленное крестами и храмами. Все псковичи сгрудились перед Святой Троицей: впереди живые, позади – мертвые. В этом предстоянии «как на Духу»» перед Богом живых и мервых заключался главный символический смысл и функциональная обоснованность градостроительного построения структуры и композиции…псковской цитадели…для будущего Страшного суда и был создан Довмонтов город мертвых перед Святой Троицей…http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=242

  В XVI веке изображения св.Доманта появилось в Деисусом чине псковских церквей.
Псков почитался в средневековье как священный город, «Дом Святой Троицы». Не случайно существовал строжайший запрет (под страхом смертной казни) на посещение города иностранцами. Секретарь канцелярии Стефана Батория Я.Пиотровский во время осады Пскова в 1581-82 гг. записал в дневнике: «Любуемся Псковом! Господи, какой большой город! Точно Париж!».  
Главы Троицкого собора издревле выглядели, как серебряные: и главы, и кровли были "побиты" свинцом. Центральная глава впервые была позолочена при Борисе Годунове в 1598 году.

Во время осады Пскова Густавом-Адольфом в 1615 году "побиенных" 9 октября "погребоша у святей Троицы". Однако неизвестно, были ли они погребены в самом Троицком соборе или, скорее всего, как в Москве у Кремлёвской стены, - снаружи у собора.

С княжескими почестями под Троицком собором погребли скончавшегося в 1576 году 28 февраля спасителя Пскова юродивого Николая Саллоса, псковского чудотворца. Н.Ф.Окулич-Казарин в "Спутнике по древнему Пскову" приводит ещё имена князей Мстислава и Андрея (по синодику Троицкого собора), а всего здесь было девять княжеских погребений, что соответствовало числу "находящихся в западном отделении склепов".
Во время приступа Батория в сентябре 1581 года псковичи пол омыли слезами, молясь перед чудотворными иконами.
В 1588 году поставлен городу Пскову первый епископ.

    С 1589 года, Троицкий собор стал кафедральным. Летописец, касаясь событий 1606 года, говорил о псковских «гостях», как о «славных» и «великих» людях, «мнящихся перед богом и человеки, богатством кипящих». После того как эти «великие люди» исчезли из Пскова, вероятно, попав в число семейств,  «выведеных» в другие города, их место заняли Поганкины, Русиновы, Сырниковы и другие, необыкновенно быстро возвысившиеся купцы.
В 1609 году, во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули все стены по обоим набережным – Великой и Псковы. В соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя ДОМАНТа.

    Псковская летопись. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 231. "... и по том загореся Печерское подворье ...; токмо осташа 2 монастыря, Никола Чудотворец в Песках да против того за рекою Козьма и Дамиан на Гремячой Горе, да в соборном храме соблюде бог гробницу благовернаго князя ДОМАНТА, а то все погоре"

    В марте 1613 года в этом соборе была вознесена молитва Богу о восшествии на престол Русского государства Михаила Федоровича Романова.

    По шведским источникам, в 1615 году купол Троицкого собора был вызолочен.
В Троицком соборе в 1623 году у второго столба, с правой стороны поставили осьмиконечный крест с изображением распятого Господа, известный под именем крест Блаженной Ольги.
Архимандрит Макарий [2]  2 февраля 1650 года совершил Литургию в Троицком соборе Пскова. 14 лет управляя Псковской Епархией до 1664 года и ушёл на покой.
Архимандрит Арсений [3] прибыл в Псков 25 мая 1665 года. После семнадцатилетнего правления 6 сентября 1682 года ушёл на покой…
Н.Ф.Окулич-Казарин. В спутнике по древнему Пскову. Псков. 2001. С.75,91, 92 пишет:
«Швед Пальмквист, проезжавший через Псков в 1673 году, также говорит, что Троицкий собор покрыт золочёною жестью.
   В алтаре, за жертвенником, находился крест в рост человека, с металлическими дробницами для мощей и надписью: лета 7180 (1672) году июля в 29 день построен сей животворящий крест запрестольный и кипарисный с мощами и дробницами….при Святейшем патриархе Питириме, по обещанию грех ради моих. Харитоновский священник Артемий при себе и по своих родителях на вечный поминок душам их.»  Потир золотой, с надписью: «Лета от сотворения мира 7194 (1686) июля в 9 день построишеся сии сосуды служебнии златии во граде Пскове в соборную церковь Пресвятые Троицы, повелением преосвещенного Маркелла, первого метрополита Псковского и Изборского, из домовой казны». К нему дискос с золотым верхом и серебряная звезда с мелкой чеканкой древней работы.
Старинная панагия, на задней стороне подпись:
«Сия панагия дана в дом Живоначальной Троицы первому Маркеллу митрополиту Псковскому, в поминовения души стольника Льва Салтыкова, а прямое ему имя Мемнонь 1683 г.»

М.Толстой Святыни и древности Пскова. М. 1861. С.37...
Крест напрестольный позолоченный, чеканной работы, осмиконечный, с литым распятием и под ним с образом Св. князя Владимира. Крест этот украшен жемчугом, яхонтами и изумрудами, и заключает в себе девять частиц Св.мощей. На задней стороне надпись: «сей животворящий крест построил в соборную церковь Пресвятые Троицы, во граде Пскове преосвященный Маркелл, первый Митрополит Псковский и Изборский лета 7191(1683), мая 7 дня.

Золотой потир с резными вокруг изображениями Спасителя, Божией Матери, Предтечи, двух Архангелов, Первоверховных Апостолов, а между ними распятия. На рукояти, имеющую форму, подобную митры, расположены лики Святителей: Афанасия, Кирилла, Василия, Григория и Иоанна. На поддоне изображены страдания Христовы, тайная вечеря и положение во гроб. Внизу следующая надпись: «лета от сотворения мира 7194 (1686)июня в 9 день состроишаяся сии сосуды служебнии златии  во град Псков в соборную церковь Пресвятые Троицы повелением преосвященногоМаркелла, первого Митрополита Псковского и Изборского из домовой казны»



На основании вышеизложенного, псковский храм Св.Троицы, построенный величайшим зодчем Руси Кириллом, ХРАМ шириною 20 метров, с размером подкупольного квадрата более 7 метров, с толщиною стен около двух метров был вполне исправен. Псковская Троица была больше Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, и больше Софии НовгородскойНовгородскую Софию возвели на  320 лет ранее псковской Троицы мастера Кирилла. Её строили с 1045—50 гг., однако Новгородская София стоит до наших дней

Главный храм ПСКОВА,  жемчужина всего русского храмоздательства, расписанный фресками не был обветшалым, а был вполне исправен и простоял до 1690 года, более 320 лет. Почему разобрали Троицу? Что произошло? 


  Известно, что архитектурные памятники хранят в себе информацию о той эпохе, к
которой они принадлежали. Храмы, фресковая живопись может рассказать гораздо больше, чем летописи и государственные документы.

С конца XVII века по Руси прокатилась волна погромов, в результате которой большинство памятников до романовской эпохи были уничтожены. «Романовыми упразднены (закрыты) четыре пятых старинных монастырей Руси.» Е. Поселянин. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М. 1998. С.135


   С формулировкой «за ветхостью» было разобрано множество старинных храмов на Руси.
В Москве, разбирали старинные церкви «и храм в честь седми Соборов Вселенских, построенный при Иване IV …нетленные мощи св. Даниила московского открыты в 1652 году…храм разобрали  за ветхостью в 1729 году…»   М. В. Толстой. История русской церкви. М. 2009. С.145

 Так в Чернигове уничтожили Благовещенскую церковь XII века, изнутри храм был украшен фресками. Протоиреем этой церкви с 1688 – 1712 гг  был Павел Иванович Домонтович – сын генерального судии Ивана Михайловича Домонтовича. «В 1722 году, Черниговский древний храм Благовещенья разобрали, за ветхостью…»   Людмила Студьонова. Ось де, люди, НАША СЛАВА. Нежин. 2004. С.140

Причина разбора Троицкого собора мастера Кирилла:

 «Тотальное уничтожение древних родов...   


Наибольшую угрозу для Романовых представляли письменные источники. В них было отражено все. И подлинные истории русского государства и их место в этом государстве. В средневековой Руси был особый порядок назначения на высшие государственные должности на основании родовитости происхождения и иерархического положения предков на великокняжеской и царской службе.

    Этот порядок назывался – местничество. Все назначения на государственные должности происходили на основании этой иерархии и записывались в особые “Разрядные книги”, которые хранили историю государственных назначений на Руси в 15-16 веках. Существовал этот порядок на Руси до последнего года правления царя Федора Алексеевича Романова. В конце 19 века исследованием Бархатной книги занялся известный русский историк Николай Петрович Лихачев. Он впервые поднял вопрос о так называемых “Составных родословиях”. Лихачев обнаружил, что указанные в этих родословиях лица, как правило заимствовались из, доступных составителю, письменных источников. А потом объединялись в поколения, причем часть имен вообще могла быть выдумана.

   Надо сказать, что подделывались родословные не только Романовских дворян, а, прежде всего, самих Романовых. Потому, что во времена Михаила Федоровича, когда династия Романовых пришла к власти, в русских книгах московской печати, в церковных книгах выходных данных, то есть в официальных источниках, утверждалось, что Михаил Федорович Романов является сыном Федора Ивановича и внуком Ивана Васильевича – это прямо утверждалось.

  Это была прямая подделка царской родословной новой династии. В 1672 году, в посольском приказе была составлена большая государственная книга, или “Корень Российских государей”, которую часто называют “Титулярник”. 

   В первой половине 17 века в Польше стали выходить некие книги, содержание которых мы часто не знаем, но, видимо, это были интересные книги, которые называли бояр Романовых не царями, а вождями или как-то по другому. Они описывали их происхождение в другом ключе.
Так вот, Романовы послали целую делегацию в Польшу с требованием: все книги сжечь, всех наборщиков казнить смертию, всех владельцев местностей, где эти книги издавались, казнить смертию и всех людей которые могли знать содержание этих книг так же казнить…»

«Предки Романовых и новых людей, которые пришли с ними, занимали в старой местнической иерархии Руси – довольно низкий уровень. И это ясно было видно из старых разрядных книг, существовавших до конца XVI века Не удивительно, что Романовы, придя к власти на Руси, постарались бесследно уничтожить эти книги, хранившиеся в монастырях и храмах.


НАЧАЛОСЬ УНИЧТОЖЕНИЕ РОМАНОВЫМИ РАЗРЯДНЫХ КНИГ РУССКОЙ ИМПЕРИИ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВМЕСТО НИХ ПОДЛОЖНЫХ РОДОСЛОВНЫХ.


   12 января 1682 года, при царе Федоре Алексеевиче Романове на Руси было отменено местничество. При этом "КНИГИ, СОДЕРЖАЩИЕ МЕСТНИЧЕСКИЕ ДЕЛА, БЫЛИ СОЖЖЕНЫ" В ЧАСТНОСТИ, БЫЛИ СОЖЖЕНЫ ЗНАМЕНИТЫЕ "РАЗРЯДНЫЕ КНИГИ", содержащие историю государственных назначений на Руси в XV-XVI веках.

  По мнению другого исследователя романовских родословных росписей конца XVII века - академика С.Б.Веселовского, "БОЛЬШИНСТВО РОДОСЛОВИЙ БЫЛО СОСТАВЛЕНО ЗАДНИМ ЧИСЛОМ, А НЕ НА ОСНОВЕ НАКОПЛЕННЫХ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ МАТЕРИАЛОВ". То есть, проще говоря, большинство романовских родословий было ВЫДУМАНО в конце XVII века.

  По наблюдениям А.А.Зимина, "наиболее широко РАЗМАХ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ приобрел в конце XVII в. Это явление Зимин связал с деятельностью Палаты родословных дел... Зимин показал, что В ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ ФАБРИКОВАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ АКТЫ, НО И ЦЕЛЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДОКУМЕНТОВ" …Романовы переписывали и фальсифицировали историю не из каких-то философских соображений, а чтобы удержаться у власти и избежать возмездия. 
РАДИ ЭТОГО РОМАНОВЫ ШЛИ НА ЛЮБЫЕ МЕРЫ ».

     В 1686 г. велено родословную книгу обновить и пополнить, включив в нее роды, от имеретинского царя Арчила Вахтанговича происшедшие, равно как сибирских и касимовских царевичей и, наконец, княжеские выезжие и иные честные роды.  Родословная книга... М., 1787. Т. 1. С. 7-11.

О незаконности Императорского Дома Романовых 


Уничтожая наследие св.Довмонта в Пскове, Романовские генеологи объявили: род Довмонта прервался, а сына св.Довмонта (его откопали Белоруские историки) Давида умалчивали в Российской Романовской истории. 

                         Мятежи в Пскове

«С царствования Алексея Михайловича мятежи в Пскове…1650 г бунт в Пскове…18 февраля 1679 года открылся ужасный бунт в Пскове, продолжавшийся пять с половиной месяцев…»

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1654 году.   Усилиями казачьих дружин к России были также присоединены обширные территории Сибири.

  В 1668 году в сичи, после старшинской казацкой рады начались антимосковские выступления.

 В конце XVII века Украинская старшина Донского казачества не верила московскому правительству                  

   Вот как обращался к царю Алексею Михайловичу протопоп Аввакум (1672 г) отстаивая старину, предсказывая царю адские муки на том свете, за неправые деяния: "А мучитель ревет в серном адском огне... Накась, бесконечные пироги и меды, сладкие и водка, процеженная с зеленым вином... А спальники-то подтирают ли гузно то у тебя в аду том огненном?

  В 1673 году умер царь Алексей Михайлович, Аввакум из Пустазёрска разразился саркастическим проклятием: 
 - Бедный, бедный, безумное царишка, что ты над собою сделал? Где багряноносная порфира и венец царский, бисером и камением драгим устроен?..Ну, сквозь землю пропадай б….. сын!..."

 Сожжен Аввакум был уже после смерти Алексея Михайловича, при его сыне Федоре Алексеевиче в 1682 году в Пустозерске «за великие на  царский дом хулы» с тремя друзьями.

  В последние десятилетия XVII века московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране, и не раз с оружием в руках противостояли действиям царского правительства (восстание 1682 годабунт 1698 года)

  В 1682 году была образована Псковская Митрополия. До начала XVIII века ее по очереди возглавляли митрополиты Маркел [5] (1682- 1691), Иларион [6] (1691-1698) и Иосиф [7] (1699- 1717). Все три архиерея оказались тесно связанными со строительством самого главного храма псковской епархии -  четвертого Троицкого кафедрального собора.
       
  После 1686 году, при митрополите Маркелле родом из иностранцев приступили к разбору Псковского Троицкого собора, возведённого величайшем зодчем Руси - Кириллом. Около четырёх лет разбирали собор,  построенный в три года псковскими мастерами.
                        

ЧЕТВЁРТЫЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

(строился при Государе Петре I, повелением которого уничтожили  Довмонтов город)

   Митрополит Маркелл заложил новый храм. Троицкий собор строили из тесанной Изборской плиты. Строился 6 лет и ещё не был окончен, когда своды его и верхняя часть обрушились.

   Взамен 25(!) престольного (с храмами Довмонтова города) одноглавого мощного собора, расписанного уникальными фресками с 32(32!) скатами, с большими трудностями более 15 лет выстроили 2-х престольный храм в испорченном византийско-русском вкусе.

    Постройку самого конца XVII века — Псковского Троицкого собора — выполнили по присланному из Москвы чертежу. Возведение четвертого Троицкого собора не могло быть начато раньше лета 1690 года. От 1689 года сохранились план и фасад собора, снятые перед его разборкой.
 Возможность уточнить дату начала строительства ныне существующего Троицкого собора дают архивные материалы. Так в «Топографическом описании Псковского наместничества» читаем: «Кафедральная соборная с двумя приделами церковь построена в прошлом 7197 году по грамоте великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великой княжны Софии Алексеевны присланной преосвященному Маркелу  Митрополиту бывшему Псковскому». Подтверждение того, что храм строился «по грамоте», т.е. с разрешения Москвы, можно видеть и в документе «Ведомость Псковского кафедрального Троицкого собора за 1800 год»: «Псковского Кафедрального Троицкого собора церковь каменная с двумя приделами: один во имя Святого Благоверного князя Гавриила Псковского, другой во имя Святого Благоверного князя Александра Невского [8] в твердости. Построены в прошлом 7197 году, по грамоте великих государей и царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, и великие княгини Софии Алексеевны, присланной Преосвященному Маркелу, Митрополиту бывшему Псковскому». При внимательном анализе текста выясняется, что в 7197(1689) году псковские церковные власти получили грамоту, разрешающую строительство нового кафедрального храма. А это, в свою очередь, означает, что возведение четвертого Троицкого собора не могло быть начато раньше лета 1690 года.

 Первым митрополитом Псковским был Маркелл (1682-1691), родом из иностранцев, то ли греков, то ли задунайских славян, при нём был разобран собор мастера Кирилла и начато строительство четвертого Троицкого собора.

  Вторым митрополитом Псковским был Иларион (Смирнов или Илларион Смирный)  возведён Патриархом Адрианом 1 февраля 1691 года в сан митрополита Псковского и Изборского. 
(До 9 января 1687 года Иларион числился Архимандритом Спасо-Ярославского монастыря). Митрополит Иларион (1691-1698) продолжил строительство Псковской Троицы. При нём собор был построен до сводов. Но до окончания строительства Илларион не дожил.

    Строительство четвертого Троицкого собора шло медленно. В 1697 году из-за недостатка денежных средств, строительные работы «за скудностью» были полностью  приостановлены. В июне 1698 года умер митрополит Илларион.

   Новый митрополит Иосиф был назначен  в Псков в конце  сентября 1699 года. А это означает, что более года псковская кафедра пустовала. Из  годовой сметы Пскова, составленной в январе 1699 года, известно, что соборная церковь каменная во имя Святые Живоначальныя Троицы в Кремле- городе еще «строится».

  
Н.Ф.Левин. Храмы и монастыри губернского Пскова. Дореволюционные публикации. Псков 2005. С.227
«В начале XVIII века, повелением Пётра 1, кладбищенская ц. Петра и Павла становится Соборной церковью Пскова(взамен Троицкого Собора, зам автора)…»

 Здание высотой 72 метра возводили московские зодчие более 15 лет, следовательно Троицкая церковь была освящёна около 1705 года.
В архитектуре храма четко прослеживаются нотки московского стиля.
Храм выстроен в испорченном византийско-русском вкусе. 
Он двухъярусный, причем нижний ярус его есть, очевидно, подклет древнего собора. Длина храма 28 саж. 5 вершков, ширина 17,67 саж., высота средней главы 22 саж. 2 аршина, с крестом 36 саж. 2 аршина; но храм кажется еще выше от высоты места, на котором он выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 56 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого четырехскатной крышей с пятью куполами, поставленными не посередине, а ближе к восточной части. Последняя имеет три полукруглые апсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от апсид находится по одной пристройке, в которых помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые апсиды и главки. С запада примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века.
В ХVIII веках подклет Троицкого собора становится усыпальницей псковских святителей. Их гробницы находятся в восточной части подклета "сзади алтаря". В 1698 году там погребён митрополит Илларион. Там же были погребены видные церковные деятели и одновременно крупнейшие учёные-лингвисты XVIII века: архиепископ Симон Тодорский (скончался в 1754 году) и епископ Гедеон Криновский (скончался в 1763 году). Оба - члены Святейшего Синода. Их уникальные библиотеки ныне сберегаются в Древлехранилище Псковского музея.
Псковский архиепископ Симон Тодорский - крупный учёный-ориенталист (то есть востоковед). И.И. Василёв в "Археологическом указателе города Пскова и его окрестностей" воспроизводит торжественную надпись на гробнице Симона Тодорского. В ней говорится, что Симон Тодорский "толико же любовию к премудрости горяше" "не доволенъ творясь" (будучи недовольным - Е.М.) "снисканными черезъ труды свои прилежныя въ Богоспасаемомъ граде Киеве науками", загорелся желанием "въ пользу и украшение своему отечеству, въ далечайшихъ и чуждыхъ странах поискать различные роды языковъ" (отправился в дальние страны для овладения различными языками - Е.М.). Обучась в Киеве русскому и латинскому языкам, в совершенстве овладев греческим, он "во удивление всемъ" выучился не только немецкому языку, но и языкам восточным: еврейскому, сирийскому, арабскому и халдейскому. И так навык к "любомудрию", что не только сам пользовался своими познаниями, но многие "из техъ наукъ" публично преподавал в Киеве. Так что императрица Елизавета Петровна "ради дара премудрости" Симона Тодорского назначила его своим указом членом Святейшего Правительствующего Синода.

Псковский епископ Гедеон Криновский - знаменитый оратор, придворный проповедник - тоже был членом Святейшего Синода. На заседании Синода несправедливо обвинил праведника Арсения (Мацевича), ныне причисленного к лику святых,  Арсений ему сказал: умрёшь по дороге, так и получилось.  Не доезжая до Пскова, в дороге захворал и скончался в загородном архиерейском Пантелеймоновском доме. Было ему только 37 лет..



Словарь Брокгауза и Ефрона. Том 37. С/Пбг. 1903. С.955,957В 1742 году Елизавета издала указ чтобы «книги Российские и иностранные, в которых упоминаются в бывших два правления известные персоны, предъявлять в де-сианс академию»…. (персонами были св.Довмонт, св. Мария их сын Давид и др. личности… )


      С XVIII века казалось, заделались целью уничтожить само имя Домант. Всё связанное с псковским князем Довмонтом – монастыри, храмы, иконы, документы уничтожалось. Запрещалось говорить о нём. … В этот период древний Псков, город, который в начале XVII веке сравнивали с Римом и Парижем лежал в развалинах и уступал не только Москве, но и Ярославлю. 

Были порушены псковские СВЯТЫНИ, забыты его самые почитаемые СВЯТЫЕ… 

И. И. Василёв в своем "Археологическом указателе Пскова и его окрестностей" о гробнице князя Довмонта пишет, что гробница эта поставлена в честь святого Довмонта, следовательно, не есть подлинная его гробница. По мнению Василёва, место погребения князя неизвестно. (Находящаяся нынче гробница наверху Троицкого собора, помещённая между северо-восточным и северо-западным его несущими столбами, ныне считается местом хранения мощей всех трёх святых: и князя Всеволода-Гавриила, и князя Довмонта-Тимофея, и Николая Салоса.)

             ПСКОВСКИЕ святые с XVIII века

Псков в твердости держал наказ Москвы только князь Гавриил Псковский и князь Александр Невский. 

Небесным покровителем Пскова отныне стал Всеволод Гавриил, проживший в Пскове около полугода. В сущности, он не был псковским князем, а лишь из Пскова добывал себе Новгород. И только нечаянная кончина его, закрепила за ним звание Псковского князя.  
1703 г. на гробнице Всеволода Гавриила подпись: «Преставился благоверный Князь Гавриил в лето 6646 (1138); а в 1703 месяца апреля в 8 день освятися Храм во имя его. В той же день и мощи его святые  положены в нём при Митрополите Иосифе Псковском и Изборском».
В 1703 г., была создана компилятивная редакция в составе Жития Всеволода Гавриила, Слова о явлении мощей, повести о чудесах (известна в единственном списке - ПИАМ. Ф. Михайлова. № 277 (229), 1800-1810 гг.). 
 В 1770 год сгорела крыша Псковской троицы, по неосторожности мастера запаивавшего соборную главу, в некоторых местах Псковской троицы оказались трещины, то подведены к стенам собора контрафорсы, на которые употребили четыре старинные псковские церкви.

       Книга для Российской императрицы                                 

Меж тем….1780 год лично для Российской императрицы Екатерины II  написана книга «Примечание на знатнейшие места путешествия её императорского величества» 
 «……по 1772 год Псков был Провинциальный город… …….Псков стоит при самом устье реки весь каменный с толстыми стенами. Укрепление сие называется ДОМОНТОВУЮ стеною, без сумнения по имени его Построителя, мужественнейшего из всех Князей Псковских ДОМАНТА, во святом крещении ТИМОФЕЕМ наречённого, Княжевшего во Пскове от 1266 по 1299 год, кой и погребён в соборной церкви …..христианское благочестие во Пскове…украсило оный молитвенными храмами…все каменные…в кремле огромный собор и три церкви….внутри города два девичьихвне города два мужских…»

 Возвеличивание ВСЕВОЛОДА
22 апр. 1834 г., в день Св. Пасхи, по указу имп. Николая I Павловича дубовую колоду с мощами Всеволода положили в новую серебряную раку и перенесли из придела в Троицкий собор, на изготовление оной ушли все серебряные изделия храма Святой Троицы.
На раке стоял серебряный ковчег с частицами мощей Всеволода (похищен в 1860 неизвестно кем)
  В XIX веке в Пскове ежегодно совершался крестный ход вокруг города в память о Всеволоде Гаврииле, ставшим повелением Романовых небесным покровителем Пскова..

   МОЩИ св.ДОВМОНТА  - перемещены под ХРАМ
Мощи же ДОМАНТА-Тимофея (мужа безукоризненной честности, потомка древних родов Руси) в XIX веке были вынесены из Троицкого собора и погребены в западной отделении усыпальницы под Троицким Собором. 

   1899 г мощи блаженного князя ДОВМОНТА почивают под спудом, в правом притворе псковского кафедерального собора. Псковские епархиальные ведомости 1899 г (часть неофициальная)

Книга - Святыни и древности Пскова. Граф М.Толстой. Москва. 1861г., с 42-45
  «В Псковском соборе Святой Троицы, построенным в 1699г., стояли 3 гробницы псковским святым: Всеволоду-Гавриилу, Довмонту-Тимофею и Николаю-Салосу, юродивому. Все дубовые, простой работы. Гробница князю Всеволоду-Гавриилу, княжившим в Пскове около года, была устроена на северной стороне. Две гробницы на южной стороне. У второго окна стояла гробница князю Довмонту, княжевшему в Пскове тридцать три года. У третьего окна гробница Николаю Салосу- юродивому, спасителю Пскова от разорения царем Иваном Грозным.

Зам.автора:  В 2004 году, в Псковской Троице на северной стороне стояла одна деревянная гробница. В 2005 году заменённая, неизвестным жертвователем на серебряную .


                  ВЕЛИКИЙ ДОВМОНТ
   «Современники сравнивали князя Довмонта богатыря телом и духом с Владимиром Мономахом. По единогласному отзыву летописей и жизнеописателей, благоверный князь Домонт, кроме воинских доблестей: мужества, храбрости, по отзывам летописцев, был  «… справедлив, милостив паче меры, любил духовенство, строил и украшал храмы, за сирот, вдов и обиженных заступался, нищих жалел».

История нам говорит, что даже Новгород поступился своими владениями шведам. Границы Псковской области оставались неприкосновенными. Псков улучшал, хранил, усовершенствовал свою крепость, которая представляла как бы копьё, воткнутое Домонтом, указывая неприкосновенность границы русских владений.
Сравниться в доблести с Домонтом не смог ни один  из Псковских князей» [1].

                                                  ПСКОВ

Посещая Псков с 2000 г.  задаю молодым псковичам один вопрос 
Ваш самый знаменитый князь?  Ответы:
                   1. князь Гавриил Псковский, 
                   2. князь Александр Невский.
На моё возражение отвечают: 
Так нас учат, почитайте псковскую печать

Современные публикации до наших дней рассказывают о св. Всеволоде Гаврииле, как о построителе второго каменного собора Пскова, для убедительности приводя фреску юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг, где он изображён с храмом. Однако древняя живопись в московском Архангельском соборе дошла до нас под под записью XVIII-XIX веков. Подтверждением служит фреска Александра Невского, где он изображён на столпе в княжеском одеянии, а в XVII веке А.Н. изображали только в монашеском одеянии.

Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVII века были закрашены белой краской.

Всеволод канонизирован Русской церковью только на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский. Память совершается три раза в году: 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября (по юлианскому календарю).

Князя Доманта, псковичи при его жизни почитали за святого, ибо в 1347 году, построен храм во имя его. Память совершается раз в год 20 мая (по юлианскому календарю).

В 2013 г в летнем Троицком соборе Пскова нет икон св. Доманта. У алтаря стоят иконы Всеволода и св. Евсевия - небесного покровителя псковского владыки.

К сожалению, искажённая история Руси, ничему нас научить не может, но наказывает всех нас за незнание её уроков.

На серебряной раке 2005 г, установленной неизвестным жертвователем, положена икона Всеволода Г..  Над ракой НЕТ  подписи, а подходящие помолиться уверенны: в раке мощи только Всеволода.

     ПСКОВСКАЯ ТРОИЦА 


Внутренняя перспектива Троицкого собора - копия рисунка И.Ф. Годовикова 1866 г.

С 1691-1698 трудами преосвещенного Иллариона   строилось  Псковская св. Троица. В Псковской Троицы и др. храмах  Пскова фресковая живопись отсутствует [9].



Храмы хранят в себе информацию эпохи, к которой они принадлежали, а отсутствие фресковой живописи тоже может рассказать о многом...

Иконостас Троицкого собора в XX веке создан по проекту архимандрита Зинона, им же написаны иконы. Иконопись архимандрита Зинона – это молитва, отрешенная от земной многогрешной жизни. Иконы Зинона – это гармония, тишина бесстрастия, молитва чистая, звенящая как струна, тронутая Мастером и возносящая звук к Господу. Архимандрит Зинон обращает нас к первоисточнику, к времени, когда все иконописцы понимали икону как молитву.

       Св. ДОМАНТ в храмах ЯРОСЛАВЛЯ

Как известно, московские правители псковичей выслали на Волгу.  

В Ярославле, городе на Волге, первые каменные церкви появились в начале XVII века, к ним относится: ц. Николы Надеина, ц. Николы Мокрого, и ряд других церквей, а также Воскресенский собор (30 км. от Ярославля). 
В них до наших дней, сохранились уникальные фрески XVII века.

  Храмы хранят в себе информацию эпохи, к которой они принадлежали, а фресковая живопись может рассказать гораздо больше, чем летописи и книги.

На столпах Ярославских храмах до наших дней сохранилось изображение любимого псковичами св.князя ДОВМОНТА. На столпах Ярославских церквей св.псковский ДОВМОНТ именуется ДОМАНТОМ


  
 Роспись Воскресенского собора XVII века.(30 км. от Ярославля) Собор никогда не закрывался.  
Фотографии автора.

Можно предположить, что Воскресенский Собор служил образцом для постройки Псковского Троицкого Собора. В тот и другой собор ведёт крутая лестница из 33 ступеней.
С Ярославлем и Псковом связана судьба преосвещенного Иллариона.

Илларион с 9 января 1687 — 1691 был архимандрит Спасского монастыря в Ярославле.  

Все Ярославские храмы расписаны фресками. 
Фресковая живопись в Псковской Троицы отсутствует.


МИРОТОЧЕНИЕ ИКОН в Пскове и Ярославле

В Троицком Соборе Пскова мироточат иконы: Мироточит образ Богородицы Псково-Покровской. На чудотворной иконе «список»,  в XVIII веке изменены даже надписи, на иконе появились имена святых, не упоминавшихся в Сказании и не изображенных на иконах XVI века. 
Обильное мироточение иконы наблюдалось в 2005 году.  Годом  раньше мироточила икона великомученика и целителя Пантелеймона. 
 В ц. Успенской Норского посада г.Ярославля в 2005 году обильно мироточили иконы как старые, так и новые. Прихожанин церкви, Сергей Губин, зафиксировал мироточение любительской кинокамерой.
  В 2006 году автор Евгения Г.  привезла фильм о мироточении икон в ц. Успенской (Норского посада г.Ярославля) в Псково-Печёрский монастырь. Мой духовник о.Феодосий (Коротков) указал старца, к кому обратится. Благословилась, рассказала, попросила посмотреть фильм. Ответ:
    -И смотреть не буду. Мироточение есть Божие чудо, однако посмотрите в нашем монастыре ничего не мироточит. Мироточат иконы там, где не всё благополучно. Но милость ли это? Это плачь о грехах наших. Одно можно сказать точно: это призыв к покаянию…
  Более трехсот лет Воскресенский собор (30 км от Ярославля)  и Троицкий собор Пскова, построенный при митрополите Иларионе, хранят свои тайны.
    Найти ответы на многочисленные вопросы, возникающие при знакомстве со сложной строительной историей соборов: богатой фресковой живописи Ярославских храмов XVII века и полным отсутствием фресковой росписи в храмах Пскова и Троицком псковском соборе XVIII века позволят  комплексные  научные исследования, проведенные с привлечением богословов, историков, архитекторов-реставраторов, искусствоведов, археологов и исследователей.

   Мифы наших дней

В XVIII-XIX веках вычёркивая потомков Доманта из истории Руси о Доманте писали: - не оставил потомства. 
Замалчивая в истории Руси его сына Давида, внука Александра Невского, который в доблести превзошёл своего деда».http://domont.blogspot.ru/2011/02/blog-post_9003.html; http://domont.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html

В этот период история многих древних родов искажена, а потомки уничтожены.
Что мы знаем о Борисе Годунове? Татарин, незаконный правитель…, однако.
Журнал «Москва» ещё в 2008 год в № 8, С.204 «Мифы о Годуновых»  …Академик Степан Борисович  Веселовский в 1938 году написал работу "Из истории древнерусского землевладения". Досконально изучив все доступные источники, пришел к знаменательным выводам.
 Во-первых, он установил исконное русское, а именно костромское, происхождение Захарии Чета, то есть нет никакой возможности говорить о Годунове как о "татарине" - легенда о выезде якобы татарского мурзы Чета возникла при Романовых.
В XVII-XIX веках бытовало мнение, что Борис Годунов был неграмотен - однако изучение источников обнаружило целый ряд подписей Годунова под данными грамотами. А то, что мы знаем о его детях - Федоре и Ксении - напрочь рушит и этот миф.
Новый взгляд на царя Бориса и его род: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/08/22/mify_o_godunovyh/.

        «И открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, держащих истину в плену у неправды». (Рим.1:18)

Можно-ли назвать случайным совпадением, то, что произошло с родом  Романовых?.

 В Ипатьевский Костромской монастырь прибывшая делегация Земского собора призвала на царство первого представителя рода Романовых Михаила Фёдоровича. 
 Взойдя на царство из Ипатьевского монастыря, через 300 лет Романовы погибли в Ипатьевском доме. 
23 ступеньки переступил Михаил, поднимаясь на трон, чтобы в 1918 г. после 23 лет правления последние Романовы переступили 23 ступеньки, спускаясь в подвал Ипатьевского дома. В Ипатьевском особняке Екатеринбурга была расстрелян последний царь рода Романовых - Николай II
   Именно в древнем Пскове, особенно пострадавшим в годы правления рода Романовых произошло отречение от власти Николая II.  2/15 марта в Псков прибыла думская делегация, она приняла отречение Николай II в пользу брата Николая – Михаила.
 После получасового размышления Михаил подписал манифест об отречении.   Династия Романовых началась с Михаила - Михаилом и закончилась.
Кто может сказать, что всё это случайное совпадение.
***      ***   ***
Упомянем о судьбе Троицкого собора в наши дни. Во время Великой Отечественной войны отступающие оккупанты, раздражённые своей военной неудачей, хотели взорвать Троицкий собор. Он был заминирован, но спасён ценою жизни воинов-освободителей, сумевших в критическую минуту предотвратить взрыв.

После Великой Отечественной войны Троицкий собор восстанавливал Юрий Павлович Спегальский. Он сделал его главы "серебряными" (их покрыли оцинкованным железом). Дело не только в средствах: Спегальский был большим, настоящим художником. Он знал, что делал! И как надо делать!..

В честь тысячелетия Крещения Руси все главы собора были "побиты" медью, а центральная глава позолочена. Мы помним, что и изначально все главы были "серебряными"; венчающая глава золотилась два раза: при Борисе Годунове и в середине XIX века. Теперь малые главы "почернели". Образ собора оказался перетолкованным.

Сохранились надписи, бывшие на некоторых колоколах колокольни Троицкого собора. Они донесли свои даты, имена мастеров. Интересно, что иные колокола отливались к празднику и даже их отливка, видимо, специально завершалась в праздничный день.
Вот примеры из надписей на колоколах, приведенные Василёвым (располагаем их в хронологическом порядке).
1. Март 1492 г."... слить быль колоколъ сии храму Пресвятыя и Нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святого Духа... а мастеры Михайловы дети Матфей и Козьма...".
2. Колокол, литый "Божиею милостию пособиемъ и помощию св. Троицы" в 1534 году "месяца марта в 25 день Благовещения... при державе ... великого князя Ивана Васильевича царя и государя всея Руси ... а делали мастеры псковичи Тимофей Андреевъ сын Котельниковъ да Прокофий Григорьевъ сынъ".
3.1540 год. Колокол слит "месяца мая ... во обитель ко Успению Пресвятой Богородицы на новгородской дорози над Кебию рекою... делалъ мастеръ Тимохъ Андреевъ сынъ".
4. 1572 год. Колокол "к Воздвижению честного креста... да к... церкве Петру и Павлу, что на государеве дворе". (Видимо, это был придел церкви Воздвижения.) Мастер не указан. (Церковь Воздвижения стояла на Княжьем дворе, который стал Государевым двором.)
5. 1631 г. ("7139 августа"). "Слитъ сии колоколъ в граде Пскове... К храму к рождеству Христову в домонтову стену... при державе... государя и великого князя Михаила Федоровича". (Имя мастера не указано.)
6. Колокол, который отлили "государевы царя и великого князя Бориса Федоровича... мастеры Яким Иванов да Афанасий Панкратов". (Дата не указана. Время - Бориса Годунова.)
7. И, наконец, колокол, отлитый "Повелением псковитина посацкого человека Иоанна Сергеева Поганкина и от их св. Иоанна Златоуста Медведева монастыря сии колоколъ полшеста пуда 4 фунта". (Надо полагать, что "Иоанн Сергеев Поганкин" - сын знаменитого псковского промышленника и купца Сергея Поганкина, в прославленных палатах которого ныне расположился музей. Следовательно, колокол отлит во второй половине XVII века. Златоустовский Медведев монастырь находился недалеко от палат. Там была усыпальница Поганкиных.)
В настоящее время на колокольне Троицкого собора есть колокола 1526,1544,1546,1557 и 1581 годов.

Библиография, источники:

  • А.Р.Андреев. Князь ДОВМОНТ Псковский. Историческая хроника XIII века. Москва. 1998
  • М.В.Толстой. История русской церкви. М. 2009.
  • Описание Пскова и его знаменитых пригородов. Николай Ильинский. С/Пбг. 1790 г.
  • Митрополит ЕВГЕНИЙ (Болховитинов). История княжества Псковского. Псков. 2009.
  • М. Толстой. Святыни и древности Пскова. М.1861. С/Пг.1993.
  • Иван Беляев. Города Пскова и псковской земли. М. 1867.
  • Н.Ф.Окулич – Казарин. Спутник по древнему Пскову. ПСКОВ. 2001.
  • Н.Ф.Левин. Храмы и монастыри губернского Пскова. Дореволюц. публикации. Псков 2005
  • А.И.Комеч. Каменная летопись Пскова. М. 2003



[1] Евгений Богданович. Святый благоверный князь ДОМОНТ псковский. В память шестисотлетия со дня кончины. 1899. С.18, 19



[1] В Ярославском синодике и в фресках Ярославских церквей Псковский св.Довмонт именуется Домантом.  См. http://domont.blogspot.ru/2011/08/xxi_211.html,  Домантом он именуется и в книге Митрополита Евгения (Болховитинова) История княжества Псковского, Псков. 2009 г. Потому в дальнейшем тексте Псковский св.Довмонт именуется Домантом.
[2] Большая биографическая энциклопедия: Макарий, архиепископ Псковский — архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский. С 1641 года — архимандрит Псковского Снетогорского (Домантовского до конца XVII века, зам. автора Е.Г.Ч.) монастыря. В июле 1643 года переведен архимандритом Псково-Печерского Успенского монастыря.
4 ноября 1649 года хиротонисан во епископа Псковского с возведением в сан архиепископа. В 1654—1655 годах участвовал в Соборе по делу исправления церковных книг. В 1664 году удалился на покой в Космодамиановский монастырь на Гремячей горе во Пскове. Скончался 20 июля 1665 года.
[3] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: Арсений, избранный епископ Псковский — который по принятии псковичами князя Александра Михайловича Тверского был послан ставиться к Феогносту, отказавшему псковичам в их требовании; не помогло и посредничество литовского князя Гедимина, к которому Феогност был привержен …  
[4] К ним относился святой ДОМАНТ Псковский см. http://domont.blogspot.ru/2011/02/blog-post_9003.html http://domont.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html
[5] Источник http://informpskov.ru/news/41038.html - Первым митрополитом Псковским был Маркелл (1682-1691), родом из иностранцев, то ли греков, то ли задунайских славян. До Псковской кафедры он был архиепископом в Суздале, и его первой заботой в Псковской епархии стало восстановление Троицкого Собора, пострадавшего от пожара в 1669 году. Митрополит начал строительство того Троицкого Собора, который сейчас возвышается в псковском Кремле, но достраивали его преемники Маркелла. Митрополит Псковский и Изборский Маркелл был одним из претендентов на Патриаршество
[6] Материал из Википедии. Митропролит Иларион (Смирнов или Илларион Смирный)
1 февраля 1691 года Патриархом Адрианом в сан митрополита Псковского и Изборского возведён Илларион. С 9 января 1687 года — архимандрит Спасского монастыря в Ярославле. См. http://domont.blogspot.ru/2011/08/xxi_211.html
Илларион продолжил строительство Троицкого собора. При нём собор был построен до сводов. Но до окончания строительства Илларион не дожил.
В десятом часу дня 22 июня 1698 года митрополит Илларион скончался. Похоронен в крипте под строящимся Троицким собором.
[7] Википедия. Митрополит Иосиф (Римский-Корсаков митрополит Псковский и Изборский. С 1694 по 1699 год — архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве.
18 сентября 1698 года (по другим источникам 17 сентября 1699 года) хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Псковского с возведением в сан митрополита.
При митрополите Иосифе в 1699 году завершено строительство и освящен в Пскове Троицкий собор.
[8] Необходимо заметить изображения св. благ. князя Александра Невского в фресковой росписи первых Ярославских церквей, построенных в начале XVII века отсутствует. См. http://domont.blogspot.ru/2011/08/xxi_211.html.
[9] Исключение составляют: храм Преображенья Мирожского  монастыря и ц.Рождества Богородицы Домантовского (Снетогорского)  монастыря в них под вековыми наслоениями в XX веке учёные открыли древние фрески.
В ц. Рождества Богородицы  Домантовского (Снетогорского)  монастыря сохранились изображения ктиторов собора князя Доманта-Тимофейя († 1299) и его супруги Марии † 1317 году (псковской св.Марфы)

Благодарю Ярославскую научную библиотеку им.Некрасова и библиотеку Ярославского Спаса-Преображенского заповедника за помощь.   
Осознаю своё несовершенство, свое праведное слово скажет РПЦ. Понимаю, что ряд исторических данных должен быть проверен исторической критикой. Мои исследования идут вразрез с официальной версией русской истории, которая господствует в исторической науке до наших дней. Буду благодарна за любые критические замечания, дополнения, помощь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий