Поиск по этому блогу

среда, 19 февраля 2014 г.

ПОДАРОК



Благодаря подарку из Псковского монастыря епископу Вениамину (Лихоманову) случилось нечто, связавшее невидимыми нитями Псков, Ярославль и Тутаев.
В Воскресенском соборе Тутаева (от Ярославля 30 км.), увидела фреску ДОВМОНТА псковского (информации о ней в печати и по интернету нет).
В Псковских храмах фресковая живопись отсутствует (исключение составляют ц. Преображенья-Мирожского монастыря и ц.Рождества Богородицы-Снетогорского монастыря), нет в псковских храмах и икон св.Довмонта, сотворившего великое Псковское княжество.
Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава
человеческаякак цвет на траве: засохла трава,
и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек
1-е послание Петра, 1, ст.24,25

Впервые приехала в Псков в 2000 году. С 2002 года ежегодно приезжаю в Псков 7 октября, в день памяти чудотворной иконы Мирожской Божией Матери, у ног которой изображены князь ДОВМОНТ – Тимофей (†1299) псковский со своей супругой Марией – псковской святой Марфой (†1317). Над ней подписано: жена Доманта, дщерь (дочь) Александра Невского.
Останавливаюсь в монастыре основанным святым Довмонтом в XIII веке.
С 1993 года открыт как женский монастырь Снетогорский Рождества Богородицы (в истории Снетогорского монастыря малоизвестным является факт, что во времена Ивана Грозного монастырь именовался Домонтовской лаврой и был первой, из четырёх псковских лавр).
В монастыре сохранилась ц. Рождества Богородицы,  построенная по завещанию князя  Довмонта (†1299), его женой св. Марфой (†1317) и расписанная фресками в 1313 г.
В XX веке учённые под вековыми наслоениями открыли древние фрески.  
В алтаре сохранилась фреска ктиторов обители: св.Доманта и св.Марфы.
В монастырской библиотеке оставляю свои несовершенные статьи. Отклика не последовало. 
Снетогорский монастырь, Церковь Рождества Богородицы. Ф.автора 2005 год, октябрь.
В печать пробиться не смогла. Православный парень Максим (познакомились в церкви) помог мне открыть свою страничку httpHYPERLINK "http://domont.blogspot.com/"://HYPERLINK "http://domont.blogspot.com/"domontHYPERLINK "http://domont.blogspot.com/".HYPERLINK "http://domont.blogspot.com/"blogspotHYPERLINK "http://domont.blogspot.com/".HYPERLINK "http://domont.blogspot.com/"comHYPERLINK "http://domont.blogspot.com/"/, где выкладываю свои находки по истории Руси.
Подружилась с матушкой монастыря Людмилой (Ваниной), многими монахинями, инокинями, в том числе и Катериной, у ней послушание: работа на скотном дворе, в свободное время (в основном ночью) Катерина плетёт дивные поясочки по стариной технике  ткачества на дощечках, раздаривая пояски, в основном священникам.


                                                                      
В октябре 2011 года Катерина показала мне свои изделия, попросив передать Рыбинскому владыке  Вениамину (Лихоманову) лично в руки поясочек с письмом, добавив, что  она является его искренней почитательницей.
Взяла, пообещав передать лично в руки епископу  Вениамину. Мы знакомы давно.
В ноябре 1998 года епископ  Вениамин (Лихоманов), будучи настоятелем Воскресенского собора о. Николаем Лихомановым, благословил автобусную паломническую поездку в С/Пбг.  Для меня паломничество было знаковым. Много фотографировала. 27 ноября в 9 час утра мы были на Никольском кладбище С/Пбг. Паломники из г.Тутаева и Ярославля пропели панихиду на могиле митрополита Иоанна (Снычёва), скорбно опустив головы, а  мною сделан снимок. На фотографии виден свет, идущий из-под креста. Фотографию показывала многим. Сомневающиеся говорили: 
   -Ничего особенного, подделка, брак фотографии.
Мнение верующих:
   -Фаворский свет.
   -Явленная фотография, это чудесное подтверждение общения мертвых с живыми.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал:
«Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела

Написала небольшую статью: Чудесная фотография могилы Митрополита Иоанна (Снычёва).
После поездки, исповедовалась у о. Николая в Воскресенском соборе Тутаева. Фрески, в то время, мне были не интересны. Множество раз встречалась с о. Николаем Лихомановым и в Ярославле.

                                              ЯРОСЛАВЛЬ
Приехав из Пскова, позвонила в Ярославскую Епархию, объяснив ситуацию с подарком.
Мне ответили: Епископ  Вениамин в Ярославле не бывает, обратитесь в Рыбинскую Епархию.
Невольно всплыло в памяти: Владыка  Вениамин в 2009 году дал № своего сотового телефона. Набралась смелости, позвонила, благословилась, узнал, вспомнил, попросила встречи, с тем, чтобы лично в руки передать подарок из псковского монастыря.
По разным причинам наша встреча несколько раз откладывалась.
Был сентябрь месяц, а в октябре мне ехать в Псков: Мирожская Б.М. - 7 октября и впервые участвую в псковских региональных краеведческих чтениях 10 – 12 октября 2012
Мой доклад: ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ДОВМОНТА В ФРЕСКАХ ЦЕРКВЕЙ  ЯРОСЛАВЛЯ XVII ВЕКА.
Заявку на участие отправила в начале года. Получила ответ: Нас очень интересует тема Вашего доклада - будем очень ждать Вас. С уважением, Тамара Васильевна Вересова.
Обошла многие Ярославские церкви, фотографируя всё, что меня интересовало, особенно столбы с изображением св. Довмонта.
В храмах на столбах, поддерживающих купол, изображены святые, проповедовавшие слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, всей своей жизни христианскую веру. На них изображались истинные столпы Церкви.
За месяц до отъезда в Псков мы договорились с владыкой  Вениамином встретиться 9 сентября в 14 часов в Воскресенском Соборе Тутаева.

                                                                                  ТУТАЕВ  (Борисоглебск)

Согласно летописному преданию  Борисоглебская слобода  (Тутаев) появилась в 1238 г на правом берегу р.Волги, основанна  беженцами из Ярославля.

Приехала за два часа до встречи с владыкой, помолиться чудотворным иконам Воскресенского собора. Поднимаюсь по крутым ступенькам Воскресенского собора и невольно вспоминаю такую  же крутую лестницу псковского Троицкого собора. В памяти всплывает: совремённый псковский Троицкий собор (в нём фрески отсутствуют) возведён в конце XVII веке, при митрополите Иларионе,  из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря.
Сфотографированные мною для псковских чтений Ярославские церкви уступают Воскресенскому собору не только размерами, но и роскошью.  Огромный светлый храм весь расписан фресками, как и все Ярославские храмы. Это живая библия XVII века.
                         ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР НИКОГДА НЕ ЗАКРЫВАЛСЯ.
  Поднявшись по лестнице, захожу в галерею. Фотографирую фрески галереи. 
Воскресенский храм — настоящий музей древнерусской иконописи.
В соборе сохранились святыни: чудотворная икона Спаса Всемилостивого (необычайно больших размеров), несколько икон Богородицы и резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).
За многие века пребывания в соборе икона Всемилостивого Спаса многократно прославилась чудесами. По заведённой традиции, возникшей с незапамятных времён, верующие пролазиют под образом Спасителя. С молитвой, пролазаю под трёхметровой чудотворной иконой Всемилостивого Спаса. Встав с колен, увидела фреску, изображающую Страшный суд.
Любуясь великолепием храма, рассматриваю убранство собора и роспись столбов… и о ЧУДО: на южном столбе южной грани увидела псковского ДОВМОНТА (на столбе подписано Домант).
Невольно вспомнилось: в псковских храмах и совремённой соборной Троицы Пскова фрески отсутствуют, а в росписи передаются церковные предания. Возникла мысль, в чём причина отсутствия фресок в Псковских церквях?  Псковский Довмонт!
В конце XVII века в Пскове разобрали шедевр древнерусского зодчества Троицу мастера Кирилла, украшенную фресками, см. http://domont.blogspot.ru/2013/12/1-19022013.html.  
Известно, что фрески церквей хранили в себе информацию о той эпохе, к которой они принадлежали и могут рассказать больше  летописей и документов. В убранстве, росписях храмов заключалась подлинная история старой русской империи.
Древние фрески были уничтожены в годы правления Романовых (XVIII век), ставшими главой Русской Православной церкви.
Фрески уничтожили не только в Пскове, их сбивали во многих городах, в том числе и в Спасо-Преображенском храме Переславль-Залесского. Храм, построенный в XII веке, был закрыт с XVIII по XIX вв. В конце XIX века прохудилась крыша, храм открыли и увидели древние фрески -  современники храма.
В этот период главой РПЦ был царь Николай II. Фрески сняли, сложив в ящики. Чудом сохранилась одна фреска (поясное изображение апостола Симона). Фреска выставлена в Историческом музее Москвы, под названием «Страшный суд».
Приближается время нашей встречи с владыкой Вениамином, а его в храме нет.
По крутой деревянной лестнице спускаюсь во двор и вижу владыку, в простом монашеском одеянии, в окружении прихожан.
          Подхожу, благословляюсь, передаю письмо с пояском, с восторгом рассказывая о фреске ДОМАНТА, впервые мной увиденной в Воскресенском соборе, об отсутствии фресковой росписи в псковских храмах, о псковских краеведческих чтениях и  теме моего доклада: ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТОГО ДОВМОНТА В ФРЕСКАХ ЦЕРКВЕЙ  ЯРОСЛАВЛЯ XVII ВЕКА.
Рассказываю о изображениях псковского Довмонта в первых каменных храмах Ярославля, построенных в начале XVII веке: ц. Николы Надеина, ц. Николы Мокрого. Похоже, фреска Доманта есть в церкви Спаса на Городу (летний храм в лесах, надписи частично утрачены). Фреска святого князя ДОМАНТА была и в разрушенном (безбожной властью) Успенском кафедральном соборе Ярославля главном храме города, заложен в 1225 г. как княжеский.  В Успенском храме святой Довмонт был изображен  на 2-м южном столпе. В Воскресенском соборе фреска Доманта расположена также на южном столпе!!!.
И о радость! Перед самым отъездом в Псков, случайно-ли? нашла изображение псковского Довмонта в Воскресенском храме!.  

Внимательно выслушав мою восторженную речь, владыка Вениамин посоветовал посетить Крестовоздвиженский храм, на противоположном берегу р.Волги, построенный одновременно с  Воскресенским собором сказав, там сохранились древние фрески.

                                   КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ХРАМ
        16 сентября повторно приехала в Тутаев. На пароме перебралась на противоположный левый берег р.Волги. Мне подсказали: идти надо налево, а надо было направо. Покружив, за валом увидела Крестовоздвиженский храм. Захожу в притвор. Дверь летнего храма на замке. Открыта дверь в зимний храм, настоятель иеромонах Антоний венчает молодую пару.
Рассказала о цели визита. Мне открыли летний четырёх столбный храм.


Расписали Крестовоздвиженский храм в XVII веке, но после Воскресенского собора.
В бинокль внимательно рассмотрела роспись четырёх столбов.  
В росписи столбов псковского ДОВМОНТА НЕТ.
На северном столбе западной грани изображена княгиня Ольга.
Проблема храма - катастрофическое состояние фресок, некоторые из древних фресок утрачены, остальным грозит полное исчезновение.
Что имеем, не храним, потерявши плачем.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
РОСПИСЬ СТОЛБОВ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА ТУТАЕВА,
составила автор 8 ноября 2012 года (опись снизу – вверх).
Северный столб.
Восточная грань: 1. Мученик Феодор Тирон;  2. Царевич Димитрий Углический; 3. Царь Константин.
Южная грань: 1. Пророк Захария;  2. Князь Домант псковский; 3. Князь Всеволод. Западная грань: 1. Феодор Стратилат; 2. Преп. князь Феодор, князь Давид и князь Константин; 3.Князь страстотерпец Глеб.  
Северная грань: 1. Князь Глеб; 2. Князь Борис; 3. Князь Владимир.
Южный столб.
Восточная грань: 1. Великомученик  Георгий; 2. Князь Михаил тверской; 3. Князь Даниил.
Южная грань: 1. Мученик Димитрий; 2. Князь Константин; 3. Боярин Феодор.
Западная грань: 1. Мученик Максим; 2. Князь Василий ярославский; 3. Князь Михаил.
Северная грань: 1. Преп. Александр Свирский; 2. Преп. князь Александр Невский (в схиме); 3. Князь Георгий.

Вся роспись православного храма – символ Церкви вечной, где изображены церковные события, и все святые соучастники церковной жизни размещены в храме это путь через видимое – к невидимому.

Необходимо заметить изображения князя Александра Невского в росписи столбов первых Ярославских церквей отсутствует.

Настоящая статья не является итогом специального исследования.
Статья появилась в результате многолетних размышлений автора и попыток понять историю Руси и своего рода. 

                   ФОТО  и текст автора Евгении Георгиевны Чижиковой, рожд. Домонтович

Комментариев нет:

Отправить комментарий