Благодаря
подарку из Псковского монастыря епископу Вениамину (Лихоманову) случилось
нечто, связавшее невидимыми нитями Псков,
Ярославль и Тутаев.
В
Воскресенском соборе Тутаева (от Ярославля
30 км.), увидела фреску ДОВМОНТА
псковского (информации о ней в печати и
по интернету нет).
В
Псковских храмах фресковая живопись отсутствует (исключение составляют ц. Преображенья-Мирожского монастыря и ц.Рождества
Богородицы-Снетогорского монастыря), нет в псковских храмах и икон
св.Довмонта, сотворившего великое Псковское княжество.
Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава
человеческая
— как цвет на траве: засохла трава,
и цвет ее опал; но слово Господне
пребывает вовек
1-е
послание Петра, 1, ст.24,25
Впервые
приехала в Псков в 2000 году. С 2002 года ежегодно приезжаю в Псков 7
октября, в день памяти чудотворной иконы Мирожской Божией Матери, у ног которой
изображены князь ДОВМОНТ – Тимофей (†1299) псковский со своей супругой Марией –
псковской святой Марфой (†1317).
Над ней подписано: жена Доманта, дщерь
(дочь) Александра Невского.
Останавливаюсь
в монастыре основанным святым Довмонтом в
XIII веке.
С
1993 года открыт как женский монастырь Снетогорский Рождества Богородицы (в истории Снетогорского монастыря малоизвестным
является факт, что во времена Ивана Грозного монастырь именовался Домонтовской лаврой и был первой, из
четырёх псковских лавр).
В
монастыре сохранилась ц. Рождества Богородицы,
построенная по завещанию князя
Довмонта (†1299),
его женой св. Марфой (†1317)
и расписанная фресками в 1313 г.
В
XX веке учённые под вековыми наслоениями открыли древние фрески.
В
алтаре сохранилась фреска ктиторов обители: св.Доманта и св.Марфы.
В
монастырской библиотеке оставляю свои несовершенные статьи. Отклика не
последовало.
Снетогорский монастырь, Церковь Рождества Богородицы. Ф.автора 2005 год, октябрь.
Снетогорский монастырь, Церковь Рождества Богородицы. Ф.автора 2005 год, октябрь.
В печать
пробиться не смогла. Православный парень Максим (познакомились в церкви) помог мне открыть свою страничку http :// domont . blogspot . com /, где выкладываю свои находки по
истории Руси.
Подружилась
с матушкой монастыря Людмилой (Ваниной), многими монахинями, инокинями, в том
числе и Катериной, у ней послушание: работа на скотном дворе, в свободное время
(в основном ночью) Катерина плетёт
дивные поясочки по стариной технике
ткачества на дощечках, раздаривая пояски, в основном священникам.
В
октябре 2011 года Катерина показала мне свои изделия, попросив передать
Рыбинскому владыке Вениамину
(Лихоманову) лично в руки поясочек с письмом, добавив, что она является его искренней почитательницей.
Взяла,
пообещав передать лично в руки епископу
Вениамину. Мы знакомы давно.
В
ноябре 1998 года епископ Вениамин (Лихоманов), будучи настоятелем
Воскресенского собора о. Николаем Лихомановым, благословил автобусную
паломническую поездку в С/Пбг. Для меня паломничество было знаковым. Много
фотографировала. 27 ноября в 9 час утра мы были на Никольском кладбище С/Пбг.
Паломники из г.Тутаева и Ярославля пропели панихиду на могиле митрополита
Иоанна (Снычёва), скорбно опустив головы, а
мною сделан снимок. На фотографии виден свет, идущий из-под креста.
Фотографию показывала многим. Сомневающиеся говорили:
-Ничего особенного, подделка, брак
фотографии.
Мнение
верующих:
-Фаворский свет.
-Явленная фотография, это чудесное
подтверждение общения мертвых с живыми.
Святитель
Лука (Войно-Ясенецкий) писал:
«Но
если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и
тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то
почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела?»
Написала
небольшую статью: Чудесная фотография могилы Митрополита Иоанна (Снычёва).
После
поездки, исповедовалась у о. Николая в Воскресенском соборе Тутаева. Фрески, в
то время, мне были не интересны. Множество раз встречалась с о. Николаем
Лихомановым и в Ярославле.
ЯРОСЛАВЛЬ
Приехав
из Пскова, позвонила в Ярославскую Епархию, объяснив ситуацию с подарком.
Мне
ответили: Епископ Вениамин в Ярославле
не бывает, обратитесь в Рыбинскую Епархию.
Невольно
всплыло в памяти: Владыка Вениамин в
2009 году дал № своего сотового телефона. Набралась смелости, позвонила,
благословилась, узнал, вспомнил, попросила встречи, с тем, чтобы лично в руки
передать подарок из псковского монастыря.
По
разным причинам наша встреча несколько раз откладывалась.
Был
сентябрь месяц, а в октябре мне ехать в Псков: Мирожская Б.М. - 7 октября и
впервые участвую в псковских региональных краеведческих чтениях 10 – 12 октября
2012
Мой
доклад: ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ДОВМОНТА В ФРЕСКАХ ЦЕРКВЕЙ ЯРОСЛАВЛЯ XVII ВЕКА.
Заявку
на участие отправила в начале года. Получила ответ: Нас очень интересует тема
Вашего доклада - будем очень ждать Вас. С уважением, Тамара Васильевна
Вересова.
Обошла многие Ярославские церкви, фотографируя всё, что меня
интересовало, особенно столбы
с изображением св. Довмонта.
В храмах на столбах, поддерживающих купол, изображены святые,
проповедовавшие слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами,
всей своей жизни христианскую веру. На них изображались истинные столпы Церкви.
За
месяц до отъезда в Псков мы договорились с владыкой Вениамином встретиться 9 сентября в 14 часов
в Воскресенском Соборе Тутаева.
ТУТАЕВ (Борисоглебск)
Картинка:
http://www.rbstarina.ru/j_view.php?id=16
Согласно летописному преданию Борисоглебская
слобода (Тутаев) появилась в 1238 г на правом берегу р.Волги, основанна беженцами из Ярославля.
Приехала
за два часа до встречи с владыкой, помолиться чудотворным иконам Воскресенского
собора. Поднимаюсь по крутым
ступенькам Воскресенского собора и невольно вспоминаю такую же крутую лестницу псковского Троицкого
собора. В памяти всплывает: совремённый псковский Троицкий собор (в нём фрески
отсутствуют) возведён в конце XVII веке, при митрополите Иларионе, из архимандритов Спасо-Ярославского
монастыря.
Сфотографированные
мною для псковских чтений Ярославские церкви уступают Воскресенскому собору не
только размерами, но и роскошью.
Огромный светлый храм весь расписан фресками, как и все Ярославские
храмы. Это живая библия XVII века.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ
СОБОР НИКОГДА НЕ ЗАКРЫВАЛСЯ.
Поднявшись
по лестнице, захожу в галерею. Фотографирую фрески галереи.
Воскресенский
храм — настоящий музей древнерусской иконописи.
В
соборе сохранились святыни: чудотворная икона Спаса Всемилостивого (необычайно
больших размеров), несколько икон Богородицы и резной образ святого Николая
Чудотворца (Можайского).
За
многие века пребывания в соборе икона Всемилостивого Спаса многократно
прославилась чудесами. По заведённой традиции, возникшей с незапамятных времён,
верующие пролазиют под образом Спасителя. С молитвой, пролазаю под трёхметровой
чудотворной иконой Всемилостивого Спаса. Встав с колен, увидела фреску,
изображающую Страшный суд.
Любуясь великолепием храма,
рассматриваю убранство собора и роспись столбов… и о ЧУДО: на южном столбе
южной грани увидела псковского ДОВМОНТА (на столбе подписано Домант).
Невольно
вспомнилось: в псковских храмах и совремённой
соборной Троицы Пскова фрески отсутствуют, а в росписи передаются церковные предания. Возникла мысль, в чём причина
отсутствия фресок в Псковских церквях?
Псковский Довмонт!
В
конце XVII
века в Пскове разобрали шедевр древнерусского зодчества Троицу мастера Кирилла,
украшенную фресками, см. http://domont.blogspot.ru/2013/12/1-19022013.html.
Известно,
что фрески церквей хранили в себе информацию о той эпохе, к которой они
принадлежали и могут рассказать больше
летописей и документов. В убранстве, росписях храмов заключалась
подлинная история старой русской империи.
Древние
фрески были уничтожены в годы правления Романовых (XVIII век), ставшими главой Русской
Православной церкви.
Фрески уничтожили не только в Пскове, их сбивали во многих городах, в
том числе и в Спасо-Преображенском храме Переславль-Залесского. Храм,
построенный в XII
веке, был закрыт с XVIII
по XIX
вв. В конце XIX
века прохудилась крыша, храм открыли и увидели древние фрески - современники храма.
В
этот период главой РПЦ был царь Николай II. Фрески сняли, сложив в ящики. Чудом
сохранилась одна фреска (поясное изображение апостола
Симона). Фреска выставлена в Историческом музее Москвы, под названием «Страшный суд».
Приближается
время нашей встречи с владыкой Вениамином, а его в храме нет.
По
крутой деревянной лестнице спускаюсь во двор и вижу владыку, в простом
монашеском одеянии, в окружении прихожан.
Подхожу, благословляюсь, передаю
письмо с пояском, с восторгом рассказывая о фреске ДОМАНТА, впервые мной
увиденной в Воскресенском соборе, об
отсутствии фресковой росписи в псковских храмах, о псковских краеведческих
чтениях и теме моего доклада:
ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ДОВМОНТА В ФРЕСКАХ ЦЕРКВЕЙ
ЯРОСЛАВЛЯ XVII ВЕКА.
Рассказываю
о изображениях псковского Довмонта в первых каменных храмах Ярославля,
построенных в начале XVII веке: ц. Николы
Надеина, ц. Николы Мокрого. Похоже, фреска Доманта есть в церкви Спаса на Городу
(летний храм в лесах, надписи частично
утрачены). Фреска святого князя ДОМАНТА была и в разрушенном (безбожной властью) Успенском кафедральном соборе Ярославля
главном храме города, заложен
в 1225 г. как княжеский. В
Успенском храме святой Довмонт был изображен на 2-м южном
столпе. В Воскресенском соборе
фреска Доманта расположена также на южном столпе!!!.
И
о радость! Перед самым отъездом в Псков, случайно-ли? нашла изображение псковского
Довмонта в Воскресенском храме!.
Внимательно
выслушав мою восторженную речь, владыка Вениамин посоветовал посетить
Крестовоздвиженский храм, на противоположном берегу р.Волги, построенный одновременно
с Воскресенским собором сказав, там
сохранились древние фрески.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ
16 сентября повторно приехала в
Тутаев. На пароме перебралась на противоположный левый берег р.Волги. Мне
подсказали: идти надо налево, а надо было направо. Покружив, за валом увидела Крестовоздвиженский
храм. Захожу в притвор. Дверь летнего храма на замке. Открыта дверь в зимний
храм, настоятель иеромонах Антоний венчает молодую пару.
Рассказала о цели
визита. Мне открыли летний четырёх столбный храм.
Расписали
Крестовоздвиженский храм в XVII веке, но после Воскресенского собора.
В
бинокль внимательно рассмотрела роспись четырёх столбов.
В росписи
столбов псковского ДОВМОНТА НЕТ.
На
северном столбе западной грани изображена княгиня Ольга.
Проблема
храма - катастрофическое состояние фресок, некоторые из древних фресок
утрачены, остальным грозит полное исчезновение.
Что имеем,
не храним, потерявши плачем.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
РОСПИСЬ СТОЛБОВ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА ТУТАЕВА,
составила автор 8 ноября 2012 года (опись снизу – вверх).
Северный
столб.
Восточная
грань: 1. Мученик Феодор Тирон; 2.
Царевич Димитрий Углический; 3. Царь Константин.
Южная
грань: 1. Пророк Захария; 2. Князь Домант псковский; 3. Князь
Всеволод. Западная грань: 1. Феодор Стратилат; 2. Преп. князь Феодор, князь
Давид и князь Константин; 3.Князь страстотерпец Глеб.
Северная
грань: 1. Князь Глеб; 2. Князь Борис; 3. Князь Владимир.
Южный
столб.
Восточная
грань: 1. Великомученик Георгий; 2.
Князь Михаил тверской; 3. Князь Даниил.
Южная
грань: 1. Мученик Димитрий; 2. Князь Константин; 3. Боярин Феодор.
Западная
грань: 1. Мученик Максим; 2. Князь Василий ярославский; 3. Князь Михаил.
Северная
грань: 1. Преп. Александр Свирский; 2. Преп. князь Александр Невский (в схиме);
3. Князь Георгий.
Вся роспись православного храма –
символ Церкви вечной, где изображены церковные события, и все святые соучастники церковной жизни размещены в храме это путь
через видимое – к невидимому.
Необходимо заметить изображения князя Александра Невского в росписи столбов первых
Ярославских церквей отсутствует.
Настоящая статья не является итогом
специального исследования.
Статья появилась в результате многолетних
размышлений автора и попыток понять историю Руси и своего рода.
ФОТО
и текст автора Евгении Георгиевны Чижиковой, рожд. Домонтович
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий